Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№3 от 30 января 2009 года

Вернуться к главному  
 

Кронштадтцы

Последняя ополченка Кронштадта

Антонине Ивановне Сешкиной 91-й год. И было в ее жизни очень многое... Но воспоминания далеких военных лет, когда она служила младшим врачом полка, затмевают все, что было потом. Боевая молодость, о которой последняя кронштадтская ополченка говорит то с болью, то с особым любовным трепетом, осталась в ее сердце навсегда.
Антонина Ивановна родилась в Кронштадте 11 ноября 1918 года. После школы поступила в Первый Ленинградский медицинский институт имени академика И.П.Павлова, закончила его 26 июня 1941 года, через три дня после начала Великой Отечественной войны. По распределению ее направили в Медвежгорск.
- 26 июня прихожу на вокзал, чтобы ехать в этот самый Медвежгорск. Но непонятно почему, поезда туда не ходят. Я бегом в институт. Там меня сразу же определили во второй стрелковый полк Кировской дивизии народного ополчения. Младшим врачом полка я попала под Мгу, - рассказывает бывший военврач Сешкина.

«Починили, зашили, заштопали…»

Первый год войны был самым трагичным. Немцы постоянно обстреливали полк, в котором служила Антонина Ивановна.
- А жили-то в землянках. И я все боялась, как бы живьем нас не засыпало, не похоронило там, под Мгой. Меня ведь и ранило тогда. Дело так было. Вызвали меня как-то к командиру в штаб полка, чтобы помощь медицинскую оказать. Когда я дело свое сделала, мы с автоматчиком возвращались в санчасть через лес. Но до лазарета не дошли, потому что немцы его разбили и сожгли. Мы замерли на месте, когда услышали немецкую речь где-то поблизости. Оказывается, фашисты лес прочесывали. Рванули обратно. Я чуть-чуть пробежала и упала. Очнулась, гляжу - ранена. В обе ноги. Но автоматчик меня не бросил, на руки взял и к своим вынес.
Раненую Антонину Ивановну сразу же поместили в санитарный поезд и отправили в Ленинград на лечение. По пути поезд обстрелял прорвавшийся немецкий танк. Локомотив остановился - стоны раненых, шум, крики. А ей даже не уползти - на обеих ногах шины. Но все обошлось.
- Я чудом осталась жива. Тех, кто выжил после обстрела, посадили в машины и в медсанчасть отвезли. Там меня починили, зашили, заштопали… И я обратно отправилась, в родной полк.


41 год. Ленинградский фронт

«Бинтов перевязала километры»

Военврач Сешкина прошла дорогами войны от Ленинграда до самого вражеского логова - Берлина. В ноябре 1944 ее перевели на первый Украинский фронт. Антонина Ивановна награждена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина».
- Много чего случалось на фронте. Бинтов перестирала и перевязала километры. Много смертей видела и до сих пор вспоминаю глаза убитых, которые я ладонью прикрывала…
А как-то после обстрела смотрит - а шинель-то её осколком пробита. А ведь она даже и не почувствовала - работы много было - других спасала.
Военврач Сешкина спасла жизни многих бойцов. И благодарности от вытащенных ею с того света не знали границ. Однажды разведчики, вернувшись с переднего края, в признательность за ее военный подвиг подарили Антонине Ивановне трофейный немецкий дамский пистолет и полевой бинокль. Она любовно хранит те минуты в памяти.

«Жить хотели и любить»

- А еще помню, как мы радовались и смеялись, катаясь в карете, которую при взятии Вены наши солдаты в одном из портов нашли. Ребята усадили нас с подругой в нее, а сами в роли лошадей выступали… Молодые мы были, веселые. Жить хотели, любить.
Да иначе жизнь распорядилась. Было у Антонины Ивановны два друга на фронте. Оба погибли на войне. А она осталась одна, так и не вышла замуж - с 1946-го и до выхода на пенсию проработала в кронштадтском военно-морском госпитале. Сейчас живет у племянницы в Петербурге.
… Глаза этой скромной, тихой бабушки блестят, когда она рассказывает о своей боевой молодости. Но есть у нее один секрет. Антонина Ивановна седьмой десяток лет хранит у себя фронтовые письма. Она никогда никому их не показывает. Лишь тихонько достает и перечитывает про себя. И слезинки текут по щекам, будто слова, лица, события прошлого вновь оживают… Вместе с этими посланиями она просит себя похоронить… Чтоб ее девичья тайна ушла вместе с ней.

Елизавета САДКОВА,
фото из архива Антонины Ивановны Сешкиной


<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru