«Власть сама по себе нужна не ради самой власти, а ради гражданского общества».
Дмитрий МЕДВЕДЕВ,
Президент Российской Федерации |
Эти загадочные муниципалы
Это слово, как собственно и само понятие «муниципальная власть», было занесено в Россию-матушку на волне демократических реформ. Идея местной, ближайшей к народу, самостоятельной и независимой от государства власти была заложена в двенадцатой статье Российской Конституции 1993 года.
Стараясь не отставать от «цивилизованных стран», в 1996 году Россия подписала, а в начале 1998 года ратифицировала довольно «древнюю» по юридическим меркам Хартию местного самоуправления 1985 года. В последней, помимо прочих, были закреплены такие прогрессивные положения как финансовая самостоятельность местного самоуправления, его независимость от органов государственной власти, право муниципальных образований на свободное объединение, полнота и исключительность полномочий, а также многие другие, безусловно, передовые положения.
Однако, как гласит русская пословица: «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Мучился российский законодатель долго, вот «что-нибудь» и получилось…
Давайте с вами разберемся, кто же они такие, эти загадочные муниципалы.
Местная власть - по своей задумке - наиближайшая к народу. В странах Западной Европы зачастую именно местные чиновники решают большинство важнейших, насущных вопросов. Например, в таком замечательном городе как Париж, разделенном на несколько районов (или как сказали бы французы «арандисман'ов»), никому даже в голову не придет бежать в мэрию со своими заботами, всё «доверяют» местным властям. Именно муниципалы в пределах своего округа являются «вершителями судеб». Местных бюрократов знают жители, с них «спрашивают», их, в конце концов, считают виновниками большинства проблем.
А вы знаете, где в Кронштадте «квартирует» муниципальная власть? Боюсь, многих этот вопрос поставит в тупик. А уж спрашивать о компетенции муниципалов даже не стану. И это не вина самих местных властей, - это их (а значит, и наша с вами) беда.
Доктринально закрепив большие полномочия местных властей, российский законодатель на практике сделал муниципалов марионетками. И если в «нестоличной» России местные чиновники обладают некоторым весом, то в Москве и Питере это, скорее, красивая вывеска - вот, дескать, мы какие европеизированные. А на деле - потемкинский домик.
Перечень вопросов местного значения, читай - полномочия местных властей, сконструирован по принципу - «забирайте, Боже, что нам негоже». Да и те, что есть, зачастую финансируются (субсидируются) из бюджета Санкт-Петербурга. Вот такая забавная независимость. О праве на сбор местных налогов, закрепленном, кстати, в качестве принципа в вышеупомянутой Хартии, никто даже не заикается.
Было бы неправильно думать, что местные власти ничего не делают. Наоборот, муниципальные чиновники, надо отдать им должное, стараются как могут, пытаясь из крошечных средств местного бюджета соорудить что-нибудь приличное.
Но вернемся к полномочиям. Перечислять бессмысленно. Списочно их достаточно. Только вот умиляешься законодательному интеллекту, когда читаешь в списке вопросов местного значения следующую строчку: «Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования». Логика законодателя, по-видимому, находилась в момент закрепления данного полномочия в зачаточном состоянии. Это же просто надругательство над реальностью какое-то… Ну, как, скажите на милость, муниципальное образование с его мизерным бюджетом будет участвовать в профилактике терроризма, а уж тем более в ликвидации последствий последнего?
Вот и остаются местным властям вопросы благоустройства, на которые и уходит львиная доля местного бюджета, и опека с попечительством, да и те, как переданные «с барского плеча» государственные полномочия. Не сегодня-завтра будешь дергаться - отберут. Ваш автор, конечно, несколько утрирует, списочно полномочий больше сорока, только при столь смехотворном и дотационном бюджете, о самостоятельности и независимости, а также об исключительности полномочий не приходится даже мечтать.
В Санкт-Петербурге, как и в столице, сильные муниципалы никому не нужны, ибо юридически неподконтрольны. А зачем государственной власти неугодные? Она всех на коротеньком поводочке держать любит, чтобы, не дай Бог что, сразу по рукам дать, и с проверочкой прийти. По себе знаю.
У нас с вами, дорогие кронштадтцы, выборы на носу, да не простые, а те самые - хитрые - муниципальные.
Все вышесказанное - не повод туда не пойти, напротив, идти надо обязательно. Идти и выражать свою гражданскую позицию. Поскольку именно мы с вами можем избрать местными депутатами самых достойных, умных, интеллигентных, деятельных людей. Которые, в свою очередь, и будут помогать нам решать наши насущные проблемы.
Мы же хотим иметь чистый освещенный двор, с новой детской площадкой, ровные дорожки, новые парковки для машин. Необходимо понимать, что именно на муниципальных выборах мы голосуем за «своих», знакомых нам людей, тех, кого мы знаем, и с кого, следовательно, сможем спросить «по полной катушке».
«А полномочия?» - спросите вы. А полномочия будут. Будут деятельные люди - будут и полномочия. Справятся с уже доверенным на «отлично», а там - будем верить, - и зону ответственности расширят. Попытаемся начать с малого, приложим все усилия, и, может быть, будет у нас с вами свой «маленький Париж».
Так что, мадам и месье, ждем вас на избирательном участке.
Антон РЕВЯКИН
«... Мы заинтересованы в том, чтобы развивалось гражданское общество в России, чтобы оно ругало власти, критиковало, помогало власти определять свои собственные ошибки, корректировать свою политику в интересах людей. В этом мы, безусловно, заинтересованы, и мы будем поддерживать гражданское общество...».
Владимир ПУТИН,
Премьер-министр РФ |
Кронштадт выбирает честных и опытных
Первого марта нас ждут выборы депутатов Муниципального совета. Каким должен быть представитель народной воли? Что помогает определиться - агитация в газетах, советы знакомых или личные симпатии? Кронштадтцы говорят об этом «КВ».
Полина, Дарья и Анастасия, студентки:
- Кандидаты - люди известные, многие - даже за пределами Кронштадта. Но голоса отдадим за тех, с кем жизнь сводила лицом к лицу. О ком со всей ответственностью можем сказать: этот человек достоин места, на которое претендует. Все-таки лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать в газете.
Аркадий Владимирович, инженер:
- Считаю, что кардинальные перемены в нашей «муниципалке» пока ни к чему. Нынешние депутаты разбираются в делах города, знают о нуждах населения и проверены временем. Что еще нужно? Так что поддержу «старожилов». А рассуждать, каким должен быть член Совета, по-моему, бессмысленно. Идеалы и действительность - часто контрастны.
Гера Павловна Карпова, пенсионерка:
- Депутат должен быть сведущим. Ведь чтобы решать проблемы, нужно в них разбираться, быть «в курсе» дела. Поэтому доверяю тем, у кого больше опыта. Знакома со многими кандидатами, но не хочу опираться только на личные симпатии. Объективности ради читаю предвыборные материалы, прислушиваюсь к советам родных.
Светлана:
- Если голосовать, то за исполнительных, честных, легких в общении. Чтобы можно было поговорить с ними обо всем, что волнует, и быть уверенным, что тебя поймут. Я переживаю не лучшие времена - на работе числюсь, но зарплату не получаю. Если депутаты помогут решить проблему, - молиться на них буду. Каждому хочется, чтобы к его нуждам относились с вниманием. Так пусть наши депутаты будут человечными!
Андрей, автослесарь:
- На выборы не пойду. Не потому что не могу - просто не хочу. Какая разница, сколько людям лет, чем они занимаются и какой у них опыт в политике? Главное, чтобы не просиживали штаны, а работали.
Наташа, студентка:
- Это мои первые выборы, так что поучаствовать очень интересно. Пока не знаю, за кого голосовать, но родители подсказывают. Думаю, что в Совете не обойтись без представителей молодого поколения. Они активны, деятельны, большие энтузиасты.
Игорь Юрьевич, предприниматель:
- Кризис всех взял за горло. Смогут ли депутаты кому-нибудь помочь - не знаю. По-моему, каждому сейчас нужно опираться только на собственные силы и не ждать ни от кого благодати. А от муниципалов требуется качественная, честная и напряженная работа.
Наталья, продавец (магазин «Кулинария», «Аустерия»):
- Первого марта, к сожалению, работаю. Но свободные от работы коллеги отправляются на участки целой командой. По-моему, выборы районного масштаба - это просто хороший способ поддержать друзей. Но если говорить об идеалах, то хочется видеть в депутатских креслах людей честных и простых. Как говорится, представитель народной воли должен быть «из народа».
Юлия, продавец-консультант:
- Честно говоря, не знаю никого из кандидатов и никогда не интересова лась работой Муниципально совета. Но подруги зазывают на выборы, а голосовать наобум не хочется. Полистаю газеты, поговорю со знакомыми - сориентируюсь. Большой плюс, если депутат с высшим образованием, имеет за плечами большой жизненный путь и заслуги на каком-либо поприще.
Денис и Татьяна, супруги:
- Народная воля должна проявляться во всех сферах жизни. Поэтому её представитель должен быть всесторонне развитым, эрудированным. А еще уметь отстаивать свою точку зрения. В этом деле чем «железнее» характер, тем лучше. Главное, чтобы не «ржавел» со временем.
Елена Ивановна, служащая, 45 лет:
- Не понимаю, почему даже муниципальные выборы стали партийными? По-моему, это уж слишком. Так не хочется возвращаться в прежние времена. А приходится: выборы-2009 - это прямо дежавю какое-то. Столько нарушений, как на этих выборах, на мой взгляд, не было ни разу. У нас что «Закон о выборах» уже отменили? Противно, когда народом манипулируют, и очень жаль, что отменили порог явки и строку «против всех».
К выборам готовилась Елена ФЕДОТОВА.
Фото автора
|