Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№11 от 21 марта 2008 года

Вернуться к главному  
  10 полоса Кронштадт: страницы истории

Кронштадтские забавы

Каждый народ имеет свои отечественные забавы, отражающие его характер, нрав и склонности. Для англичан это - бокс и футбол, для аргентинцев и бразильцев - карнавалы, норвежцы и финны увлекаются лыжами. Истинно русской забавой испокон века в зимнее время считалось катание с гор. Ледяные горы в ХVII и ХVIII веках так и назывались «русскими». Так что катание с гор чисто русский спорт, особенно на Масленицу и Пасху.

Русские горки

К устройству гор приступали сразу же, как только выпадал первый снег. Снег сгребался в кучу, затем утрамбовывался лопатами, придавая горе с одной из сторон правильный постепенный наклон. После чего вся гора и нижняя дорога поливались водой и шлифовались дощечкой. С другой стороны горы делали ступеньки для удобства подъема на гору.
Такие горы, как правило, ставились в небольших городках, деревнях и селах. В столичных городах - в Москве и Петербурге - горы строили более солидно, из досок и балок. Сколько таких гор стояло тогда в России и Петербурге, можно только догадываться! Катальных гор всегда было две, они сооружались параллельно друг другу, но в разных направлениях, скатами навстречу. Высота их достигала двадцати и более метров. Горы были невероятно нарядны. Наверху и по краям ската стояли ели, украшенные флагами и разнообразными фонарями, которые горели разноцветными огнями.
Говорят, что на иностранцев эти народные аттракционы производили устрашающее впечатление. Их просто жуть охватывала, когда они видели эту страшную высоту, эту скорость, с какой скатывались с этих гор и стар, и млад.
«Забава сия в России, - пишет в своей книге «Достопримечательности Санкт-Петербурга» основатель и редактор историко-художественного журнала «Отечественные записки» Павел Петрович Свиньин,- любима всеми сословиями. Во многих городах помещики строят во время Масленицы ледяные горы в садах своих и дворах, здесь вместо санок употребляются для катания широкие кресла, поставленные на полозья, которыми управляется катальщик, стоя позади на коньках. Прекрасные наши дамы, одетые так легко, как в майский день, оставляя кадрили и, накинув на себя собольи шубы, спешат предаться сему удовольствию. Прекрасные россиянки, презирая холод, возвращаются с катанья с новыми розами на щеках и в блеске новой красоты!».
И не только простолюдины и городские обыватели, чиновники и студенты, но и сановитые князья, и даже коронованные особы не гнушались народной забавой. Сам Петр I и будущая императрица Елизавета Петровна с увлечением предавались, казалось бы, детскому увлечению.
Первыми, обыкновенно уже на Рождество, в Петербурге были готовы ледяные горы на Охте. Они были так хороши, что посетившая их со своим двором Екатерина II пожелала кататься не только зимой, но и летом, для чего в Ораниенбауме и Царском Селе были построены специальные летние горы. С летних гор катались на особых двух и одноместных тележках, колеса которых двигались по желобам. Правда, такое развлечение было небезопасным, сохранилась легенда о том, как сама императрица едва не стала жертвой несчастного случая. Однажды, когда Екатерина II катилась с горы, тележка накренилась и готова уже была полететь вниз, но стоявший на ее запятках граф Алексей Орлов, обладавший богатырской силой, сумел удержать тележку.
Кроме Охтинских гор, славились в Петербурге горы Адмиралтейские, Крестовские, на Марсовом поле, на Семеновском плацу, на Неве, напротив императорского дворца и многие, многие другие. Здесь всегда можно было прокатиться с ветерком всего за одну копейку.
Катались с гор, главным образом, на санках, салазках, кобылках, скамейках и ледянках. Среди катальщиков встречались настоящие виртуозы. Они лихо скатывались с гор не только на ногах, лыжах, коньках, но и на собственных филейных местах. Между прочим, самодержец Всея Руси Николай I запросто мог прокатиться на простой рогожке.
С начала катального сезона градоначальник Санкт-Петербурга издавал приказ:
«Ввиду открытия ледяных гор на катках, признаю необходимым, для устранения несчастных случаев, установить следующие правила:
1)Воспрещается кататься с гор на коньках малолетним.
2) Во время нахождения на горе конькобежцев, спускание на санках допускается лишь по достижении конькобежцами плоскости раската горы.
3)Посетители в нетрезвом виде на каток не допускаются
».
Исполнение правил поручалось гг. приставам и объявлялось содержателям катков, под расписку.

Ледяные горы Кронштадта

Первое упоминание о ледяных горах в Кронштадте встречается на страницах «Кронштадтского вестника» 11 декабря 1868 года.
«Если выйти из Кронштадтских ворот и пройти по направлению к косе, то при первом повороте направо, близ моста, через глубоко наполненные водой крепостные рвы, окружающие наш город, вы будете поражены зрелищем.
Над одним из рукавов речки лед вычищен, сглажен и скользок, как самый скользкий паркет бальной залы.
На льду десятки джентльменов, мальчиков и девочек катаются на коньках, возятся с креслами, поставленными на полозья, пишут вензеля и танцуют кадрили. Рядом со спуском устроен хорошенький маленький домик под флагом с открытой галереею, куда заходят погреться любители этих здоровых зимних удовольствий.
Этот каток, горы и домик - все это принадлежит Обществу Любителей Скользких удовольствий, члены которого платят за все это 5 рублей в зиму. В настоящее время общество состоит из 120 человек
».
Для многочисленных любителей спорта этот каток интересен еще и тем, что известный конькобежец, считавшийся по праву отцом фигурного катания - американец Гейнс Джаксон, 16 февраля 1865 года дал именно здесь одно из своих первых по приезде в Россию показательных выступлений.
«Вчера, в понедельник, на катке за Кронштадтскими воротами г. Гейнс давал свое представление при многочисленном стечении публики, щедро награждающей артиста аплодисментами и одобрительными криками «браво». Гейнс на коньках бегает, вертится, танцует, скачет так, как, может быть, иному не сделать и десятой части этого и на отличном полу. Гайнс еще очень молодой человек, весьма приятной наружности, хорошо сложен и украшен несколькими медалями, которые получил за свое искусство», - напишет потом корреспондент «Кронштадтского вестника».
Говоря о Кронштадте того времени, надо помнить, что хотя он и отстоял от своего старшего брата Петербурга всего на 25 верст, однако в культурном отношении был весьма далек. Строительство театра еще только обсуждалось и, если флотский офицер мог пойти в Морское Собрание, где два раза в месяц давались балы, работал постоянный буфет и ежедневный обеденный стол, наконец, была прекрасная библиотека, то простому матросу, солдату или мастеровому податься практически было некуда, кроме трактира или кабака, выбор которых в Кронштадте, надо признать, в то время, был довольно широк.
«Посмотрим, - пишет один из современников, - как проводит праздники нынешний кронштадтский славянин. Прежде всего, он закладывает полушубок, «шинель и брюки вторичного срока» и, сколотив, таким образом, три рубля, отправляется с душераздирающей гармонью в руках к стрельбищу. Там стоят бок-о-бок две-три замечательных трущобы с красными вывесками. Внутри полумрак. Славянин озирается кругом: все совершенно незнакомые рыла. Но вот счастливый случай, он усматривает землячка:
- А, вологодский! Здорово…
Является пара скверного, мутного кронштадтского пива.. О божественном древнем славянском пиве этот чухонский зейдель-бир не дает ни тени намека.
- Хочешь, поставлю сороковку? - храбро задает вопрос один славянин другому. Тот, конечно, хочет. За сороковкой является другая, третья. Разговор ни о чем. Чувствуется потребность в состязании, и наш славянин дает приятелю дружеского леща. Тот страшно обижается:
- Ты меня, это (следует полный титул по женской линии), за что ударил?
Начинаются переговоры, на пол падает бутылка. Тут они чувствуют, что кто-то будто дает им по загривку, и они дружно вылетают, движимые непонятной силою, на улицу. Мороз и городовой освежают их сознание. Обнявшись и поцеловавшись, они двигаются в следующую трущобу
».
Но, как говорится, «не было бы счастья, так несчастье помогло!»
По свидетельству газеты «Петербургскоий Листок», последний день Масленицы, в воскресенье 2 марта 1869 года, в Кронштадте ознаменовался сражением на кулаках между матросами и артиллерийскими солдатами. «Петербургский Листок» трижды возвращался к этому событию, назвав его «Кронштадтским побоищем».
Для прекращения генерального сражения, затеянного участниками около католической церкви, потребовалось вмешательство пожарной части, господина исправника, экипажных командиров и исполняющего должность военного губернатора С.С. Лесовского, после чего только «сила привычки к дисциплине взяла верх, и стороны с разбитыми носами и синяками, с прискорбием разошлись по казармам. Кажется, досталось и одной из пожарных труб, которая некстати пустила струю в уже отступавших моряков».

Отец фигурного катания - американец Гейнс Джаксон


Гулять так гулять!

Для нас эта, в общем-то, заурядная по масштабам последствий драка интересна тем, что после нее на плацу 6-го служительного флигеля (теперь на этом месте стоит кинотеатр «Бастион», а до этого находился стадион «Труд», на котором выросло не одно поколение кронштадтцев) стали проводить для нижних чинов, мастеровых и обывателей народные гуляния.
Одно из первых таких больших народных гуляний с катанием на горах, при трех хорах военной музыки, с иллюминацией и бесплатным входом, было проведено 19 февраля 1871 года.
С тех пор плац 6-го служительного флигеля, позади Екатерининской гауптвахты, становится основной развлекательной площадкой в дни народных гуляний, в новогодние праздники, Рождество, Святки и особенно на Масленицу и в Пасху.
«Прежде всего, обращают на себя внимание прекрасные горы, доставляющие чистую усладу катающимся на санках, коньках и собственных сиденьях, да и просто на ногах. Два катка: один для конькобежцев, другой - круглый в середине, в который установлен шпиль с расходящимися радиусами вымбовками, с прикрепленными к ним санками, движущимися с головокружительной скоростью, если матросы поусердствуют».
Как всегда, охотников до острых ощущений довольно.
«Держи шапку, шапку-то держи!» - кричат дюжему парню, потерявшему на полгоры из-под себя санки и вихрем несущемуся вниз на собственной спине.
- Что, брат, шерстку-то чай повытер?
- Поди ты, - отругивается тот, впрочем, беззлобно.

К услугам гуляющих - массовики-затейники, зазывалы, продавцы сладостей и сувениров. Вот дед-рассказчик, который занимает довольно важную роль в этих гуляниях.
«Выходки и остроты его в высшей степени сильны, но подвыпившим гулякам нравятся. Если вдруг дед замечает среди слушателей особо пьяного субъекта, он немедленно вытаскивает деревянную бритву, чуть ли не в аршин, грязное ведро, наполненное чем-то сомнительным и предлагает тому побриться. Тут начинается потеха. После того, как желающий бриться, облепленный с ног до головы опилками, нередко с подбитым глазом или носом, сбрасывается дедкою вниз, все чрезвычайно довольны!
Чуть в стороне - загородка, около нее смех, гам и шум. Кто не слыхал или не читал, а то и не участвовал в охоте с поросенком на волков! Но еще интереснее оказывается охота на самого поросенка. Это новый, нигде не виданный и неслыханный вид спорта, совершенно оригинальный, как видно, недавно изобретенный в Кронштадте.
Берется живой индивидуум, в юношеском возрасте, обыкновенной породы, и хвост его намазывается салом. Все искусство заключается в том, чтобы поймать поросенка за хвост. Тут не требуется никаких атрибутов охоты: ни ружья, ни пороха, ни трубящего рога, ни ягдташа, одна только ловкость рук.
Говорят, на предыдущем гулянии одному счастливцу удалось поймать свое счастье за хвост, за что и получил серебряные часы.

Но в центре внимания, конечно, народная потеха - мачта с призами. Желающих разжиться на дармовщину немало, уж больно хороши призы. Условия просты: первый забравшийся на мачту получает русский народный наряд (поярковая шапка, красная рубаха с поясом, плисовые штаны, безрукавка и козловые сапоги), второй - суконный кафтан, третий - часы серебряные, четвертый - пару козловых сапогов, пятый - красную рубаху с плисовыми штанами, шестой - шелковый жилет, седьмой - портмоне, а в нем один рубль, восьмой - шелковый платок. Надо вот только купить билет участника красного или желтого цвета.
Желающих поучаствовать в гульбище столько, что извозчики-чухны со своими лошадями, изнемогающими под тяжестью не в меру насаженного числа пассажиров, вызывают остроту:
- Почем с пуда?»
Но это все для простого люда, более состоятельные кронштадтцы могут позволить себе развлечения на катках.

«Каток мой бесценный, прости»

«Каток на Итальянском пруду в нынешнем сезоне отличается для посетителей большим изяществом и удобствами. На барже, поставленной у набережной, устроены две комнатки, где можно согреться, тут же нечто вроде веранды, с которой можно любоваться на хорошеньких грациозных катальщиц».
Надо признать, каток Итальянского пруда особенно любим кронштадцами. Ему местные поэты даже посвящали стихи:

Ах, скоро исчезнут морозы,
Каток мой бесценный, прости!
Не станут бесценные розы
На щечках лукавых цвести…

Катание на коньках, конечно, было на руку всем: и кавалерам, и юным девам, и, особенно, их родителям.
«Здесь свидания назначаются, здесь интрижки затеваются. На этот счет девицы наши, а особенно их мамаши, куда как проворны, все уловки знают, под венец подведут, не отвертишься!» - напишет современник.
И вообще каток - место удобное!
«Матрена Кузьминична, скажите, отчего Вы не пришли в прошедшее воскресенье на рандеву?», - вопрошает свою дульцинею писарек с надетою набекрень фуражкою. - Вы молчите, - продолжает он, - следовательно, Вы, которую я любил как душу, зачисляете меня в резерв своих поклонников!».
Дульцинея молчит, как рыба, давая тем самым возможность кавалеру излить свое красноречие.
- Вы обманули меня, безжалостная, и обещанные Вам сережки проплывут мимо Вас, Матрена Кузьминична, в ушки другой, которая сумеет понять мои пламенные страсти!
- Очень нужны мне Ваши сережки, которые и стоят-то двугривенный! Вот если б Вы питали ко мне непритворные чувства, подарили бы мне полусапожки, тогда бы дело было другого рода, и я, может быть, ответила на Ваши чувства. Я бы в них могла танцевать в Эстонском клубе. А то вишь, чем изволили соблазнить, серебряными сережками. Смешно право!
И дульцинея заливается смехом…
Далее слышится спор между каким-то матросом и молоденькой горничной:
- Ах, ты, размазня, а еще матросом прозываешься! Да слыханное ли это дело, чтобы городская барышня была бы в чем-нибудь хуже ваших костромских дур, только и умеющих пряники трескать, а чтобы какую любезность сказать, так язык прикусит.
- Нет уж, мамзель, не извольте конфузить наших костромских, - возражает матросик, - наши-то все бабы здоровые, не чета вашим заморышам, с курдюками позади».

Пожалуй, не хуже Итальянского, а кое в чем и получше, был каток и горы так называемого в народе «Артиллерийского катка».
Каток этот тоже устроен в крепостном рву, но за Цитадельскими воротами, позади артиллерийской казармы. Он занимает собою большую площадь льда и готов дать полный простор лихим конькобежцам. При катке устроен довольно обширный деревянный домик в русском стиле, в одной стороне расположены теплые, удобные мужская и дамская комнаты, а другой кабинет - для членов-распорядителей и грелка для музыкантов. Здесь тепло, светло и уютно. Благодаря густо росшим по берегам канала деревьям, «Артиллерийский каток» в глазах кронштадтцев имеет чрезвычайно привлекательный вид, почему здесь иногда собиралось до 500 катающихся.
Кроме того, артиллеристы, видимо, используя свое положение, в вечернее время часто жгут на катке фейерверки, пускают бураки, с шумом подымающиеся вверх и эффектно распускающиеся в ночном воздухе разноцветными звездами.
Но, что самое главное для кронштадтцев, вход на каток и горы «Артиллерийского катка» был бесплатным и доступен нижним чинам, для которых были приобретены несколько пар американских коньков.
Слава «Артиллерийкого катка» была столь велика, что на одно из вечерних катаний 1 февраля 1898 года приехал из Петербурга граф Строганов.
Здесь же в феврале 1898 года были проведены первые в истории Кронштадта конькобежные состязания, на которых в качестве почетных гостей присутствовали: начальник штаба порта контр-адмирал М.Г. Веселаго с супругой и строитель кронштадтских укреплений генерал-майор С.А. Александров. А победителем на дистанции 1 и 2 версты стал Е. Марков; в выполнении фигур призы получили г. Коргуев «за трудность» и г. Юрьев «за грацию». Заметим, что аналогичные состязания на катке Итальянского пруда были проведены только через год.

Каток на Итальянском пруду


Физкультура и флот

Со вступлением в 1909 году в должность главного командира порта и военного Губернатора Кронштадта героя Русско-Японской войны адмирала Роберта Николаевича Вирена для здорового развлечения судовых команд в Средней Гавани, для команды крейсера 1 ранга «Баян» строятся каток и горка, «причем команда тут же надлежащим образом испытала каток и горку в действии».
В следующем году, аналогичные катки и горки устраиваются и для линейных кораблей: «Император Александр II», «Император Павел», «Андрей Первозванный», крейсеров: «Адмирал Макаров», «Россия», «Богатырь», канонерской лодки «Кореец», учебных судов: «Двина», «Николаев» и «Африка».
Роберт Николаевич Вирен сам был неплохим спортсменом, например, в «Кронштадтском вестнике» за 22 марта 1885 года можно прочитать, что «20 марта 1885 года в нашем стрельбище проходили состязания офицеров в стрельбе на призы. Всех желающих было 53 человека. Первый приз достался лейтенанту 4 флотского экипажа Р.Н. Вирену, выбившему 63 суммы квадратов» и понимал значение физической культуры в подготовке военного моряка.

Борис БРИЛЬ,
почетный член «Клуба олимпийских чемпионов»

 

<<< >>>
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 


 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru