Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№49 от 12 декабря 2008 года

Вернуться к главному  
 

Доброе кино возвращается

Жаба, Мышь, Крот
и английский лорд

(о фильмах детского сеанса фестиваля «Лучезарный Ангел»)


Картина Леонида Нечаева «Дюймовочка» (2007)

Снята режиссером в духе его знаменитого мюзикла про Буратино. Немногочисленных взрослых персонажей окружает большое количество детей. Им отданы роли эльфов, головастиков, жучков, не говоря уже о главных героях рассказанной истории: Дюймовочке, Принце, Жабике и королеве майских жуков Жу-Жу.

Однако режиссеру не удалось подобрать юных актеров, способных на равных сосуществовать в кадре с мастерами театра и кино, приглашенными на «взрослые» роли. Дюймовочка Тани Василишиной, конечно, ангелочек, но проводящий половину экранного времени в сонном мечтании. В итоге на первый план, на мой взгляд, вышли образы Жабы, Мыши и Крота. А трио - Светлана Крючкова, Лия Ахеджакова, Леонид Мозговой - главная удача картины.
Жаба Крючковой - прежде всего мамаша. Главное, что играет актриса, - это ослепленность материнской любовью, гордость за вполне среднестатистическое, пузатое, постоянно бездельничающее жабье отродье. Она пылинки с Жабика сдувает. Она готова утопить каждого головастика, что рискнет смеяться над ее сыном. Она видит в своем Жабике великого певца - Кварузо окрестного болота. А ему, после встречи с Дюймовочкой, летать охота… Внушительных размеров, в бронзово-зеленом переливающимся платье, вся в милых кочках-бородавочках эта Жаба метит в первые леди болота. Она просто очаровательна. По-жабьи.
Госпожа Мышь Лии Ахеджаковой - классическая старушонка. Согнутая. Закутанная в дырявую шаль. Голова в чепце. Из-под чепца торчит жиденькая косичка «крысиный хвост». Мышь все время что-то вынюхивает, везде сует свой нос. Любопытна до смерти. Мнительна. Болтлива. И очень суетлива. В эту роль актриса привносит всю свою подвижность, невероятную для возраста гибкость. А мимика - ну просто крысиная! И носом поводит, и за ухом почешет, а глазками так и рыскает. Образ получился яркий, живой, даже стервозный. Видно, что в молодые годы эта Мышь была еще та сварливая бабенка. Расчетливая и мелочная, она влюблена в соседа Крота - вернее в его золото. Но когда Крот объявляет ей, что отправляется в путешествие, а богатства оставляет, так как они не его, а госпожи Земли - недалекая Мышь понимает его по-своему. «Так вы только сторож у госпожи Земли?», - истерично хохочет она. И теряет к господину всякий интерес вместе с уважением. Сторож, ей, работяге, ровня. А она думала, что Крот - фигура! Логика кухарки на коммунальной кухне. Очень узнаваемый, несмотря на весь сказочный антураж, образ.
Появление в детской сказке Леонида Мозгового - интеллектуала и философа среди актеров - стало приятной неожиданностью. Его Крот - мудрец и романтик, аристократ по происхождению. В своей норе, обустроенной на подобие зала рыцарского замка, он не над богатством трясется, а прячется от собственной нерешительности. Но после встречи с Дюймовочкой упитанный столетний Крот, заросший мохнатой бородой гнома, с удивительно чистыми светло-голубыми глазами становится чуть-чуть Кротиком. Начинает шалить, мечтать и действовать со свойственной лишь детям смелостью и фантазией.
Кстати, кто в этом фильме обладает завидной фантазией, так это художник. Таких удивительных характерных гримов я давно не видела в отечественном кино. А декорации напомнили мне лучшие павильонные съемки знаменитой некогда передачи «Сказка за сказкой»… В итоге, картина получилась несколько нескладная, но искренняя и по-настоящему светлая, как игра ее юных актеров. И главное, у своей публики она имела успех.

Фильм Ивана Попова «Радости и печали маленького лорда» (2003)

Экранизация трогательной повести Френсис Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой» по качеству стоит несравнимо выше «Дюймовочки». Дорогие изысканные декорации, лирические ландшафтные картины, хитро переплетенные лестницы и башни английского готического замка. Во всем тонкий вкус, никакой чрезмерности. Поистине английская точность и уравновешенность.

Центральной удачей вновь становится актерское трио. Только на этот раз вместе с юным исполнителем главной роли Алексеем Веселкиным. Мальчик с внимательными темными глазами чувствует себя в 19-м веке естественно и показывает плавное движение своего героя от одного состояния к другому. При этом остается самим собой - ребенком с добрым сердцем, кем бы тот ни был. Бедным мальчуганом из провинциального американского городка. Скромным гостем среди неожиданно свалившегося наследства. Лордом, не знающим о предрассудках английского благородного семейства. И вот чудо: до мозга костей закостеневший в сословных правилах старый граф рядом с Седриком становится филантропом.
Графа играет Станислав Говорухин. Знакомый облик актера сам по себе идеально вписывается в общую атмосферу картины. Мудрый взгляд, величественная осанка, мужественность. Остается добавить извечный английский цилиндр, трость, черного дога. И перед зрителем предстанет человек-футляр. Но в процессе общения с внуком граф снимает латы из правил и предрассудков, становится сентиментальным и все чаще улыбается в седые усы. Ведь в душе он нежно любит мальчика вне всяких манер и титулов, чистоты крови и языка…
Вторая взрослая роль - мать Седрика - досталась Ольге Будиной. Эта актриса, как никто, удивительно органично существует в прошлых эпохах. Идеальная внешняя фактура: благородная сдержанность, многозначительная простота, открытый взгляд, мечтательная полуулыбка. И лишь чуть сдвинутые брови говорят о том, как нелегко дается ей это внешнее спокойствие. Ее разлучают с сыном, но это ради его же блага. Ее обвиняют в корысти - она тихо, но твердо отказывается от содержания. Кроткая учительница музыки, плебейка, как называет ее старый граф, она все больше молчит. И держит осанку, натянутая, как струна дорогого рояля.
Героиня Будиной встречается с героем Говорухина лишь в конце фильма - это не опровергает мою мысль об актерском трио. Ведь двое взрослых «общаются» через ребенка. Но когда в финале картины возникает долгожданный кадр, похожий на семейную фотографию, понимаешь, чего так не хватало. Седрик - счастливчик, не потому что лорд, а потому что у него теперь есть полноценная семья… Фильм снят в духе лучших детских картин об Англии, Томе Сойере, принце и нищем. Идеален для семейного просмотра с детьми, знакомыми не только с комиксами, но и с классической детской литературой.
В заключение хочу сказать, что наша публика заметно истосковалась по детским фильмам. Не по мультфильмам, а именно фильмам. На показе первой картины человек было немного, однако, мамы вели в зал двухлеток (!) и по окончании кино спрашивали, будут ли в «Бастионе» еще такие акции. Второй фильм собрал полный зал. Только неторопливый темп повествования оказался слишком сложным испытанием для непоседливых младших школьников. И если на далеко не совершенной «Дюймовочке» малыши смотрели на экран, раскрыв рот, все 90 минут, то отличного качества кино про маленького лорда растрогало родителей и было, увы, загублено обычным поведением детей, без присмотра оставленных в кинозале.

Серафима БЕЛЕВИЧ

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 


 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru