Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№49 от 12 декабря 2008 года

Вернуться к главному  
 

О главном из добрых фильмов

Открыть себя настоящего - смелость, духовный подвиг и благодать свыше

Картина «Придел ангела», получившая гран-при пятого фестиваля «Лучезарный Ангел», снята Николаем Дрейденом по собственному сценарию. Дебютанту в игровом кино нет и 30. И разговор о возрасте здесь не праздный. Потому что фильм этот, награжденный еще и дипломом «за глубокое раскрытие духовной сущности православной святыни», - попытка именно молодого поколения раскрыть и осмыслить понятие «духовность».

Агент 007 против Лучезарного Ангела

Посмотришь на афишу одного нашего «Бастиона» и сразу поймешь: враг, о котором говорят организаторы кинофестиваля «Лучезарный Ангел», за горами не прячется. У кассы до сих пор рекламный портрет супермена по имени Джеймс Бонд. Вот он, кумир, образец для подражания с накачанными бицепсами и пушкой наперевес, легко убивает противника, легко меняет женщин. В ожидании киносеанса кронштадтские школьницы радостно фотографируются с Бондом. Извините, уважаемый Борис Галкин, не с Вашими героями! А их одноклассники с интересом разглядывают афиши, будто сравнивая агента 007 с еще одним вооруженным героем: кинопоказ фильма «Домовой» символичным образом совпал с фестивалем доброго кино. А сразу после него нас уже поджидает «Перевозчик-3»: на плакате опять человек с оружием в руке и звериным оскалом на лице.
И тревожная эта ситуация ярко и просто была обозначена в своеобразном театрализованном прологе церемонии открытия, где на группу беззащитных детей с большого экрана нападали образы популярных киногероев - монстры, космические пришельцы, упыри и сексапильные красавицы с оружием в руках. «Имеющий уши да услышит. Имеющий глаза да увидит» - говорили со сцены. Говорили уважаемые люди много добрых, правильных слов. И все же после всех этих речей впереди сидящая дама серьезно спросила сына: «Нам ЭТО сейчас будут показывать?», - ткнув пальцем на рекламную листовку фильма «Домовой». Слава Богу, нам показали совсем иное кино.

Иное кино

В центре сюжета духовные искания человека по имени Максим (Алексей Морозов), его путь от строителя светлого будущего с наганом в руке до смиренного монаха Коневецкого монастыря. В переломные моменты жизни на пути героя возникают два человека: начальник ЧК с ревизией и девочка лет шести, за чью голову финские пограничники назначили большое вознаграждение. Но с развитием действия становится ясно, что это не просто герои, а символические персонажи. Один со знаком минус, другой со знаком плюс. Демон и Ангел - именно в такой последовательности появляются они на экране.

Демон без лица

Не по себе становится от того, что Демон в этом фильме не имеет лица. Камера показывает безликого обладателя начищенных до блеска сапог и новеньких перчаток. Этот персонаж, словно грозовая туча, наэлектризовывает атмосферу вокруг себя. Искушает. Заставляет убить старика-священника и дает новое смертоносное задание. Черный человек снова возникнет в финале картины. Как палач, захочет вынести приговор, провокационно жестко подведя итог жизни Максима: праведник-монах, мол, - очередная твоя трусливая маска. Но герой к моменту второй встречи духовно окрепнет и сможет искренне и убежденно не только определить свое место, но и открыто принять возмездие за свои грехи… И вот когда Максим получает пулю прямо в Храме Божием, к нему возвращается на мгновение оставивший его без присмотра Ангел. И спасает - правда, уже не для земной жизни. Ангел по имени Женя выносит раненого к своим и помогает зрителю сделать правильный вывод: герой победил своих демонов.
Знаковый последний кадр картины: группа монахов, столпившихся над телом умирающего. Посреди заснеженного пространства темное пятно, по форме напоминающее яйцо, в центре которого лежит человек, взглядом и душой устремленный в небо. Яйцо как символ жизни.

Ангел-хранитель

Кто же такая Женя, выбранная герою в ангелы-хранители? В начале картины это девочка-сирота (Маша Резник), помогающая советским агентам нелегально переходить русско-финскую границу. Смутное послереволюционное время заставляет ребенка заниматься опасным ремеслом, хрупкая девочка прячется под личиной раскрепощенного мальчишки. Примета времени и то, с какими словами появляется на экране это чистое существо: «Деньги при тебе?». Максим никак не ожидает, что в его деле замешан ребенок - ненужный свидетель, которого велено убить. Тем более неожиданным для него станет преображение (под дулом пистолета) самоуверенного мальчишки в кроткую беззащитную девочку. Как по-женски расчетливо сыграна эта сцена юной актрисой! Как продуман и отточен жест: девочка снимает нелепый картуз, и волны каштановых волос ложатся ей на плечи! Нужного эффекта долго ждать не пришлось.
Женя - проводник не только по сюжету. В символичном смысле она - путеводная звезда героя, указующая путь к Богу. По-детски дотошная, она все время задает вопросы. Вот на упрек Максима: «Скажи спасибо, что я тебя не…», - она с вызовом спрашивает: «Что не…?». А он не может произнести слово «убил». Он вечно спотыкается на этом слове, не находит смелости, чтобы признаться в своих помыслах, озвучить их. Женя испытывает его. Режиссер показывает колебания своего героя, его духовную борьбу. Кульминационная сцена проходит в молитве. Девочка и слепой старец (похожий на прорицателя из древнегреческой трагедии) молятся в тот момент, когда Максим идет на убийство. И молитва эта уберегает героя от греха.

Новое искушение

Прошло 20 лет. За эти годы душа героя окрепла. Так же, как Женя из хрупкой, наивной и по-детски любопытной девочки выросла в полную сил, красоты и внутренней гармонии девушку (Эмилия Спивак). Однако и в монастырской жизни героя подстерегают духовные испытания. Становится понятно, что Максим и его «сестра» Женя не равнодушны друг к другу. Он все продолжает бороться со своими демонами…

В смутное время

Фильм «Придел ангела» показывает человека в ситуации «смутного времени». Непременно нужно выбрать между монархией и Советами, русскими и финнами, верой и безбожием, миром и войной. Все в смятении. Все ищут лучшей доли. Девочка переодевается мальчиком. Повар-монах плохо готовит, но изображает прирожденного кулинара. Русский дворянин становится гражданином Финляндии и с тоски пьет на клочке земли, который пока еще напоминает прежнюю Россию. У каждого своя игра и своя маска. А открыть себя настоящего - большая смелость, духовный подвиг и благодать свыше.


Николай Дрейден

Остров

Придел Ангела - особое место в Храме. Уединенное, тихое, известное лишь посвященным. «Тут и живет Ангел», - объясняет слепой старец Жене. Называя свой фильм «Приделом Ангела», режиссер расширяет границы этого святого места до приделов всего монастыря и острова Коневец. Остров и монастырь предстают лучшим местом в смутные времена для взращивания души и сохранения духовности. Возможно, кронштадтцы - тоже островитяне - особо прочувствуют и посчитают близкой себе эту мысль. О том, что на острове дух крепчает и человек раскрывается для благих дел, уже говорилось в фильме «Остров» Павла Лунгина, с которым в чем-то пересекается свежий «Придел Ангела» Николая Дрейдена. Кстати, «Остров» стал откровением третьего фестиваля «Лучезарный Ангел».

А готов ли зритель?

После кинопоказа стало ясно: люди старшего поколения (те из них, кто пока не открыл для себя Веру и Церковь), еще не готовы к подобным фильмам. Им трудно смириться с очернением образов красноармейцев и с переносом внимания на церковнослужителей. А подрастающее поколение, возможно, не до конца понимает и принимает духовные мотивы кино. Однако во время просмотра фильма «Придел ангела» зал сидел притихший. Молодежная аудитория уважительно отнеслась к работе режиссера. Так что человеческая история, вне наганов и крови, вне ряс, молитв и крестов, их несомненно тронула.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Кадры из фильма: ruskino.ru

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 


 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru