Новогодняя история о вечном:
Городе, Семье и Газете...
Мое появление на страницах «Кронштадтского вестника» не было случайностью…
«Рабочий Кронштадт»
Сколько себя помню, у бабушки и дедушки на столе всегда лежала городская газета «Рабочий Кронштадт». Тогда Газету в Семье не выписывали - покупали или читали на стенде в Советском парке. Жаль, что стенды с газетами ушли в прошлое. Слава Богу, что с ними не канула в небытие и Газета. Наоборот, она преобразилась, желая идти в ногу со временем, поменяла название и стиль верстки. Расширила количество полос. Сменила не одно поколение авторов. При этом так же, как в семидесятых годах прошлого века, на ее страницах отражается не только жизнь Города, но и ведется летопись частных событий, прослеживаются судьбы простых кронштадтцев… После смерти мужа, после ухода с последнего места работы, Газета стала для бабушки верным другом, источником новостей, окном в мир. Уже более десяти лет бабушка выписывает «Кронштадтский Вестник».
Газета из почтового ящика
Каждую пятницу в середине дня я спускаюсь к почтовому ящику, чтобы достать Газету. Возвращаюсь, а бабушка уже стоит в прихожей, протягивает за Газетой руку. И как только она получает долгожданные полосы, на час уединяется с ними в спальне - читает. У нее жизнь строится от пятницы до пятницы, то есть от Газеты до Газеты. Когда я стала подолгу гостить в Кронштадте, и моя жизнь невероятно легко подчинилась такому режиму. Теперь пятничную Газету мы ждем вместе. Получаем, делим пополам и идем читать.
В нашем небольшом доме Газету в своем почтовом ящике ждут только в двух квартирах из двенадцати. Остальные жильцы ее покупают, но очень-очень редко. А по-моему, странно жить в Кронштадте и не интересоваться местными новостями, не знать, что происходит в твоем Городе. И совсем уже нелепо узнавать постфактум о кронштадтских событиях (таких, как приезд Патриарха, например) из питерских теленовостей. У кого-то есть Интернет, кто-то смотрит местное кабельное TV, но мне ближе всего Газета. Ведь ее можно перечитать, показать знакомому, самое важное вырезать на заметку потомкам.
Семейный архив
Привычку вырезать из Газеты наиболее интересные материалы в нашей Семье укоренила бабушка. Когда она приезжала к нам с мамой в Петербург, свежий выпуск Газеты и вырезки из старых номеров всегда были в ее небольшом багаже. Семья раскладывала в кухне черно-белые полосы. И кухня превращалась в безмолвную читальню.
Мама моя работает в одной из районных библиотек Санкт-Петербурга. Ведет краеведческую картотеку. В отдельной папке хранятся у нее материалы о родном Городе-острове: в основном, это вырезки из кронштадтских газет, 90 % - из «Кронштадтского Вестника». Много лет она бережно вырезала экскурсии по городу Лидии Токаревой - собралась целая подшивка, которой теперь могут воспользоваться читатели (в смысле, посетители) библиотеки… Для мамы бабушка вырезала материалы исторические, рассказы о памятниках и музеях, показывала заметки про общих знакомых. В последних классах школы собирать вырезки из «Кронштадтского Вестника» стала и я. Только меня привлекали фотоматериалы. Знакомые с детства виды города. Фото-загадки, которые когда-то постоянно публиковались на страницах Газеты. И конечно, фото морской тематики: корабли, люди в форме, разнообразие флажков и пушек… Пусть два молодых поколения нашей Семьи живут в Санкт-Петербурге, жизнью дорогого Города мы интересуемся и не перестанем интересоваться.
Отлично помню, как мой, тогда еще будущий, муж впервые взял в руки страницы кронштадтской Газеты. Она его очень удивила. Еще не знакомый с жизненным укладом Города, он по этим полосам, по подбору материалов пытался понять самобытность и обособленность Кронштадта. Хотя первым делом всегда читал объявления о покупке и продаже машин… Кстати, когда мы решили стать настоящей Семьей, свадьбу придумали играть именно в Кронштадте…
«Спасительный адрес»
Но есть в истории взаимоотношений моей Семьи и кронштадтской Газеты еще одна сторона. Дело в том, что в разные времена в «Кронштадтском Вестнике» были опубликованы материалы моей бабушки, моей мамы, а теперь и мои… И даже моего мужа.
Все началось в далеких 1970-х, когда мама - тогда студентка Ленинградского института кино и телевидения - принесла в редакцию Газеты свои фотографии. Сюжет первой съемки: рисующие на асфальте дети. Сюжет второй: молодые спелеологи тренируются в Овраге. Две наиболее настроенческие фотографии напечатали. Пожелтевшие от времени полосы «Рабочего Кронштадта» долго хранили в Семье, пока они по нелепой случайности не были потеряны.
История неожиданно продолжилась в 2006 году. Я заканчивала театроведческий факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства, когда моя бабушка вдруг решила заняться написанием мемуаров. Вдохновил ее рассказ Марии Аминовой (напечатанный в «Кронштадтском Вестнике») о том, какими трудными дорогами возвращалась она в родной Город. Вот моя бабушка и начала с истории своего приезда в Кронштадт - в 1944 году. А в Газете как раз открыли новую рубрику: «Семейный альбом»... публикация называлась «Спасительный адрес» («КВ» № 2 от 20 января 2006 года). Это название предложила бабушке Надежда Константиновна Богомолова, любезно принявшая и бережно отредактировавшая рукописный материал. Она просто очаровала мою бабушку, уговорила написать еще. Так бабушка опубликовала еще одну страницу своей жизни: воспоминание о пребывании в санатории «Мать и дитя» на Каменном острове («КВ» № 21 от 2 июня 2006 года).
Публикации вышли шикарные. Бабушку замучили расспросами знакомые. Мне было даже немного завидно. В тот год я получала диплом театрального критика - почти журналиста, - список же моих публикаций от силы насчитывал пять пунктов. А тут бабушка пишет в Газету, и ее печатают! Это было смешно: «На старости лет в журналисты подалась», - шутили в Семье. Это было трогательно: с каким волнением пожилой человек вспоминал, переписывал текст, получал свой первый гонорар, наконец! А еще это было очень патриотично - поделиться частичкой своей жизни с Городом, в котором почти вся она и прошла!
Газета стала живой
С тех пор материалы Надежды Богомоловой моя бабушка прочитывает особенно внимательно. Ведь известно, когда автора знаешь в лицо, текст его воспринимается по-особому и говорит о большем, нежели слова газетного незнакомца. Именно об этой замечательной сотруднице «Кронштадтского Вестника» рассказала мне бабушка, когда узнала, что я хочу предложить редакции свой материал, идеи и умение писать. Однако первой по адресу: Флотская улица, дом № 25 меня встретила Анна Петровна Макарова - главный редактор собственной персоной, скромная, добрая и радушная хозяйка маленького дома, где каждую неделю рождается Газета… Так Газета перестала быть просто информационно насыщенной, долгожданной. Для меня она стала живой. То есть сквозь ее страницы я теперь слежу не только за жизнью любимого Города, но и за взглядами, интересами, чаяниями людей, с которыми меня счастливо свела судьба.
Мне очень дорого то, что настоящая работа в периодическом издании у меня (не совсем профессионального журналиста) началась именно с «Кронштадтского Вестника». Лирические зарисовки о Кронштадте я начала писать еще в 2002-м году. Даже хотела к трехсотлетию Города принести в редакцию свои эссе. Но тогда не сложилось. Как хорошо, что сложилось в этом уходящем году! Так на страницах Газеты появилась вначале Серафима Белевич, а затем и Павел Белевич - мой муж. Я рада, что таким образом смогла высказать любовь и искренний интерес к судьбе этого Города, этой Газеты.
А этот новогодний лирико-ностальгический рассказ можно расценивать как самопредставление автора, автопортрет в кругу Семьи… на фоне Города.
Серафима БЕЛЕВИЧ
ОТ РЕДАКЦИИ
Обычно, когда наши читатели в своих письмах или материалах обращаются лично к нам - сотрудникам редакции, пишут о нас какие-то добрые слова, благодарят, признаются в теплых чувствах, что бывает, кстати, нередко, или просто упоминают наши имена, мы их вычеркиваем. Так принято.
Другое дело - теплые слова, обращенные к газете. Все, что касается Газеты - свято.
А сегодня в материале Серафимы БЕЛЕВИЧ (кстати, для нас совершенно неожиданном - настоящий новогодний сюрприз) нам не захотелось менять ни строчки. По нескольким причинам. Во-первых, если начать что-то вычеркивать, нарушится целостность ее трогательного и лиричного рассказа о Городе, Семье, Газете, который нас просто очаровал (мы даже ее прописные буквы - авторское смысловое выделение самых значимых для нее слов - оставили, хотя, конечно, во всех других текстах эти слова написали бы со строчных). Мы и не подозревали, что наш труд может быть так востребован, так созвучен с историей одной отдельно взятой кронштадтской семьи. Спасибо!
Во-вторых, решили мы, День российской печати - вполне достойный информационный повод, чтобы оставить добрые слова не только о Газете, но и о нас лично. Праздника ради...
В третьих, мы сегодня начинаем новый проект «КВ» - «Гражданское общество: кто, если не мы?..», и искренние строки о Газете с большой буквы, присланные в редакцию Серафимой БЕЛЕВИЧ в канун профессионального праздника, прекрасно иллюстрируют мысль о том, что наша газета - с внештатными корреспондентами, которым мы предоставляем трибуну для творческой самореализации, с читательскими письмами и обращениями, с клубом юнкоров «Журналист» и молодежной газетой «Остров ОК» - это и есть один из островков гражданского общества в Кронштадте. Один из тех реальных островков, которых на самом деле пока у нас так мало |
|