Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№14 от 27 марта 2009 года

Вернуться к главному  
 

27 марта - Международный день театра

Всекронштадтской вам славы и любви!

Накануне Международного дня театра я встретилась с Еленой Сергеевной Алексеевой - авторитетным петербургским театральным критиком, редактором журнала «Балтийские сезоны», в котором регулярно появляются статьи о театре Балтийского флота. Мы встретились в Театральной библиотеке, что на площади Островского, сразу за Александринским театром. Сели на мягкий диванчик и долго беседовали. Мой звонок искренне удивил Елену Сергеевну. Не ожидала она, что кто-то в Петербурге будет расспрашивать ее о кронштадтском театре. Нынешние театральные критики и до Александринки дойти не удосуживаются, а чтобы в Кронштадт поехать... Елена Алексеева – единственный профессиональный знаток нашего театра на большой театральной земле. А еще его настоящий друг и советчик.

- Театр Балтийского флота находится слишком далеко от Невского проспекта и, к сожалению, не имеет достойного помещения. С другой стороны, у него есть по крайней мере два больших преимущества: удаленность от петербургской суеты и наличие малой сцены. В Петербурге есть театры, у которых и малого-то зала нет, а кронштадтский, который начинал в катастрофических условиях, настрадался уже на много лет вперед.
- Вы помните Вашу первую встречу с театром Балтийского флота?
- Театр только-только перебрался на остров Котлин, артистов поселили в общежитие, спектакли играли в замороженном, аварийном зале Меншиковского дворца и, что еще хуже, в Морском соборе. Я тогда работала в «Вечернем Петербурге», мне позвонили артисты, пригласили посмотреть… Поехала и ужаснулась. Шёл детский спектакль. С потолка свисали сосульки и куски штукатурки. Плесень. Капель. Везде тазики подставлены. А публики - полный зал. Тогда мне подумалось, что у театра в Кронштадте есть перспектива: если зритель смотрит спектакли даже с риском для жизни, значит - любит театр.
- Что же в первую очередь отличает этот театр от других?
- Некорректно сравнивать театр Балтийского флота с БДТ или Александринкой. Он в своем городе - единственный. И уже в этом его уникальность. Военные театры всегда отличало то, что в зале самое почетное место занимали моряки, а репертуар украшали пьесы, героями которых были люди в погонах. Сейчас эта специфика утрачена, хотя театр Балтийского флота старается поддерживать эту традицию. И я вполне могу представить на его будущей (большой) сцене, скажем, оперетту «Севастопольский вальс». Думаю, такой вариант устроил бы и кронштадтскую, и питерскую публику.
- Как бы Вы охарактеризовали работу главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Латвии Юрия Николаева?
- Театру повезло с главным режиссером. Можно сказать, что они нашли друг друга. Юрий Николаев сотрудничал с театром Балтийского флота еще в Лиепае (отсюда и почетное звание), знает его особенности, разделил его судьбу. Николаев умеет заражать артистов пьесой, находит новые грани в творчестве известных драматургов. Он, что называется, глубоко копает. «Откопал» несколько пьес Людмилы Разумовской, открыл артистам и публике комедийный дар этого серьезного автора. Он очень вдумчивый читающий режиссер. Единственный в стране поставил все пьесы Бориса Вахтина - петербургского автора, некогда запрещенного, недооцененного и сегодня почти забытого. Сейчас, работая над пьесой Теннесси Уильямса «Записные книжки Тригорина», подбирается к американскому классику чуть ли не через Фрейда… Он строит репертуар, по нашим временам, даже изысканный - от Бена Джонсона до Артура Миллера - чего от него едва ли ожидали в военном театре. Старается приглашать на премьеры авторов: в гостях у театра были и Разумовская, и Толубеев, и Красногоров…
- Какой из его спектаклей вам наиболее близок?
- Пожалуй, это «Александрия» по пьесе Андрея Толубеева. Автор, между прочим, был не только прекрасным артистом, он был тоже - человеком в погонах. Окончил Военно-медицинскую академию, высоко ценил традиционные качества российского офицерства. О понятиях чести говорил всерьез. Лирический герой его пьесы моряк, и Андрей Юрьевич, мне кажется, сам хотел сыграть эту роль… Очень жаль, что сейчас спектакль не идет.
- Что бы Вы пожелали театру Балтийского флота в праздничный для всего театрального мира день?
- Чтобы его любили и знали в Кронштадте. Но для этого и город Кронштадт должен позаботиться о своем театре, о его статусе, о соответствующем помещении для него. Должно быть настоящее здание, чтобы публика действительно «выходила в свет», чтобы люди шли туда, как на праздник… Желаю спектаклей, которые заманивали бы сюда театралов из Питера и из Москвы. Иными словами, всекронштадтской (и не только) любви!

О бесхвостых лисичках и начинающих театралах

В конце первого весеннего месяца солнышко пригревает и мечтается о лете… Есть в репертуаре Театра Балтийского флота яркий, теплый и по-настоящему летний спектакль «Жили-были две лисички». Главные герои - маленькие лесные жители, грибочки с одной зеленой кочки. Самые благодарные зрители - малыши от трех до пяти лет… Материал, написанный к Дню театра, мне давно хотелось посвятить маленьким зрителям. Ведь искренняя радость и неподдельное удивление начинающих театралов - вот лучшая награда творцам чуда по имени «спектакль»!

Юные зрители заняли свои места, а спектакль все не начинался. Тогда ребята стали хлопать и стучать в такт ногами. Делали они это ладно и задорно, даже останавливать не хотелось. Но дама сзади уже начала шикать на детей, а в это время рядом сидящая мама тихонько сказала своему трехлетнему малышу: «В театре лучше хлопать, а ножками лучше не топать».
Впереди сидели две девочки-одногодки: Яна и Аня. На Яне красивая юбка (по случаю выхода в театр), Ане мама заплела чудесной сложности прическу (по тому же торжественному поводу). Подружки рассказали мне, что пришли сюда не одни. Их мамы сидели на заднем четвертом ряду, дочери на первом. Я хотела узнать впечатления девочек и мам от спектакля, но как только действие окончилось, девочки поднялись и исчезли в толпе детишек. Пока одни малыши шумно спускались в гардероб, другие остались потрогать декорации: яркие кочки-цветочки. Но через пять минут в зале все равно уже никого не было.
В фойе на скамейке сидела девочка и тихо плакала. Я поинтересовалась у ее бабушки, что случилось. «Ей четыре года, - пояснила бабушка рыдающей Саши, - видите, как расстроилась, что грибы убежали. А хотелось с ними пообщаться, за ручку подержать. Ребенку после спектакля хочется еще какого-то контакта с актерами. Да и не только ей». Детям необходим восклицательный знак в конце спектакля. Будет это фото на память с понравившимся героем или же просто необычно поставленный выход актеров на поклоны решать театру. Но ощущение сказки детям продлить хочется. Или же, наоборот, развенчать ее: подойти к тетеньке Лисичке и примерить ее шляпку. Ведь все так близко, а преграда между сценой и залом лишь условная... Четырехлетний ребенок трогательно размазывал слезы. «Тебе кто больше понравился?» - спросила я Сашу. «Все», - плаксиво прозвучало в ответ. «Даже Сморчок и Мухомор?», - попыталась я разделить героев на хороших и плохих. «Все», - сквозь слезы, но уверенно сказала маленькая зрительница. «И ты со всеми хочешь дружить?». «Да!». «И в лес ходить?». «Да!». «За грибами?». «И за ягодами!», - рассудительно продолжила Саша.
Понятно, что Театр Балтфлота - не детский. Но на детских спектаклях здесь явно не хватает какого-то особого яркого запоминающегося антуража. Дети входят в зал, занимают места, сидят там в полумраке до начала действия (больше, к сожалению, негде ожидать театрального чуда), а потом стремительно бегут в гардероб. А может быть, их туда торопят взрослые? Уважаемые родители, не спешите. Дайте ребенку опомниться, дайте попрощаться с миром театра до новой встречи. Иначе этой встречи может и не быть. Пусть повнимательнее рассмотрит оставшиеся на сцене декорации - уже после того, как история рассказана, и действо свершилось. Пусть здесь, на месте, ответит на пару ваших вопросов, а потом уже вы продолжите беседу по дороге домой.
Спускаюсь вниз и окунаюсь в суету гардероба. После спектакля и взрослые, и дети в оживленно приподнятом настроении. На лицах улыбки. Смотрю, впереди меня в очереди стоит мамочка, что сидела на соседнем кресле. У ее ног скромно переминается белокурый мальчик. «Простите, а вы часто ходите с сыном в театр?». Женщина оборачивается с приятной улыбкой: «Сыну три года. И в этом году мы лишь открываем для себя театр. Здесь уже второй раз. Смотрели «Аленький цветочек» и вот сегодня на лисичек пришли. Сын понимает, что хорошо, что плохо. Рассказывает, что больше понравилось. Например, в «Аленьком цветочке» - Аленушка и Батюшка. Смотрит с удовольствием, только немножко стесняется окружающих людей». «А вы знали заранее, о чем будет спектакль?» - коварно спрашиваю я. «Нет. Мы пришли на лисичек с хвостами и никак не ожидали, что это будут грибы. Но Тёма знаком с грибами: в лес ходил, грибы собирал. Правда, белые, а не лисички…». То, что герои спектакля «Жили-были две лисички» - грибы, для многих стало приятной неожиданностью. Возможно, театру полезно было бы как-то анонсировать на афишах будущий спектакль, ведь дает на свои фильмы краткие анонсы «Бастион».
После просмотра этого по-летнему теплого и яркого действа так хочется пойти в лес за настоящими грибами - тем более что про грибы каждому из зрителей стало известно чуточку больше. Осталось дождаться лета… Или следующего спектакля, чтобы театральное чудо вновь перенесло в страну, где каждый чувствует себя чуть-чуть ребенком.

 

В театральном гардеробе

«О чем говорят люди после спектакля?», - обратилась я к коменданту театра Наталье Викторовне Жигаловой:
- В основном говорят: «Хорошо, что появился в Кронштадте театр». Много молодежи ходит. Приходят в первый раз: «А мы раньше не знали о Театре Балтийского флота». Дети веселые, говорят: «Нам все понравилось! Спасибо!». На лицах - положительные эмоции. Бывает, и уходить не хотят, плачут. Сегодня вот тут два мальчика стояли и разговаривали забавно: «Еще хочу грибочков». «А почему мало так грибочков?». Родители просят: «Побольше бы детских спектаклей, хотя бы раз в неделю»…
- А с кем чаще всего приходят дети в театр?
- С мамами и бабушками. Папы реже. Хотя сегодня папа приводил двух девочек. Дедушка один ходит с внуком. Родители стараются приобщать своих детей. Тут недавно двухлеточки приходили.
- Не рановато, как Вы считаете?
- Нет. На наши сказки можно. Правда, на такие, как «Сказка о царе Салтане…» и «Кот в сапогах», им еще рановато. Спектакль «Аленький цветочек» тоже вроде бы сложный, но зато очень красочный. Все мигает, переливается - за счет декораций дети его любят. А вот «Лисички» - в самый раз!

Серафима БЕЛЕВИЧ

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru