По-прежнему Кронштадтский,
пока еще Морской, но уже не завод...
В ближайшие месяцы из-за выкупа так называемых «прав требования» на кредиторские задолженности нескольких предприятий судостроительного комплекса, и прежде всего КМЗ, может возникнуть очередное «дело олигархов», с чувствительными последствиями для последних. К такому выводу легко прийти, ознакомившись с некоторыми фактами. В период с 2000 по 2006 год ОАО «Компания «Музей», заинтересовавшись несколькими петербургскими судостроительными и проектными предприятиями, используя их бедственное финансовое положение, предпринимает меры к получению над ними контроля.
Дмитрий Георгиевский
В марте 2007 года Президент России Владимир Путин подписывает указ о создании Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Первый вице-премьер Сергей Иванов недвусмысленно заявляет: «Государство в лице ОСК предложит частному капиталу объединить усилия и финансовые средства для строительства новых верфей, и начнем мы с западного региона» («Коммерсантъ»).
Включение ФГУП «КМЗ» в состав ОСК имело определяющее значение при вынесении решения о незаконности создания ОАО «КМЗ» и передачи ему активов ФГУП. «Коммерсантъ» цитирует официальное письмо ФСБ главе «Росимущества» от октября 2007 года: «Межрегиональный центр экспертов и профессиональных арбитражных управляющих, членом которого является внешний управляющий ФГУП «КМЗ» Дмитрий Георгиевский, подконтролен группе лиц, профессионально занимающихся банкротством ГУПов».
В мае 2008 председателем совета директоров ОСК назначается заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин (который работает с Путиным со времен Анатолия Собчака). Сечин назначает президентом ОСК «жесткого» Владимира Пахомова.
12 сентября 2008 года Пахомов направляет Сечину письмо, в котором утверждает, что глава группы «Музей» Денис Минкин организовал захват и банкротство КМЗ, после чего стал заместителем генерального директора ОАО «Морское подводное оружие - «Гидроприбор». Его действия не способствуют, пишет Пахомов о Минкине, интересам Российской Федерации и направлены на вывод недвижимого имущества из состава концерна.
Нечто подобное ситуации, в которой оказался Морской завод, происходит, тоже «благодаря» Минкину, с ОАО «Океанприбор», с руководимым бывшим генеральным директором управляющей компании «Музей» Михаилом Загородниковым ОАО «Гранит - Электрон» и с ОАО «Аврора», управляемым организатором охранной компании «Защита» и «Музея» Игорем Миниковым.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев поручает контроль за ситуацией с КМЗ Департаменту экономической безопасности МВД и ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти. «Музейщики» заявляют, что сделки по покупке этих четырех предприятий заключались задолго до основания ОСК при согласовании с «Роспромом» для строительства на территории этих объектов деловой недвижимости. Правоохранительные органы в факте заключения сделок состава преступления не находят.
10 октября прошлого года «Росимущество» подает в арбитражный суд Москвы четыре исковых заявления, оспаривающих договоры уступки прав требования, по которым «основную массу кредиторов КМЗ (154 млн руб., более 75% кредиторской задолженности) объединила девелоперская* компания «Музей». Оспариваются 27% общей суммы задолженности, то есть «Росимущество» на основании ст. 169 Гражданского кодекса РФ** предполагает сохранить за собой контроль над заводом. Ответчики - скупившие права требования на 154 млн рублей с дисконтом 50-70% (то есть, за 30-50% от суммы задолженности) ООО «ТД «Иллан» и ООО «Тальер», подконтрольные «Музею», а также продавцы задолженности - КБ «Аметист», завод «Топаз», КБ «Алмаз» и Зеленодольское ПКБ. Сложность предстоящего процесса не только в необходимости доказать совершение сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, но и умысел одной или нескольких сторон. Например, было бы великолепно доказать умышленный срыв поставок Морскому заводу в период выполнения последнего крупного (алжирского) заказа. Впрочем, у истца в ходе подобных проц ессов зачастую находятся аргументы, не включенные изначально в исковые заявления, и иногда материалы дел передаются из арбитражных в суды общей юрисдикции, то есть уголовные.
К 1 апреля президенту Дмитрию Медведеву должен быть представлен доклад о составе ОСК. Пока судьба вышеперечисленных проблемных предприятий и организаций не определена, но в российском правительстве, кажется, пришли к вполне определенному решению - сохранить над ними контроль государства. Это дает вполне реальные шансы на возрождение Кронштадтского Морского завода и получение в составе ОСК производственных заказов. Самостоятельному КМЗ Минобороны заказов не давало, несмотря на все обещания.
В случае же, если представители ОАО «Компания «Музей» докажут (что маловероятно) легитимность сделок, контроль над 70 гектарами территории завода и всем его имуществом перейдет к девелоперам. Как они сумеют распорядиться этой недвижимостью - очень большой вопрос. Что коммерчески привлекательное можно создать на месте завода? Еще один торговый порт - без железнодорожных подъездных путей и почти без автотранспортных, при наличии свободных участков в непосредственной близости от КЗС? Или жилье - какое? Дешевое не получится, поскольку стоимость его будет высока из-за необходимости предварительно «очистить» участок застройки от заводских зданий и сооружений. А дорогое в современных условиях может просто не найти своих покупателей, тем более что экологическая составляющая такого проекта весьма сомнительна: в почве - вся таблица Менделеева. Вероятнее всего, проект превращения КМЗ в «деловую недвижимость» ждет печальная судьба бесперспективного долгостроя. Так что пожелаем удачи правительству, Росимуществу и ОСК в возвращении КМЗ «под государеву десницу» и его последующей реинкарнации.
Игорь КАЛУГИН
__________________________
*Develop - (англ.) разработка. Девелопмент - управление коммерческой недвижимостью; продажа, сдача в аренду, предложение инвестиционных проектов, при реализации которых какой-либо объект превращается в коммерческую недвижимость.
**Ст. 169 ГК РФ: Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности.
|