Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№10 от 6 марта 2009 года

Вернуться к главному  
 

Из зала суда

Чисто российское убийство

Это произошло в конце апреля 2007 года. В одном кронштадтском семействе пропал человек. При каких обстоятельствах изчез мужчина, никто из домочадцев: ни его жена, ни теща, ни другие родственники на первых порах представителям правоохранительных органов, заинтересовавшимся загадочным исчезновением, объяснить не смогли. В результате предварительного расследования по подозрению в убийстве была арестована практически вся семья: жена пропавшего, её племянник, теща. После продолжительных допросов, очных ставок и прочих следственных действий следователи получили признание: глава семьи убит, его труп свезен в одну из пригородных зон Петербурга и захоронен неподалёку от лесного массива. В совершенном преступленни призналась теща убитого, пожилая гражданка N.

Запутанное дело

Следствие шло довольно продожительное время и, как следует из документов дела, шло тяжело. Кроме снятия показаний с будущих участников судебного процесса, иных лиц, могущих пролить свет на трагедию, требовалась тщательная работа с извлеченными из земли останками убитого. А время уже сделало свое дело, так что при исследовании трупа, пролежавшего в земле, судмедэксперты сталкивались с определенными трудностями.
Когда же дело дошло до судебного разбирательства в Кронштадтском районном суде, суд столкнулся с неменьшими сложностями: один из свидетелей стал вкорне менять свои показания, ссылаясь на оказываемое на него в ходе следствия давление. Сложно суду было работать и с подсудимой N. Как следовало из её показаний, она лишь защищалась от погибшего, который напал на нее. Однако в силу своего характера, пожилого возраста и других обстоятельств она порой не могла, несмотря на помощь опытного адвоката, четко сформулировать ответы на поставленные судом и государственным обвинителем вопросы, заявляла бесконечные ходатайства, по сути, не могущие повлиять на ход дела.
Обвинения в адрес следственных органов в оказании давления на одного из свидетелей не нашли своего подтверждения, так как все его допросы велись в присутствии адвоката, а заявленные жалобы в ходе допросов после соответствующих проверок не нашли подтверждения.

Трагедия

Жила себе семья. Семья как семья, таких много в Кронштадте. Со своими маленькими удачами, радостями и проблемами. Только вот с годами эти самые проблемы стали накатываться, как снежный ком, превращаясь в неразрешимые. Одна из них - проблема с жильем (в двухкомнатной квартире - 6 человек), все возрастающее недовольство этим главы семейства. Недовольство женой, тещей, другими их родственниками, проживающими в квартире. К тому же мужчина считал, что он зарабатывает более, чем все вместе взятые, и все живут за его счет. Плюс, к несчастью, как это нередко случается, хозяин дома позволял себе после напряженного трудового дня расслабиться, то есть выпить изрядно спиртного. По словам обвиняемой и непосредственных участников событий и ряда свидетелей, мужчина все чаще стал впадать в неадекватное состояние именно будучи в крепком подпитии. Он куражился, запугивал женщин своими связями с милицией и бандитским миром. Нередко далее следовали ругань и даже рукоприкладство. Одни из домочадцев стали искать и нашли другое жилище, другие во времена буйства хозяина ночевали где придется: у знакомых, в подъезде, в автомобиле. Обстановка накалялась. Подсудимая N., сняв угол у знакомой, все же не могла жить спокойно: все более распоясывающийся родственник становился реальной угрозой для её дочери. Обращаться за помощью в милицию женщины боялись - не простит.
Осужденная ныне N очень боялась за свою семью, за дочь. Она звонила дочери ежедневно, а если не дозванивалась, то приходила, хотя и боялась, очень боялась. Как оказалось, не напрасно.
Однажды поздно вечером, не дозвонившись, она пришла в ставший ненавистным ей дом. Зять уже спал в своей комнате. В другой, где она ранее проживала, прилегла в ожидании дочери и N. И вдруг... Писк маленькой собачки, случайно забредшей в комнату зятя. N. тихонько вошла в эту комнату, чтобы забрать собачку, и тут зять открыл глаза. По показаниям N., не дав ей опомниться, он схватил её за руку, потом - за горло. Здоровый, 50-летний мужчина схватил хрупкую пожилую женщину со словами: «Я убью тебя, с...!». Со слов N., та сразу осознала весь ужас своего положения и, инстинктивно ухватившись за первый подвернувшийся под руку предмет (им оказалась гантель), нанесла нападавшему один или два удара. Что было потом, N. помнит плохо. Через день, не вызывая милицию, погрузили бездыханное тело в автомобиль, отвезли за город. Разумеется, все вышенаписанное излагается автором со слов осужденной N., свидетельских показаний участников событий.
В судебных прениях государственный обвинитель, основываясь на определенных фактах, пытался доказать, что к обвиняемой N. необходимо при вынесении приговора применить статью 105 ч.1, УК РФ ( убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку) и потребовал вынести приговор - лишение свободы на срок 10 лет.
Адвокат весьма убедительно и талантливо пытался доказать правомерность применения к подсудимой статьи 108 ч.1 УК РФ (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны). Учитывая возраст, состояние здоровья подсудимой N., её положительные характеристики, то, что более года она уже находится в местах заключения, адвокат попросил суд вынести решение о применении к подсудимой не реального, а условного срока наказания.
Последнее слово, предоставленное подсудимой, произвело тяжелое впечатление на всех присутствующих. Она просто, не оправдываясь более, попросила у всех прощения и со всеми простилась.

Приговор

Опытные юристы знают, что, в сущности, всякие улики являются в какой-то мере косвенными, будь то факты, указывающие на виновность, или показания очевидцев. Ведь и сами показания очевидцев зависят от обстановки. И если какие-либо существенные факты противоречат вероятной виновности подсудимого и говорят в его пользу, обычно эти факты принимаются во внимание.
Говорят, есть три профессии от Бога. Это - учить, лечить и судить. Все остальные, хоть немного, но от лукавого. Потому, безусловно, адвокат, общественный защитник, все сочувствующие надеялись на вынесение справедливого и милосердного решения суда. И не ошиблись. Суд в своем приговоре счел возможным применить статью 64 УК РФ «Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление». Речь в данной статье ведется о наличии исключительных обстоятельств, связанных с целью и мотивами преступления и со многими другими факторами. Кстати, часть 2 статьи гласит: «Исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств».
Суд учел все обстоятельства дела, личность подсудимой и нашел возможным назначить подсудимой N. срок лишения свободы - 4 года. На взгляд автора, справедливо и милосердно.

Необитаемый остров

Как это ни страшно говорить, но дело N. об убийстве сегодня на нашем острове можно охарактеризовать как близкое к рядовому. Ибо это уже третье или четвертое - дело, когда доведенные до отчаяния мучительствами и издевательствами так называемых «близких» родственников люди в порыве страха, ужаса, ярости, самообороны убивают последних. Жены убивают своих мужей - алкоголиков и извергов - чтобы защитить себя и своих детей.
Встает закономерный вопрос: неужели никто из соседей, из участковых инспекторов был не в курсе, какой ужас происходит в этих семьях если не ежедневно, то периодически? Уверена: знали, а не только догадывались, знали соседи, знали знакомые. Только всем было, что называется, наплевать на явную надвигающуюся кровавую развязку. Не у меня же, не со мной. А мы говорим о гражданском обществе. Вот оно - наше общество, исполненное равнодушия к чужим слезам и страданиям. Воистину «необитаемый» остров...
Милиция же... Ну не любит она заниматься семейными конфликтами, сами, мол, разберутся. И разбираются. В конце концов, таким вот образом. Впрочем, милицию также можно понять. И соседей. И знакомых. Всех можно понять - проживаем на «необитаемом» острове. Только вот принимать этого не хочется. Особенно когда у тебя лично заболит. Ждешь помощи от других. И не дожидаешься.
А самое главное: вышеописанная трагедия - явление отнюдь не кронштадтского, а российского масштаба. «Ящик» свидетельствует об этом ежедневно холодящими душу сюжетами из реальной российской действительности. И перед началом демонстрации каждого такого сюжета так и хочется протянуть бегущую строку: «Природный инстинкт сохранения собственной жизни пока еще никто не отменял».
И еще: «Люди, не будьте равнодушны друг к другу. Иначе вам будет не на что и не на кого рассчитывать в будущем».

Лидия КУЛИКОВА

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru