Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№10 от 6 марта 2009 года

Вернуться к главному  
 

Скоро в школу

Учитель - это самое главное

Меньше месяца осталось до первого апреля. Для родителей будущих первоклассников эта дата связана не с Днем смеха и не с Днем птиц. Напротив, в этот день некоторым из них меньше всего хочется смеяться. С первого апреля начинается прием документов от родителей будущих первоклассников. В какую школу отдать? К какому учителю? Этот выбор особенно трудно сделать тем семьям, которые недавно живут в Кронштадте, а дети не ходят в детский сад. В помощь родителям мы публикуем материал педагога-психолога Галины ТЕРНОВСКОЙ.

Поставив себя на место мамы первоклассника, я думала над дилеммой: выбирать школу или учителя? И, обобщив свой опыт работы психолога, пришла к выводу: выбираю учителя!
Именно от учителя в начальных классах зависит многое. Важно всё: знания и умение преподавать, манера общения, отношение к жизни (у депрессивного учителя дети чаще болеют), эмоциональный настрой и даже стиль в одежде.
Младшие школьники, а первоклассники особенно, ориентированы на мнение учителя: всё, что говорит учитель - истина для ребенка! Поэтому фраза учителя: «Ты подвел весь класс…», может стать роковой для ребенка. Весь класс будет воспринимать его негативно. Хорошо, если за этим последует похвала учителя, а если нет? Таких примеров немало. Результат: у ребенка «болит» голова, животик или же ребенок просто не хочет идти в школу. Это первые признаки дезадаптации, которые опасно оставлять без внимания. Последствия подобного стресса достаточно серьезны.
И другой, прямо противоположный пример: «Умница! Постарался! Дети, берите пример с Пети!». Как будто бы в этой фразе нет ничего плохого. Если бы не третья часть, которую дети воспринимают иначе, чем взрослые - «я хуже, а он «любимчик». Дискомфорт обеспечен и детям, и Пете.
Иначе построенная похвала: «Умница! Постарался! Дети, давайте порадуемся вместе с нашим Петей его успеху!», - вызывает у детей чувство сопричастности и желание быть успешным! Если учитель не нашел за что похвалить ребенка в течение дня - печально! Подумайте, ваш ли это учитель?
Поэтому, прежде чем выбирать для своего ребенка первый класс, стоит послушать учителя: что и как говорит, на чем делает акценты, как общается с детьми. Если акцент делается на детях и их успехах, этому учителю можно доверить ребенка. Если же местоимение «я» не сходит с уст, хорошо подумайте.
Дети тонко чувствуют настрой человека, поэтому совместная экскурсия в школу даст массу информации для размышления.
Выбирая своего учителя, я бы обратила внимание и на то, как выглядят дети после уроков. Радостные, немного уставшие, но с хорошим настроением - мой учитель! Если же дети чересчур уставшие, погружены в себя, не общаются друг с другом - стоит задуматься. Может быть, учитель не успевает проводить физкультминутку, и тогда от длительной (а 40-45 минут для младшего школьника - это много) статической нагрузки дети сильно устают, образуются мышечные спазмы, снижается внимание, нарастает напряженность. Как правило, у таких педагогов дети также часто болеют
Ещё один немаловажный момент - Программа обучения. Обучение по «Петерсону», «Занкову», конечно, хорошо, но есть и свои минусы, причем немалые. Первый и самый большой минус - преемственность начальной школы и пятого класса. Вопрос сложный и неоднозначный. Как правило, никакой преемственности нет. Да и апробация этих программ шла далеко не в тех условиях, которыми располагает наша школа. Поэтому считаю, что нет ничего лучше, чем традиционная Программа.
Выбирая учителя, полезно обратить внимание и на темперамент педагога. Это не столь важно для подвижных, активных детей. А вот тихие, спокойные дети, не посещавшие детский сад, требуют особого подхода. И активным учителям, как правило, сложно с ними работать. Такие дети часто «теряются» в классе. Они не доставляют неприятностей учителю, не мешают вести урок, а замыкаются в себе, и опять же начинают «болеть» - первый признак дезадаптации. Как правило, эти дети испытывают дефицит внимания, что впоследствии приводит к отклонениям в поведении и трудностям в обучении. Важно, чтобы учитель в первые дни обратил внимание на такого ребенка, заметил его пусть и очень маленький успех, приободрил, поддержал. И тогда поводов для бесед с родителями о плохой успеваемости не будет.
У каждого учителя есть свои особенности преподавания, общения с детьми, свои интересы и предпочтения. Если это будет сочетаться с особенностями вашего ребенка, обучение будет радостным, интересным. Есть учителя, способные развивать ребенка в процессе обучения, пробуждать его интерес к познанию, радоваться достижениям. А есть учителя просто и качественно дающие знания, как накапливаемый «багаж». Если вам интересны только оценки - вам к последним.
Принцип выбора школы «поближе к дому» тоже имеет право на существование. В разных семьях разные возможности. Кто-то может проводить ребенка в школу и встретить из школы, а кто-то нет. И в последнем случае - надо выбирать учебное заведение поближе к дому, чтобы дорога была безопасной.
Для тех, кто выбирает школу, я рекомендую обратить внимание на то, как школа организует досуг детей, есть ли общешкольные праздники, есть ли победители предметных олимпиад, каковы у школы спортивные достижения, обустроена ли спортивная площадка. И, исходя из своих интересов, определиться с выбором.
Успехов вашим будущим первоклашкам! Радости и спокойствия вам, родители!

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru