Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 6 от 18 февраля 2011 года

Вернуться к главному  
 

Кронштадт. Страницы истории

Очерки спортивной жизни. 1704-1917

Наш внештатный автор Борис БРИЛЬ продолжает серию рассказов о спорте в Кронштадте давно минувших дней. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и всероссийского и даже мирового спорта. Мы попробуем напомнить нынешнему поколению о наших славных предках: трехкратном чемпионе Кронштадта (1857, 1858, 1860 годы) по стрельбе из винтовки, герое Севастопольской осады, подполковнике (в будущем полном генерале) морской артиллерии Ф. В. Пестиче; вице-командоре Петербургского речного яхт-клуба и «художнике шахмат» - лейтенанте 14 флотского экипажа И. С. Шумове; подпоручике крепостной артиллерии Г. Д. Мартосе, совершившем «оздоровительную» туристическую поездку на допотопном, даже для того времени (1890 год) велосипеде на сплошных шинах по маршруту Петербург-Варшава-Берлин-Париж-Лондон, «всего-то» на 8000 километров; о капитане крепостного телеграфа А. М. Каше, серебряном призере по стрельбе из дуэльного пистолета на Олимпийских Играх в Стокгольме 1912 года и многих, многих других. Автор просит читателей, имеющих в своем семейном архиве какие-либо сведения на эту тему сообщить их по телефону: 434-82-77.

Речной Яхт-Клуб

(Начало в № 4)

Яхту «Орианда» посетил Николай I. Поздравил И. С. Унковского с победой и вручил высочайший приз - позолоченный серебряный ковш с драгоценными камнями и надписью «Преуспевшему в морских гонках 14 августа 1848 г.». Яхте присвоили почетное имя «Императорская», а самого Унковского произвели в капитан-лейтенанты.

Как много в жизни человека значит случай. Будучи в Калуге, император Николай I посетил местную гимназию, которой заведовал отец Ивана Унковского, бывший адмирал в отставке. Николай I спросил его:
- Ну, что, управлять гимназией легче, чем кораблем?
- Никак нет, ваше Величество!
- ответил Семен Яковлевич. - Здесь, что ни голова, то корабль, и каждый идет своим курсом.
Императору ответ понравился, он поблагодарил директора за службу и зачислил его сыновей кандидатами в различные учебные заведения. Так, к несомненной пользе кронштадтской шлюпочной мастерской, третий по старшинству, тринадцатилетний Иван, попал в Морской кадетский корпус…
Готовясь к кругосветному плаванию, Унковский заказал для фрегата в кронштадтской шлюпочной мастерской комплект из девяти гребных судов. Качество выполнения заказа оказалось великолепным, а уж Унковский в этом деле знал толк. Недаром, не только в России, но и за границей он был признан одним из лучших специалистов-парусников.
С этого момента и начался бурный расцвет кронштадтской мастерской под руководством штабс-капитана Александрова. который работал там уже 40 лет. Первые 20 лет он занимал пост помощника мастера, «а теперь и сам мастер!» По распоряжению Морского министерства в мастерской ввели механические приспособления для работ. Поставили строгальные станки, пилы, устроили парильню для досок. К 1876 году в шлюпочной мастерской уже работали 200 человек из числа кадровых мастеровых, до 60 человек учеников, 25 флотских, остальные - вольнонаемные. Плата рабочих от 70 коп. (молотобойцы), до 1 руб. 50 коп. в день. Мастеровой мог получить еще больше - 1 руб. 80 коп. К примеру, на Морском заводе в то время рабочий получал всего 40 копеек.
Теперь гребные суда для нужд стоящего в Кронштадте флота стали строить, по преимуществу, в местной мастерской, которая в год стала производить до 60 новых судов различных размеров и назначений. Первоначально суда строились по чертежам адмиралов фон Шанца и «большого любителя и знатока шлюпочного дела Новосильского». При этом гребные суда отличались не только чистотой отделки, но и легкостью хода, далеко оставляя в этом отношении иностранные шлюпки.
А у «даровитого мастера» Д. А. Александрова стали заказывать суда даже члены царской фамилии и особы, приближенные к Императору. Восемь катеров заказывает Его Императорское Величество, 16-весельный катер из ясеневого дерева - Наследник Цесаревич, два 16-весельных катера - управляющий Его императорского Высочества Генерал-Адмирал. И это далеко не полный список… Но, главное, это уверенность наших моряков в отличном качестве шлюпок кронштадтской постройки, на которых они с неизменным успехом состязались с гребными судами как русскими, так и с иностранцами всех наций.
Дадим слово корреспонденту «Кронштадтского вестника»:
«16 июня 1861 года, в присутствии Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала и многочисленной публики у Елагина моста проходила гонка гребных судов, устроенная Речным Яхт-Клубом. Для зрителей, приглашенных на гонку по билетам, была устроена на Елагином мосту палатка, в которой находились несколько кресел и стульев. В назначенный час шлюпки выстроились в линию, у предварительно поставленных для этого вех.
Сигналом для начала гонки служил унтер-офицерский свисток. В гонке принимали участие члены речного Яхт-Клуба, любители и ялботочники, занимающиеся перевозом. Шлюпки, участвующие в состязании, построены большей частью на Охте у мастера г. Дребезгова, который и сам был одним из участников этой гонки.
Призы были назначены от Яхт-Клуба: для гичек с тремя гребцами - золотой свисток с цепочкой, для гичек с двумя гребцами - серебряный рупор, для гичек с четырьмя гребца-ми - серебряный румпель, крюк и 4 уключины, для одиночек - серебряный ковш и, наконец, для лыж - весло, отделанное серебром.
От Морского Ведомства для гичек Яхт-Клуба была назначена призом четырехвесельная гичка «Кронштадтка». Это гребное судно построено в Кронштадте шлюпочным мастером г. Александровым, отделано с удивительной тщательностью и отличается особым изяществом конструкции. Вообще надо сказать, что шлюпочное мастерство в Кронштадте сделало в последнее время замечательные успехи.
Расстояние для гичек было 2 ½ версты, моменты начала и конца гонки замечались по хронометру, с точностью до одной секунды
Приз Морского Ведомства, «Кронштадтку» выиграла гичка «Голубушка», на которой рулевым был член клуба В. Ю. Познанский (командор клуба, авт.), а гребцами: члены клуба Н. Вилкинс, Н. Познанский, Д. Маршалов и бар. М. Розен. Определенное расстояние пройдено за 12 мин. 54 сек.
Призы от яхт-клуба: золотой свисток получила «Скромница» с рулевым членом клуба В. И. Тайвани и гребцами любителями - 14 мин. 55 сек.; серебряный рупор достался гичке «Пташка». Рулевой Андреев, гребцы - перевозчики - 15 м. 53 сек.; серебряный румпель, крюк и 4 уключины выиграла гичка «Оструха» с рулевым О. И. Дребезговым и гребцами-любитлями - (14 м. 14 с.); серебряный ковш получила одиночка «Задорная», которой управлял один из любителей - 18 мин. 35 сек. и, наконец, отделанное серебром весло для лыж выиграла «Ундина», на которых шел член клуба Н. Х. Вилкинс, прошедший 420 сажен в 8 мин. 18 сек.».

После гонки неоднократный победитель гребных состязаний Речного Яхт-Клуба Н. Вилкинс напечатал в августовском номере журнала «Морской Сборник», «Правила гребли и управления гичками», которые он составил, по его признанию: «руководствуясь указаниями знатоков дела и собственным опытом». Статья представляла собой хороший перевод с английского пособия по гребле для спортсменов-любителей и, в принципе, была полезной.
Но, тут вышел конфуз. Морской офицер, кронштадтец, Вадим Романов, подверг статью уничижительной критике, поместив в сентябрьском номере Морского Сборника «Несколько слов…» по поводу опуса Н. Вилькинса:
«Как большой любитель катаний на шлюпках, я с любопытством начал читать статью, господина Вилькинса: что такое можно поместить особое, думал я, на 29 страницах убористой печати, и с первых же строчек увидел серьезно-ученый тон, с которым он трактует о гонках. Мы видим в ней теорию гонок, правила для составления экипажей шлюпки, хотя и практичные, но мелочные и, наконец, описание конструкции аутригеров и шлюпок, на которых и кататься-то совершенно невозможно.
И, что за превосходный и неоцененный субъект должен быть рулевым по системе господина Вилькинса: «рост 2 аршина 7 вершков, вес три пуда тридцать фунтов, характер веселый и остроумный». Впрочем, г-н Вилькинс позволяет пожертвовать несколькими лишними фунтами, чтобы приобрести рулевого с твердой рукой. А, что думать, встретив фразу: «Новичок в лодке, есть дитя с палкою в руках, которое старается подражать и впадает в привычку так грубо захватывать воду, что остается мало надежды достигнуть хорошего стиля гребли».
Каждое краснословие должно иметь цель. С какою целью воспитываете вы свои аутригеровские команды? Ежели для того, чтобы достигнуть идеала наибыстрейшего хода, то, увы! Вы его не дождетесь. На любой гичке или вельботе, которых так много в Кронштадте, да с отборной командой из 8-ми наших флотских матросиков, мы всегда перегоним аутригер. Только, конечно, чтобы гонка происходила на открытом фарватере. При этом замечу, что гонка на вельботе и приятна, и полезна, приучает гребцов к долгой и приятной гребле, и она не требует взвешивания гребцов каждые две недели. К тому же не придется соблюдать во всем «золотую середину»: не давая гребцам пить после гребли. Да, и запасы фруктовых леденцов и английских сухарей будут излишни. И кусочки лимона возить с собой не придется, потому что наши гребцы-матросы в обморок не упадут.
А что за удовольствие, кататься на шлюпке, которая может перевернуться от неловкого движения и разом лишить отечество 8 отборных молодцов и такого феноменального человека, как ваш рулевой? И решитесь ли вы посадить кого-нибудь из своих знакомых (не говоря о дамах) на ваш гиг? Не лучше ли вам кататься под парусами: удовольствие и приятное, и полезное. Знают ли ваши любители, что русские военные шлюпки - почти лучшие в Европе как под веслами, так и под парусами? Знакомы ли они с вооружениями вице-адмиралов,
Ф. М. Новосильскаго и И. И. фон-Шанца, а также с усовершенствованиями, которые делаются в кронштадтской шлюпочной мастерской? Верно, нет.
Желал бы я видеть катанья аутригеров на Большом Кронштадтском рейде в свеженький ветерок. Ради этого могу пожертвовать несколькими бутылками крепительных напитков для успокоения слабонервных аутригеристов, чтобы посмотреть, как рулевой в трудную минуту отдаст шкоты при набежавшем шквале, а на море это случается».

Борис БРИЛЬ

(Продолжение следует)

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru