Школа № 424 - бездна пространства
В двух предыдущих номерах «Кронштадтского вестника» мы с помощью педагога-психолога Галины Терновской и главного специалиста отдела образования администрации Кронштадта Натальи Гавшиной выбирали школу и учителя для первоклассника. После двух публикаций ловишь себя на том, что проходя мимо школы, смотришь на нее глазами ребенка, который идет в первый класс. Причем цепочка воспоминаний ведет по всем кронштадтским школам, потому что нет ни одной из них, где бы не приходилось бывать корреспондентам газеты в будни и в праздники, в том числе и в самый главный школьный праздник - 1 сентября. И самые неожиданные мысли и чувства посетили меня, когда я дошла до 424-й школы. Дошла буквально, чтобы взглянуть, как готовится школа к новоселью детского дома. Но обо все по порядку.
Она приветливая
Шел мокрый снег, но когда я повернула с Зосимова на Цитадельское шоссе, а именно здесь начинается эта улица, которая заканчивается в 19-м квартале, снег прекратился и открылся простор! Много неба и свежего воздуха. За калиткой школьного двора - тоже бездна пространства! Само здание, словно умытое, сияет белоснежными окнами. Крыльцо и весь двор вымощены новой плиткой. Встречает, конечно же, охрана. А мне навстречу идет учитель математики Валентина Петровна Финогенова.
Не может быть! Когда я думала о первоклассниках, посмотрела все сайты кронштадтских школ. На сайте 424-й школы, именно этот сайт нахваливала наш внештатный автор Серафима Белевич, читала воспоминания учеников об учителях, в том числе и о Валентине Петровне: «Помню Валентину Петровну… Её бурные объяснения задач… В сравнении с её энтузиазмом мы казались чем-то мелким, как муравьи!». «А я математику любил! Финогенова В.П. - это сила. И вспоминаешь её с благодарностью». И не только ее. Своих любимых учителей: Л. Н. Кравченко, Е. Н. Торопову, Г. А. Боброву, Л. А. Панкратенкову, Э. И. Исаеву, О. С. Завадскую, А. Г. Фельдшерова, Г. И. Фельдшерову, А. В. Бабич, Г. И. Краюшкину, Р. Г. Лесникову, В. А. Янгалычеву, Л. И. Игнатюк и многих других - вспоминают выпускники школы.
Сейчас школа стала совсем другой. В те годы она гудела, как пчелиный рой. На перемене, конечно же. Вот и сейчас перемена, а в школе тишина. Почему? Потому что тогда училось более тысячи, а сегодня всего лишь более двухсот человек. Вот такое сокращение. Тем временем я поднялась на второй этаж. Здесь кабинет директора Татьяны Валерьевны Ухановой, которая сама закончила 424-ю. Как, впрочем, и Вячеслав Богомолов, и Наталья Гладышева, и Ольга Котликова. Все четверо после окончания вуза пришли работать в родную школу, и их учителя безмерно ими гордились. Теперь из этой плеяды только Татьяна Валерьевна, которая вот уже сколько лет сохраняет эту школу. В кабинете директора все новое, как потом выяснилось, в других кабинетах, во всей школе - тоже. Обстановка скромная: цветы, стол, кресло, стулья для посетителей, два шкафа, дипломы между ними. Единственная роскошь - вид из окна: небо, море, корабли…
Кстати, о виде из окна тоже вспоминали выпускники. А еще они вспоминали о военно-спортивной игре «Зарница», походах, футболе возле школы, лыжных прогулках до Чумного, об играх в «Третий лишний», в «Платочек» и в слона.
Перемены
«У нас опять перемены, - говорит Татьяна Валерьевна. - Мы выполнили социальный заказ района - в течение пяти лет школа имела статус санаторной школы-интерната. За это время мы каждый год в комфортных условиях учили и оздоравливали сначала около 200 человек, а в последние два года - 75 учащихся, продолжая обучать школьников младшего, среднего и старшего звена, как и все общеобразовательные школы. Наши выпускники успешно сдавали ЕГЭ по русскому языку, 50 процентов из них набирали баллы, соответствующие оценке «4» и «5». Школа успешно участвует в различных предметных олимпиадах и турнирах, во Всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Умка» и других, в спортивных соревнованиях. За последние 5 лет пять выпускников закончили школу с медалями: Виталина Старшова, Алексей Бабич - с золотыми, Евгения Алейникова, Владимир Жуков, Екатерина Герке - с серебряными. Большинство выпускников по окончании школы поступают в высшие учебные заведения.
Мы всегда уделяли и продолжаем уделять серьезное внимание индивидуальной работе с учащимися, развитию их творческих возможностей. Этому способствуют и новые информационные и здоровьесберегающие технологии, и интеллектуальные игры, и учебные экскурсии на различные предприятия и в музеи Кронштадта, Санкт-Петербурга и его окрестностей, и вся система учебно-воспитательной работы школы.
За эти благополучные в экономическом отношении годы в здании школы заменили все коммуникации, капитально отремонтировали пищеблок, спортивные залы, в том числе и для лечебной физкультуры, укрепили материально-техническую базу. В классах новая мебель, плазменные панели и интерактивные доски. Построили стадион с искусственным покрытием, купили лыжи. И хотя статуса санаторной школы у нас не будет, а значит, и финансирование будет не таким щедрым, как было, наше главное направление - оздоровительное - сохранится. Есть оборудование, есть опыт, есть специалисты - привычка, наконец. (Между упомянутыми мною шкафами висят дипломы победителей конкурсов Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга «Лучшее образовательное учреждение Санкт-Петербурга по здоровому образу жизни» и «Лучшая спортплощадка в 2006-2007 учебном году»). Нынешней щедрой на снег зимой все уроки физкультуры у наших ребят проходили в школьном дворе на лыжах, все учащиеся с 1 по 11 класс организованно выезжали на лыжные базы «Прибой», «Пухтолова гора».
По-прежнему наши ребята дружат со школьниками Германии и Финляндии, что является хорошим стимулом для изучения иностранных языков. В мае ждем гостей из Финляндии, а осенью - из Германии. Хотя со второго класса наши ученики, как и во всех кроштадтских школах, изучают английский, преподаватель Лариса Михайловна Савинова. владеет также и немецким языком, и когда из других регионов приезжают учащиеся, изучавшие немецкий язык, то они занимаются иностранным языком под руководством учителя индивидуально.
Детский дом
«В этом году детский дом № 35, - продолжает рассказывать Татьяна Валерьевна Уханова, - в настоящее время занимающий типовое здание детского сада на 220 мест в 19-м квартале, вольется в нашу школу как структурное подразделение. Сейчас идет ремонт той части, где до недавнего времени располагалась начальная школа. Теперь все три этажа этого блока отданы детскому дому, который станет своеобразным анклавом нашего учреждения. Дом рассчитан на 30 детей разного возраста, треть из них будет учиться в профессиональном училище, треть - в 676-й и еще треть - в нашей школе».
Вместе с заместителем директора по АХЧ Светланой Викторовной Смелковой и завучем Ириной Евгеньевной Алейниковой мы идем смотреть, как продвигаются ремонтные работы в части здания, в которой разместится детский дом. Смотрим на эту часть из окна второго этажа. Я думаю о том, насколько гибкими и творчески мыслящими должны быть люди, работающие здесь, чтобы постоянно приноравливаться к новым условиям и новым требованиям. Даже здание школы им послушно. Второй вход с крылечком устроен здесь, как будто специально для детского дома. Внутри ремонтируемого блока все продумано, чтобы воспитанникам разного возраста было удобно и отвечало всем санитарным требованиям. Трудно понять, как будет выглядеть помещение, пока в нем еще не закончился ремонт - узнаем об этом у ребят после переезда, который состоится летом. Понятно только, что здесь возможностей заниматься спортом у них будет значительно больше и не только в спортивном зале.
Начальная школа
А куда же переехали начальные классы? Для них тоже нашлось отдельное крыло здания на первом этаже. Теперь у малышей, как и в других школах, не будет спален и тихого часа после обеда. Ребятишки этому, конечно, рады, потому что уже в детском саду некоторым из них кажется, что во время сна жизнь проходит зря. Теперь будут снимать напряжение при помощи прогулок, игр на свежем воздухе и творчества. Вот как раз ученики четвертого класса на прогулке играют в «Третий лишний» со своей учительницей.
Именно о школьных играх прочитала диалог на сайте школы «В контакте»: «Вспомни, как по весне во главе с классным руководителем в «Платочек» и «Третий лишний» играли…». И ответ: «Помню, Машута. А еще, в 4-5-х классах, помнишь, прятки в камышах? Время идет, а многие школьные забавы переходят из поколения в поколение. Причем сомневаюсь, что нынешним школьникам об этом рассказывали родители. Кстати, была и довольно-таки опасная игра, когда одни прыгали по синим клеткам, другие - по зеленым. Теперь полы в школе выложены плитками одного цвета, так что эта игра ушла в прошлое».
А игра в «Третий лишний» в прошлое не ушла, и традиция играть вместе с детьми - тоже. Нет ничего хуже неорганизованной перемены в начальной школе - травмы, ссоры, обиды. После игры, в которой учитель рядом или вместе, дети становятся милыми и послушными, не ссорятся и просто жаждут учиться.
Учительницу начальных классов зовут Ольга Анатольевна Герасимова. Третий год живет и работает в Кронштадте. Семья переехала из Смоленской области к месту учебы дочери в высшем учебном заведении. В этом году Ольга Анатольевна выпускает четвероклассников и набирает первый класс. Педагог хороший, опытный, с огоньком в глазах и доброй улыбкой, требовательный, строгий, но и очень внимательный и чуткий одновременно. Может быть, это именно ваш учитель и ваша школа? Еще есть время прогуляться до залива и посмотреть на школу на семи ветрах и на учителей, побеседовать с завучем, заглянуть в учебные кабинеты, прислушаться к своим собственным мыслям и чувствам, чтобы к первому апреля сделать выбор в пользу здоровья и комфорта вашего первоклассника.
Надежда БОГОМОЛОВА
Фото автора
|