Православная Финляндия
Православие в Финляндии имеет многовековые традиции. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения - приверженцы евангелической лютеранской церкви, православная вера также была довольно распространенной, особенно на юге и востоке Финляндии…
Валаамский монастырь, известнейшая в прошлом северная обитель России, был не одинок на земле. В разных точках земного шара его иноки основали три Новых Валаама. Это было миссионерским подвигом русских монахов. Поныне жив финский Новый Валаам - действующий православный монастырь, просветительский христианский центр. Жив и другой Новый Валаам, на маленьком острове Еловый недалеко от Кадьяка на далекой Аляске. Не гаснет лампада, зажженная у места упокоения его основателя - валаамского монаха-миссионера Германа. Лишь мы, русские, не уберегли своего Нового Валаама. Он некогда существовал в Сибири, суровом Уссурийском крае... А сегодня мой рассказ - о финском Новом Валааме…
Впервые мы с семьёй совершаем паломничество в монастырь, находящийся за границей России. Финляндия... Самая близкая из зарубежных стран для кронштадтца. Удобная для отдыха на природе и комфортная. Наверное, она не слишком связана в нашем представлении со святыми местами. Но теперь я понимаю, что это - лишь на первый взгляд. Новый Валаам, Линтулла… Эти имена для православного человека дороги, они - дыхание нашей истории...
Тишина и покой окружающей природы, простые заботы по дому: принести воды, наколоть дров для бани (мы жили летом на финской даче) - всё это позволяло отвлечься от ежедневной суеты кронштадтской жизни. Иной, неспешный финский ритм жизни, порой вызывающий у нас усмешку, постепенно затягивал и, как будто подготавливал для поездки в монастыри. Две недели отдыха вдали от дома, от России, в стране с другой главной религией, другим языком и обычаями - небольшое испытание. С нетерпением ждали дня, назначенного для поездки по святым местам. Дома, в Интернете, нашли всю информацию, которая могла бы нам помочь в путешествии. Но время прочитать всё это нашлось только здесь, в тишине финского леса.
«...Во время советско-финской войны 1939-1940 г.г. Валаамский монастырь попал в зону боевых действий, и монахи - более чем 200 человек, принявшие к тому времени финское подданство, за несколько часов до прихода советских войск покинули острова, увезя с собою всё ценное (включая колокола). Подходящим для размещения общины признали небольшое поместье Паппиниеми, в сельской местности Хяйнавеси. Поместье в 333 гектара земли, из которых 50 - пашни. Когда осматривали постройки, в одной из комнат неожиданно обнаружили икону преподобных валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Хозяева поместья были лютеране, и никто не мог объяснить, как попала туда православная икона. Это так и осталось загадкой, но решило выбор. Монахи усмотрели в этом событии чудесное указание самих валаамских святых. Так в Хяйнавеси обосновалась Валаамская община. Монастырь получил название Новый Валаам. Первоначально он состоял из выходцев с ладожского Валаама. Позднее, в 1943 году, к ним прибавилось шесть иноков из Печенгского монастыря, затем девять монахов Коневецкого монастыря - тех мест, которые отошли к СССР. По окончании Великой Отечественной войны монастырь был присоединён к Московской епархии, но экономически остался в подчинении финской православной церкви. В последующие десятилетия продолжению жизни монастыря угрожали возраст и сокращающееся число братии. В 1950-60-е годы, после того как граница намертво захлопнулась, в Новом Валааме царила апокалипсическая атмосфера: монахи умирали, а притока новых сил не было. Имущество дарили музеям и другим приходам, что-то продавали, чтобы выжить. В 1970 годы началось новое возрождение монастыря. На монастырской возвышенности построили новый каменный храм, и в братию начали приходить новые подвижники. Но в 1977 прекратились службы на русском языке, в 1981 умер последний русский монах, и монастырь стал финским, однако с русскими традициями. В последние годы изменился способ добывания средств для существования, благодаря увеличившемуся потоку туристов. Ныне монастырь продолжает действовать как финский православный монастырь и принимает в год более 1600 тысяч посетителей - как паломников, так и туристов…».
Ещё на подъезде, когда из-за деревьев показались главы Спасо-Преображенского Собора мы все улыбнулись. Как отрадно среди красивых, но всё же чужих пейзажей Суоми увидеть родные очертания Православного Храма!.. Православный - и всё-таки совершенно не похожий на все виденные нами прежде. Чистые, аккуратные дорожки, симпатичные домики: гостиница, дом для трудников, ресторан, информационный центр, летняя лавка... Похоже и не похоже на Россию.
Первым делом мы попали в информационный центр и магазин сувениров. Его работники, одетые в русские рубахи и сарафаны, были гостеприимны и доброжелательны. Валаамский магазин сувениров известен под именем «Туохус» - «Свеча». На его полках можно найти иконы, лампады, четки, открытки, нательные крестики и иконки, свечи из пчелиного воска, изготовленные на Валааме, монастырский чай и многое другое. Например, прелестные предметы для подарков или декоративные вещи.
В час дня в старом Храме ежедневно совершается молебен. Конечно, хотелось помолиться в таком святом месте. Было любопытно услышать слова православных молитв и песнопений на финском языке. В Валаамском монастыре финский язык заменил церковно-славянский богослужебный язык в 1977 году. Было так непривычно писать родные имена латиницей!
К службе в монастырский храм - сердце обители - зовут валаамские колокола. Двенадцать - на звоннице Нового Валаама, остальные призывают к богослужению в храмах «всея Финляндии», причем не только православных: часть колоколов передана лютеранским приходам.
В ожидании службы в уютном деревянном храме - человек двадцать. На аналое лежит икона Св. Сергия и Германа - основателей Валаамской обители. Есть ещё пара минут, чтобы приложиться к иконе, поставить свечку и просто постоять, пытаясь услышать тишину монастыря… Но вот входит батюшка. Облачение его совершенно обычно русскому взгляду. Кажется, что вот сейчас он скажет: «Отче наш! Иже еси на небесех!..». И так непривычно слышать: «Isд meidдn! Joka olet taivaissa!...»
«…Братия монастыря живет духовной единой жизнью, основа которой в аскетической традиции православной церкви. Согласно древней традиции, монастырь должен содержать сам себя. На Валааме основным способом добывания средств сегодня - туризм. Однодневно или же с ночевкой можно пребывать в монастыре круглый год. Многие приезжают в монастырь в поиске тишины и для участия в повседневной богослужебной жизни…».
Тишина… Пожалуй, это то, чего нам более всего не хватает в повседневной жизни. Здесь она - вокруг. Шум ветра в кронах деревьев убаюкивает… Манит освящённая тропинка к поклонному кресту… Симпатичная лужайка с фигурками животных привлекает детей, а я тем временем заглядываю в “Laffka” - летний магазинчик «Лавка». Старые книжки - необязательно богословские, чашки, электроприборы… Вещи, которые стали ненужными и могут быть проданы на барахолке, люди приносят в этот магазин. Деньги, собранные в кассе, используются на нужды монастыря. Продавец пытался мне продать старую печатную машинку, правда, сказал, что не знает, как она работает, и виновато улыбнулся...
Настало время обеда. Мы привыкли называть столовую в храме «трапезная». Здесь же «Трапеза» - это кафе-ресторан. Западная культура питания здесь и в православном монастыре. Сложно представить монастырь в России, в котором подадут мясную пищу. Но на Новом Валааме никого из приезжих не принуждают поститься: в течение всего года предлагается как рыба, мясо, яйца так и молочные продукты. Здесь же можно отведать и алкогольные напитки, произведённые в монастыре. Очень понравились ягодные морсы и клюква. Чудесную выпечку делает иеродиакон Александр, ризничий и пекарь.
Большая часть монахов переехавших из Старого Валаама в Хейнявеси были по рождению русскими и говорили на родном языке. Почти все из них начали свою подвижническую монашескую жизнь еще до революции в России, и в Хейнявеси вместе с ними перешла бесценная традиция валаамской подвижнической жизни: общежительной, скитской и отшельнической. Братия монастыря - всего 10 человек, все финны - сегодня молится о «госпоже нашей Финляндии», однако, согласно традиции, носят русские имена: архимандрит Герман - священник и духовник Линтульского монастыря; иеромонах Иоанн соблюдает священнические обязательства и проведение лекций; иеродиакон Серафим занимается переводами… Архимандрита Сергия, игумена монастыря, я повстречал на пути в Старый Храм, попросив у него благословения. По-русски я попытался сказать ему, что мы приехали из России, из Кронштадта, но отец настоятель извинился и сказал, что по-русски он понимает очень плохо, к великому его сожалению. Что ж, английский - язык международный. Отец Сергий сказал, что он очень рад видеть на Новом Валааме гостей из города, прославленного именем Иоанна Кронштадтского, в котором он был, правда, давно. Ему радостно было услышать, что наш Храм во имя Владимирской иконы Божией Матери ныне украшает Кронштадт...
«…Монастырю принадлежит 300 гектаров леса (на которых есть пункты лесозаготовки) и 50 гектаров полей. Выращивают смородину, из которой здесь же делают вино: его не только продают паломникам и туристам, но и обеспечивают большинство лютеранских церквей Финляндии. Тут же размещены мастерские, где работают профессиональные реставраторы. Курсы для взрослых по теологии и истории религии организованы при Валаамском народном университете, находящемся при монастыре…».
Мне сложно сказать, что было для нас важнее: помолиться в святом месте или поклониться святыням Нового Валаама - Валаамской и Коневской иконам Божией Матери, которые находятся в главном храме монастыря, по валаамской традиции названном Спасо-Преображенским. Новый белокаменный храм был освящен 5 июня 1977 года. Как раз тогда отмечалось 800-летие православия Финляндии, ставшее национальным праздником. Храм был построен финским архитектором русского происхождения Иваном Кудрявцевым, выполнен в русском стиле и напоминает церкви Пскова и Новгорода XIV-XV вв.
Велико значение Валаамской иконы Богоматери для всей России. Это одна из трех икон Божией Матери, явленных в царствование Государя Императора Николая Александровича, наряду с Порт-Артурской и Державной (Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол царя-мученика). Иконография образа необычна. На Валаамской иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче, спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой - держава, увенчанная крестом. Богородица является на иконе как Небесная Владычица. В иконе выражается полнота достоинства Божией Матери как Царицы Неба и земли. Богородица зрится на иконе, будто огненный столп, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец-Вседержитель. Икона поражает сочетанием царственного величия и кроткого безмолвия. Сколько людей в России и Финляндии молилось у этого прекрасного образа!..
…Войдя в храм, удивляемся почти буквальному соблюдению традиции. Спасо-Преображенский собор на Валааме имел две церкви. Верхняя во имя Преображения Господня, нижняя, зимняя, называлась «теплой», была освящена во имя Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
На Новом Валааме тоже два храма, хотя собор и не двухэтажный. «Теплый» храм пристроен слева, в него ведет небольшая дверь. Он также был освящен в память Валаамских чудотворцев и используется для индивидуальной молитвы и богослужений в зимнее время, когда посетителей в монастыре мало. На северной её стороне - старейшая икона со Старого Валаама: Новгородский образ Знамения Божией Матери, который был написан в 17 веке и спустя 200 лет помещен в серебряный оклад…
Младшая дочка подходит к чудотворной Коневской иконе Божией Матери и надолго застывает перед ней. Прежде эта икона находилась в храме Коневского скита Валаама. Нынче она - в богатом киоте, в особой части собора, справа от Царских врат привлекает внимание сразу. Глядя на нее, совершенно не замечаешь происходящее вокруг, и лишь мелодичный бой старинных часов у свечной лавочки возвращает нас в действительность и напоминает о том, что настала пора прощаться с Новым Валаамом.
Мы непременно приедем сюда ещё не один раз…
Олег ДЗЮБАН
|