Корабли постоят
Сложная навигационная ситуация в Финском заливе
Проблемы с судоходством на Финском заливе этой зимой кронштадтцы почувствовали, когда перестал ходить паром-ледокол «Николай Каплунов». Как следует из объявления на пристани, «в связи с тяжелой ледовой обстановкой».
Большие надежды на атомоход «Вайгач»
Он не железный
«Николай Каплунов» не выдержал борьбы со льдом метровой толщины, сковавшим акваторию. Мощности парома-ледокола сильно изношены. Такая зима не для него. Как рассказали «Кронштадтскому вестнику» в инспекции государственного портового контроля, в феврале паром дважды пришлось вызволять: он застревал во льдах с пассажирами на борту.
Из пароходства звонили в инспекцию, ее сотрудники, в свою очередь, связывались с генеральным агентом, ЗАО «Контейнершипс», в распоряжении которого находятся буксиры «Уран» и «Литке»: общими усилиями «Каплунова» дотягивали до берега. Сейчас паром поставлен на ремонт - до 11 марта.
ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», Штаб ледокольных операций проводят постоянный мониторинг ситуации в Финском заливе. По данным на 1 марта, в восточной части залива вмерзшим в лед стояло 21 судно. Еще 14 ждали очереди на заход в порт Санкт-Петербург. Работали 12 ледоколов, среди них атомоход «Вайгач» - его долго ждали и связывают с ним большие надежды. 10 марта в Петербург придет еще «Капитан Границин». Сейчас в акватории порта Санкт-Петербург и у кронштадтских берегов в строю ледоколы «Юрий Лиснянский», «Семен Дежнев», «Иван Крузенштерн» и «Капитан Зарубин». «С такими силами справимся», - считает капитан петербургского порта. Природа помогать не собирается: начало марта, по информации метеорологов, будет устойчиво холодным.
Дамы вперед
Ледокол набирает караван для проводки в порядке «живой очереди»: вперед проходит судно, которое раньше подошло к кромке. Но за ледоколом остается не чистая вода, а развороченный лед, торосы и глыбы, поэтому караваном могут идти только те плавсредства, у которых хватает мощности. Остальным нужна индивидуальная проводка. За ней тоже очередь. Безусловный приоритет пассажирским судам. Поэтому первой выводят «Принцессу Марию», а потом грузовые пароходы. Не потому, что «Принцесса» - это вип-уровень, а рядовые морские трудяги могут подождать - действует правило «сначала люди». Люди, впрочем, бывают разные. И грузы тоже бывают разные. В интернете активно обсуждается очередность вызволения судов, застрявших в Финском заливе. Многие уверены: нет правды на земле, и нет ее и в море: «Танкеры, груженные сырой нефтью, с осадкой более 15 метров и с мощностью двигателей в десятки тысяч лошадиных сил могут легко пробить себе дорогу сами. Но они для кого-то важнее замерзающих экипажей грузовых пароходов затертых во льдах. Каждый танкер обеспечивается индивидуальной проводкой ледокола, другие суда могут погибать от холода и голода...»
В инспекции государственного портового контроля это и другие схожие мнения прокомментировали так: «Попытки превратить флот в сугубо коммерческое предприятие были. Но есть во флоте нечто, что этому противится. Нечто, не позволяющее на море свести все к деньгам. Правила морской жизни, в том числе и правила помощи людям, попавшим на море в беду, вырабатывались столетиями и написаны кровью, за ними стоит особая сила и особая правда».
Корабли постоят и ложатся на курс. За сутки - с 28 февраля по 1 марта - 17 кораблей зашли в порт Санкт-Петербург. Еще 11 готовы зайти. Двадцать три вышли из Финского залива на запад.
Екатерина МАРКИНА
|