Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№17 от 2 мая 2008 года

Вернуться к главному  
  4 полоса Мир путешествий

Увидеть и начать жить

Я как раз е обдумывала свои путевые заметки о путешествии в Париж, как, открыв один из известных глянцевых журналов, наткнулась на прекрасный очерк на ту же тему, подготовленный уважаемой мною ведущей кулинарной рубрики. Слегка подосадовав, что неоригинальна, я все же с удовольствием отметила для себя, что очарование Парижа - вездесущее, универсальное, всеобъемлющее. При первом свидании Париж проникает в каждую клеточку и меняет тебя до основания. И в этом отношении фраза «Увидеть Париж и умереть» не лишена смысла: после поездки в столицу Франции какая-то часть тебя умирает, но ее совсем не жалко, потому что часть эта - цинизм, неверие в способность восхищаться, черствость к красоте. Многие мои друзья недоумевали: почему Париж и почему в начале марта? В самую пору отправиться на недельку к теплому морю и жаркому солнцу, дать душе и телу отдохнуть и понежиться в приятном ничегонеделании. Но переубедить меня было невозможно: голос сердца звал именно в столицу Франции. Послушав интуицию, я купила билет, в котором пункт прибытия значился как аэропорт «Шарль де Голль». О ни на минуту об этом не пожалела.

Все дороги ведут...

После серенького Петербурга и холодного Хельсинки, из которого я летела на рейсе «Эйр Франс», Париж сразу показался цветным и ярким. Под крылом самолета простирались зеленые поля, красивые дома и старинные замки. Выйдя из терминала колоссального аэропорта, я никак не могла объяснить колоритной таксистке, куда мне надо ехать. Помощь подоспела неожиданно: молодой француз заговорил со мной на чистом русском языке, и, узнав, куда мне, сказал, что от Руасси (местечко, где раскинулся «Шарль де Голль») до сердца Парижа, где расположен мой отель, удобнее и дешевле всего - на автобусе «Руассибюс». Франсуа, так звали моего попутчика, несмотря на импрессионистскую внешность (пышные борода и усы), оказался дипломатом, который служит в Латвии и приехал домой на «побывку». Полчаса дороги - и мы на месте, в живописном центре Парижа у роскошного и помпезного здания оперы, созданного по заказу Наполеона III архитектором Шарлем Гарнье. Франсуа помог мне донести вещи до отеля и отправился дальше - во французскую глубинку, к любящим родителям, которым заботливо привез в корзинке керамику из Латвии.
В дороге нас пригревало солнышко, которое как-то особенно подчеркнуло красоту и свежесть парижских улочек. Очень скоро стало жарко. Не знаю, может в мае или октябре Париж еще прекраснее, но мне он полюбился с первого взгляда в своем мартовском убранстве - нежном, свежем, стыдливом.

Столица вкуса

Добравшись до отеля, я почувствовала, что страшно проголодалась. Небольшой ресторан внизу был забит до предела, а мне надо как-то скоротать время до того момента, когда номер будет готов. Тогда, оставив багаж предупредительному портье, я направилась прогуляться по окрестностям в поисках съестного. Поскольку давний завтрак на борту самолета не отличался особой питательностью, далеко я не ушла, а заскочила в первое попавшееся кафе-брассьери (что-то среднее между бистро и кафе), которое, как водится, застекленной верандой выходило на улицу и также было набито людьми до предела. Любезный официант сразу заговорил со мной на французском (недавно я где-то слышала, что быстрее всех в мире говорят как раз французы). Я же, чувствуя почти неловкость за свой английский, объяснила, что мне надо меню на английском языке. Недолго думая, выбрала стандартный ланч, однако приятно удивили три перемены блюд - ассорти из овощей в горчичной заливке, огромный кусок лосося гриль с отварным картофелем и хитрым сливочным соусом, добрая порция крем-брюле, ароматный чай и вкусный хрустящий багет! И все за 18 евро, в то время как мой путеводитель не обещал ничего дешевле 30. Уже позже я поняла, что в Париже вкусно всегда, везде и за любые деньги!
В этом я убедилась, побывав в разных местах. Каждое утро меня встречал потрясающий завтрак с горячей ароматной выпечкой, разнообразными сырами, свежайшими фруктами, удивительными мюсли и кашами в ресторане на первом этаже отеля. Запомнились свежие салаты с сырами в традиционных брассьери. Довелось поужинать в ресторане высокой кухни в отеле «Бристоль» - признанной мекке любителей высокой кулинарии с четырехзначными ценниками. Торжественность ужина в этом неземном месте подчеркивает церемонная любезность официантов и сомелье и роскошный (под стать Тюильри) интерьер. Перед подачей каждого блюда официантом метродотель долго объяснял, что именно за изыск в тарелке, про вино была прочитана целая сага, а сырам, избранным в качестве десерта, предшествовало что-то наподобие оды. Вкус всего, что подавали в «Бристоле», действительно совершенно неземной. Даже нет слов, чтобы его описать - игра оттенков, нюансов, текстур - настоящее высокое искусство. Поэтому подобная трапеза сродни посещению музея.
Не менее вкусная, но более простая и эклектичная еда оказалась в еще одном культовом парижском ресторане - «Жорж» на крыше Центра Жоржа Помпиду. Занимая верхний этаж этой современной архитектурной конструкции и предоставляя всем желающим вид на весь центр Парижа, «Жорж» встречает посетителей громкими миксами, а ветхие гобелены заменяют футуристические конструкции. Официантки - в модных нарядах и с сумочками, словно тоже пришли потусоваться. Здесь ощущаешь космополитизм и динамичность Парижа: за соседним столиком громко что-то обсуждает пара американцев, рядом молодая испанская пара за романтическим ужином в окружении колясок с младенцами, напротив - компания молодых людей нетрадиционной ориентации. В меню - сплошной фьюжн: лучшее из Греции, Японии, Тайланда, Италии, искусно смешано с традиционной французской кухней.
Очень вкусная японская кухня в Париже также имеет место. Потрясающие суши и роллы под изысканнейшее шампанское предложили в ресторане «Киногава и Хамацу» рядом с Вандомской площадью. В суши-баре этого ресторана перекусывал в то же время не кто иной как сам Ричард Гир.
Если отвлечься от высоких сфер, то и на самом элементарном уровне кулинарии в Париже все достойно и вкусно. Со всем своим кулинарным любопытством я заглянула в торговый центр «Карузель де Лувр» под бессмертным музеем. Там на огромной площади были представлены закусочные всех возможных направлений быстрого питания - итальянская, испанская, марокканская, ливанская, индийская, китайская, японская, американская, мексиканская и французская. Плюс несколько кофеен и блинных. Все предлагаемое выглядело вкусно, а стоило совсем чуть-чуть - в среднем около пяти евро за комплексный обед.

От Елисейских полей до Нотр-Дам

В первый же день я отправилась в объятия Парижа - безоглядно и безрассудно. У меня не было ни маршрутов, ни планов - что увижу, то мое. Выйдя на Елисейские поля, расцвеченные французскими и израильскими флагами, по случаю визита Эхуда Ольмерта, я пошла сначала к Триумфальной арке, взглянув на которую, свернула на улочку, параллельную самому большому проспекту Парижа, и пошла в направлении Сены и Елисейского дворца. Улицы этим весенним утром блестели свежевымытыми асфальтом и брусчаткой, в воздухе витал неповторимый аромат - смесь запахов из булочных, кофеен, цветов и парфюмов, которыми все замечательно благоухали. На узкой улочке меня встретили несколько монументальных церквей, барельефы на одной из которых задержали надолго. Живописные дома со ставнями и цветниками - популярное пристанище состоятельных пенсионеров, одетых в добротную брендовую классику, благоухающих духами и выгуливающих своих собачонок, честно вооружившись пакетиками. Как-то незаметно из за угла очередного миленького особнячка выросла Эйфелева башня. Она на самом деле очень красивая и гармоничная - ажурная такая, симметричная. Разумеется, по пути с правого берега на левый - к башне - надо пересечь мост Альма, названный так в честь битвы на реке Альме в Крыму.
Вокруг Эйфелевой башни все прекрасно! Луга и клумбы разбиты стихийно и в то же время очень продуманно. Фотографируем друг друга на фоне красавицы с семьей иранцев, приехавших из Канады. Под самой башней - настоящее столпотворение, атмосфера Вавилона: туристы со всего мира рвутся подняться и взглянуть на Париж сверху. Меня перспектива провести час у основания, пусть очень красивой Эйфелевой башни, испугала, и я отправилась дальше - в сторону Марсова поля. Поле это в несколько раз больше одноименного питерского и оканчивается у подножия знаменитого дворца Инвалидов. Среди благоухающей зелени на моем пути возникла девушка, которая на непонятном языке залепетала что-то про Сербию и протянула руку в прошении. Зная, что наш родной язык весьма схож с сербским, я спросила ее по-русски «Вы из Сербии?», на что та молча вылупила на меня глаза, а потом испарилась. Это была не последняя попытка лиц какой-то непонятной, похожей на цыганскую национальности «развести» меня. На набережной Сены предстал аттракцион с утерянным украшением, который был настолько шит белыми нитками, что стало ясно - на туристов из России такие уловки совершенно не действуют. И все же рекомендую: будьте как можно осторожнее.
Следующая достопримечательность - изысканный и вычурный мост Александра Первого через Сену, щедро украшенный золочеными фигурами. Он ведет прямо к Елисейскому дворцу, и прямо скажу: очень ярко выделяется на фоне всех остальных, довольно минималистичных парижских мостов. Мне больше всего полюбился Понт Неф - старейший мост Парижа, соединяющий правый берег Сены с островом Ситэ. Мост строили почти век, с 1675 года, потратив много усилий на сооружение мощных толстых опор. Здорово гулять по набережным Сены от Эйфелевой башни к Ситэ, где расположен Нотр-Дам. Века и события тут перемешаны и сконцентрированы до такой степени, что постепенно перестаешь удивляться и принимаешь правила этой причудливой игры в «машину времени». Однако на острове Ситэ чехарда эпох замирает, отдав предпочтение средневековью. Здесь представлены архитектурный шедевры многих эпох. Например, монументальный Дворец правосудия, выстроенный в основательной и торжественной манере, как и все здания эпохи градоначальника барона Османа (1860 год). Однако, властвует здесь собор Нотр- Дам, возвышающийся посреди площади Парви. Это - не самый древний и не самый монументальный готический собор Парижа, однако, самый удивительный - это точно. Он и манит, и пугает одновременно, даже если не брать в расчет историю, написанную Виктором Гюго. Ворота, напоминающие руки, сложенные для молитвы, привлекают путников, а хищные горгульи, облепившие фасад, наоборот - отталкивают. Собор, как и большинство готических храмов, строился почти три века с момента видения кардинала Сюлли, из-за которого и был воздвигнут.
«Средневековость» Ситэ словно подчеркивают монастырский квартал и тюрьма Консьержери, тоже готическое сооружение, где томились в годы революционного террора великосветские дамы и сама королева Мария-Антуанетта. Однако тут вы не найдете и следа мрачности - здания окружены садами и лужайками, а вокруг витает неповторимый аромат горячих крепе - блинчиков, начиненных шоколадно-ванильной пастой, которыми местные торговцы щедро потчуют туристов.
По-хорошему, на Ситэ можно провести целый день - даже если зайти в самые главные музеи. Ну и, конечно, не забыть про сувениры. Именно здесь самые лучшие сувенирные развалы в городе. Ассортимент вроде бы тот же, что и везде - майки, береты, брелоки - однако здесь спокойнее и аккуратнее. Мне приглянулись сшитые из очень плотного хлопка длинные кухонные передники с роскошными принтами по мотивам творчества Тулуз-Лотрека. Щегольнуть в таком фартуке до пола перед друзьями, потчуя их салатом «Нисуаз» и луковым супом - особый шик! Вообще, хочется отметить довольно широкий выбор сувенирной продукции в столице Франции и при этом весьма демократичные цены (и это выгодно отличает город от других европейских столиц).


Испытание Лувром

В Париже тысячи музеев - от камерных, частных до колоссальных - на любой вкус и на любую тематику. Есть музей кино, (естественно, на бульваре Капуцинов), есть музей Эротики (конечно же, на Монмартре, неподалеку от знаменитой Пляс-Пигаль), есть прекрасный Музей де Карнавале, не связанный с карнавалами никак, только лишь тем, что размешен в особняке Отель де Карнаваль, который предлагает лаконичную и чрезвычайно концентрированную выжимку истории города, прекрасен Музей Средневековья на острове Сите, радует любителей научных достижений Дворец открытий. Особо следует отметить музей Орсе - мекку ценителей живописи, размещенную в здании бывшего железнодорожного вокзала - здесь Вы найдете шедевры и мало известные широкой публике произведения импрессионистов и постимпрессионистов. Современное искусство в своем многообразии царит в Центре Жоржа Помпиду. Но основа основ всего, музей музеев - это, конечно, Лувр - великий, бессмертный, необъятный! Для поверхностной прогулки по Лувру нужно выделить целый день, но для нормального ознакомления с коллекцией мало и целой жизни! Музей имеет колоссальный размах - как пространственный, так и содержательный. Но заблудиться здесь сложно - система ориентиров великолепно продумана, а вежливый персонал музея проводит Вас и подскажет, куда и как идти. Вход в музей - через стеклянную пирамиду, что украшает внутренний двор дворцового комплекса, либо из подземного торгового комплекса «Карузель де Лувр». Билеты приобретаются в автоматах и стоят всего 9 евро. После приобретения билета направляетесь к стойке информации и выбираете буклет на подходящем языке. В моем случае - это английский, так как русскоязычного варианта не оказалось. Под пирамидой ощущение вавилонского столпотворения, не покидающее, впрочем, повсюду в Париже, достигает апогея - такой концентрации представителей различных культур и языков на один квадратный метр не найдешь нигде! А далее - все, что душе угодно. Музей разделен на три крыла - Ришелье, Сюлли и Денон. Временные тематические экспозиции, французская скульптура 17 - 18 веков, а также более интересная французсская классическая скульптура из парка в Марли. там же, на цокольном и подземном этажах, размещена средневековая скульптура в ее динамическом развитии к эпохе Возрождения. На первом этаже интерес представляют покои Наполеона III. Этажом выше размещена живопись Франции и Северной Европы, а стало быть, все великие фламандцы. Крыло Сюлли впечатляет с самого входа - придется прогуляться по основаниям крепости, выстроенной Филиппом-Августом в 13 веке. Детям и взрослым понравятся богатейшие коллекции Египетского крыла и восточных древностей. В греческом зале выставлена та самая Венера Милосская. На втором этаже можно потеряться и потерять голову среди французской живописи 17 века. Денон - просто сокровищница для искателей мировых шедевров - здесь и Ника Самофракийская, и Мона Лиза, и все шедевры итальянского возрождения, и большие полотна французской реалистической живописи 19 века. Надо отдать должное чувству юмора и практичности французов: в путеводителе музея весь список наиболее известных достопримечательностей объединен в один экспресс-маршрут. Пробежали по пунктикам, посмотрели все, потом можно всем рассказывать, что Нику, Венеру и Мону Лизу видел! Фотографировать шедевры строго запрещено, что черным по белому написано в путеводителях и на всех табличках! И что бы вы думали? Когда я вошла в тот самый зал, где со странной улыбкой на вас смотрит Джоконда, меня сразу же ослепило, но не прекрасно-вымученная улыбка молодой флорентийки, а вспышки сотен фотокамер, которыми туристы внаглую фиксируют шедевр.
Кстати, благодаря немногим запретам, действующим в Лувре, можно легко распознать наших соотечественников - если смотритель бежит с восклицаниями «не трогайте, пожалуйста, произведение руками» или «нет-нет, это снимать нельзя», то рядом обязательно услышите на родном языке - «ну вот, опять запалили».
Гулять по Лувру - трудно: под конец дня от впечатлений кружится голова и сводит шею! Поэтому надо делать как можно больше перерывов - задерживаться в буфетах, у прекрасных панорамных окон, сувенирных лавок! А еще лучше выбрать одно направление, которое хорошо изучить, и смириться, что на остальное сил просто не хватит. После дня в музее стоит устроить прогулку и перекус на ходу в расположенных напротив садах Тюильри. Мне они показались какими-то ажурными и легкими, видимо, из-за отсутствия пышной листвы.


Земная красота

У каждой девушки в Париже найдутся важные дела помимо посещения музеев и достопримечательностей. Ведь Париж - столица красоты и моды. Это, вообщем-то, заметно сразу. По француженкам: одеты они неброско, а макияж предпочитают естественный - чуть тронутые тушью ресницы и слегка подкрашенные губы (и то редко), но выглядят свежими и элегантными. Чем больше смотришь вокруг, тем яснее это понимаешь. И пытаешься разгадать их секрет. И выглядеть хотя бы приблизительно так же. Как результат возникает желание немедленно обновить гардероб, прическу и заняться уходом за собой вплотную.
Отгуляв свое по музеям, я рванула на шопинг. Благо, что Большие магазины бульвара Османа, равно как и насыщенная магазинами улица «Фобур сен Оноре» были у меня (точнее у отеля «Хайат», где я нашла пристанище) под боком. Большие магазины - настоящие памятники расцвета буржуазии - можно посетить просто из исторического и культурного интереса, ничего не покупая. Хотя, знаю точно, это невозможно.
Здание «Галери Лафайетт» (Galeries Lafayette) увенчано головокружительным цветным стеклянным куполом и состоит из нескольких ярусов. На первом этаже - сплошь косметика и парфюмерия - пробуйте и наслаждайтесь новинками! Колоссальный выбор здесь смешан с приятно низкими ценами. Этажом выше начинаются ряды готового платья - всех (абсолютно всех!) брендов и марок. От линий модных домов до демократичных производителей. Ассортимент и качество заставляют забыть обо всем, и тратить, тратить, тратить, тем более, что желание это подогревается ценами. Разумеется, брендовая одежда вроде Армани, Кавалли, Диор стоит здесь дорого, равно как и во всем мире, но опять же втрое дешевле, чем у нас. А известные у нас марки доступной одежды предлагают куда более широкий выбор, и демократичные цены. Поверьте, разница заметна. Я напоминала себе Алису в Зазеркалье - очень трудно выбраться на свободу из сладостных объятий мира моды и шика. Прикупив пару вещичек, я все же нашла в себе силы покинуть универмаг, чтобы посетить соседний - «О-Прентан» (Au Pintemps), состоящий из трех зданий - для дома, для мужчин, для дам. Неужели это не сон!? Сотни квадратных метров небывалой роскоши, превосходного качества и настоящей красоты.
То же чувство посещает в магазинах на Фобур сен Оноре. Фобур в переводе «предместье». Знал ли этот загородный райончик, что со временем превратится в обиталище знаменитостей и магнит для почитателей моды. Здесь дорого. Но тем, кого интересует мода как искусство, это место просто необходимо посетить, чтобы понять логику величайших художников современности. Но будьте осторожны, потому что здравый смысл здесь покидает напрочь и жажда обладания берет верх над разумом. Проверено на себе и испытано моим багажом.
То же самое с косметикой. Выбор ее настолько велик, что хочется забрать с собой все. Большинство марок представлено и у нас, но купить что-то в Париже все же есть смысл. Во-первых, из-за стоимости. Во-вторых, здесь точно нет подделок. В-третьих, вы станете обладательницей новинки намного раньше соотечественниц.
Приобщиться к индустрии красоты я пыталась несколько раз, но не очень прилежно из-за нехватки времени. Пару раз посетила дивный хамам в отеле и сразу же по приезду сделала французский маникюр в центре красоты в том же «Хаятте». К турецкой парной замечаний нет - нежный содовый пар, превосходные спа-препараты, ароматные чаи, пушистые полотенца - и я чувствовала себя легкой и отдохнувшей. Процесс маникюра меня несколько обескуражил. В России маникюр - это «поговорить». Пообщаться с мастером и провести в этом приятном процессе как минимум час - это по-нашему. Не тут-то было: бойкая француженка тунисского происхождения «обработала» мои руки буквально за тридцать минут. Качественно, но без души.
На третий день я почти позабыла о секретах француженок и решила, что буду сама собой: чтобы выглядеть свежо и стильно, надо жить в Париже. И тут, неожиданно для себя, увидела в зеркало себя, но какую-то совсем другую - в стильном жакете в сочетании с непременным для французов шарфом, приобретенными накануне, со скромно зачесанными, но ухоженными (благодаря «продвинутым» средствам, найденным в косметических отделах Больших магазинов) и чистой парижской воде, в очках и с сумкой Шанель, и с ровным и свежим цветом лица (видимо, от постоянного потребления чистой минеральной воды и вкусной полезной еды), почти без макияжа (дабы сэкономить время). Да, Париж заставляет быть привлекательной.

Анастасия МИЗИНА

 

<<< >>>

 

Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 


 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru