Транспортная проблема. Альтернативное решение возможно
Письмо Оксаны Конновой «Иначе было бы удобно», опубликованное в «Кронштадтском Вестнике» № 10, в очередной, далеко не первый раз, подняло болезненный для многих кронштадтцев вопрос транспортного сообщения с Санкт-Петербургом.
В самом деле, качество обслуживания пассажиров автобусами ОАО «Третий парк» ниже всякой критики. В первую очередь это утверждение относится к выбору подвижного состава (хотя есть и другие, и тоже обоснованные, претензии). И если на «социальном» маршруте № 101 пассажиры морально в какой-то степени готовы терпеть неудобство Golden Draqon, ностальгируя по временам работы ГАТП-24 со Skania, Ikarus и даже «студенческими» ЛиАЗ-677, то коммерческим 405 маршрутом, обслуживаемым не предназначенными для пригородных перевозок Yutong, люди пользуются только из-за отсутствия альтернативы, при первой возможности делая выбор «ногами», пересаживаясь в попутные легковые авто или микроавтобусы кронштадтских частных перевозчиков. Этот сознательный выбор в пользу полуподпольных перевозчиков тоже имеет свои негативные аспекты: в безопасности движения, качестве обслуживания и соблюдении действующего законодательства. Водители-частники не проходят предрейсовый медицинский контроль и могут выехать на линию в любом состоянии, то же относится и к машинам - они не проходят ОТК.
Два самых тяжелых в истории технологической дороги дорожно-транспортных происшествия - лобовое столкновение и вылет с трассы с опрокидыванием - произошли по вине водителей частных микроавтобусов. Регулярное движение отсутствует, например, после 22 часов на «Старой деревне» «маршрутку» можно не ждать. И имеет место предпринимательская деятельность без уплаты налогов, то есть противозаконная. Неоднократные попытки конца 90-х объединить местных перевозчиков в какой-либо организационно-правовой форме и тем самым легализовать их деятельность успеха не имели. Легализация потребовала бы соблюдения графика, прохождения врача, уплаты налогов и всего прочего, сопутствующего цивилизованной работе. Предпочтение было оказано сохранению status quo, то есть работе «по черному». В неорганизованном виде их деятельность не может ни составить серьезной конкуренции официальному перевозчику, вынуждая того бороться за пассажиров рыночными методами, улучшая свою работу, ни удовлетворить хоть в какой-то степени спрос на пассажирские перевозки, значительно превышающий предложение.
В 2005 году Комитет по транспорту Администрации Санкт-Петербурга провел конкурс на право обслуживания «социальных» автобусных маршрутов, результат которого - четыре крупнейших перевозчика, монополизировавших рынок коммерческих перевозок. В Кронштадте после ликвидации ГАТП-24, абсолютным, с юридической точки зрения, монополистом стал «Третий парк». Эта монополия позволила при выборе подвижного состава совершенно игнорировать интересы пассажиров, учитывая только собственную экономику. Чтобы устранить угрозу этой монополии со стороны конкурентов, скорее теоретическую, чем реальную, в начале 2009 года «Третьим парком» было задействовано, не особенно удачно, частное охранное предприятие, а в феврале - административный ресурс: к процессу выдавливания с рынка, уничтожения «частников» как класса, подключилось ГИБДД. Поскольку к безопасности движения эта вновь приобретенная уважаемым ведомством функция отношения не имеет, остается только догадываться о ее мотивации. Впрочем, «гаишники» «достают» незаконных перевозчиков, формально соблюдая требования действующего законодательства. Объективных причин, по которым «Третий парк» при помощи ГИБДД, налоговой инспекции, ЧОПов и т. д. не смог бы окончательно избавиться от конкурентов, отучив кронштадтцев подхалтуривать - нет. Следовательно, имеющаяся сегодня, пусть и неполноценная, но все-таки альтернатива, исчезнет. И не останется никаких факторов, сдерживающих монопольное, то есть по собственному желанию, повышение тарифов, а о замене подвижного состава на что-то более приемлемое можно будет забыть.
Ситуация на первый взгляд кажется безысходной, но это не так.
Ликвидировать монополию и создать реальную конкуренцию «Третьему парку» можно и должно, создав местное автотранспортное предприятие. Не возрождать ГАТП-24 под эгидой городской исполнительной власти в лице Комитета по транспорту, поскольку в этом случае оно будет действовать по указке из Санкт-Петербурга, не завися от кронштадтских властей и тем более - от пассажиров, и не частное, поскольку, во-первых, не получится, нет инвестора, а во-вторых, в обозримом будущем у частного предприятия не будет реальных шансов заключить договор с Комитетом по транспорту и, следовательно, не будет возможности возить пассажиров. А муниципальное, которому такой договор ни к чему.
Проблема первоочередная, справиться с ней - избавить многих людей от ежедневного транспортного стресса и заслужить признательность как самих пассажиров, так и их близких, то есть избирателей, должно быть небезразлично депутатам. Другого пути решения этой проблемы не видно, во всяком случае, никто ничего приемлемого не предложил. Муниципальный совет может выступить учредителем нового предприятия - разумеется, муниципального. Если не гнаться за сверхприбылью, то есть приобрести хороший подвижной состав, например Mercedes Benz Sprinter, и установить нормальную цену проезда - в пределах 1 рубля за километр пробега, то есть 30-40 рублей до Черной речки и не более 30 до Старой деревни (если проложить маршрут именно туда), и работать без «черной» бухгалтерии, пассажиропоток обеспечен, предприятие быстро окупится и будет приносить прибыль.
Учтем еще и создание новых рабочих мест. Кадры в Кронштадте есть - и управленцы, и ремонтники, и водители. Помимо приобретения собственных автобусов, необходимо участие тех самых «частников» - кронштадтских владельцев микроавтобусов. Это называется «работа с привлеченным подвижным составом», и начать новому предприятию придется именно с этого. Дислоцировать новое предприятие можно, договорившись с военно-морской базой об использовании невостребованной недвижимости, например, на Посадской, 6, или на действующей автостоянке с наличием свободных мест, или - самый затратный вариант - просто в чистом поле, огородив участок забором, поставив один ангар с подъемником и сборный административно-бытовой корпус из «сэндвичей», подведя, разумеется, коммуникации. Большую, серьезную ремзону создавать на первых порах ни к чему - машины на гарантии, требуется только текущее обслуживание и мелкий ремонт, остальное - на «фирменной» станции.
Первым следствием осуществления этого проекта явится значительное улучшение транспортного обслуживания кронштадтцев, вторым - еще большее, поскольку «Третий парк» волей-неволей вынужден будет в свою очередь снизить цены до разумного уровня и перейти на более комфортабельный подвижной состав.
Дело за малым - соответствующим решением Муниципального совета.
Игорь КАЛУГИН
Фото Надежды БОГОМОЛОВОЙ
|