Одиссея КЗС завершается?
Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений - один из самых крупных строящихся объектов страны федерального значения. Для Кронштадта - это еще и жизнеобеспечивающая артерия. Начиная с 2005 года, мы все - очевидцы активного процесса завершения строительства КЗС.
Лично мне сегодня с трудом верится, что начатая в 1979 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР еще по старым технологиям, стройка - краны, котлованы, самосвалы с булыжниками, валуны на проезжей части технологической дороги, «горбатый» Северный мост - превратилась в такое широкомасштабное суперсовременное высокотехнологичное строительство, которое являет собой ныне КЗС. А сам комплекс будет представлять собой уникальное и современнейшее техническое сооружение не только сугубо утилитарного значения, но и интереснейшей техногенной архитектуры, по-настоящему украшающее морские ворота Кронштадта.
Много пишут о стоимости КЗС. Да, действительно, комплекс очень дорогостоящий объект, но экономическая эффективность его введения в эксплуатацию, значение для международных перевозок, для Петербурга и Кронштадта - неоспоримы. Уже сегодня, в незавершенном состоянии, КЗС - это и действующая часть шестиполосной современной автодороги, соединяющей остров Котлин с «большой землей», и введенный в эксплуатацию, современно оснащенный участок Кронштадтского корабельного фарватера, проходящий через судопропускное сооружение С-1 (движение по каналу было открыто 7 октября 2008 года премьер-министром РФ Владимиром Путиным). А самое главное - благодаря завершению строительства ряда объектов, входящих в состав КЗС, уже сегодня снижены риски от пагубного влияния наводнений на город.
Принятая Правительством РФ Программа завершения строительства, определяющая стоимость, и набранные темпы строительства позволяют перенести сдачу объекта с 2012 на 2010 год.
Нельзя сказать, что совсем нет проблем. Они есть, как и везде. Масштабность стройки диктует и масштабность проблем. Но даже в условиях кризисной ситуации набранные темпы строительства пока не снижаются и запланированные на 2009 год мероприятия, включенные в программу, подлежат выполнению.
Источниками финансирования строительства объектов КЗС в 2009 году, как и в предыдущие, является федеральный бюджет и средства международных финансовых организаций и софинансирования. Утвержденный объем финансирования комплекса, который включен в Перечень строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы на 2009 год, составил 8055 млн.рублей. За счет средств МФО и софинансирования, в соответствии с Программой завершения строительства КЗС, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2008 года № 1789-р, в 2009 году на строительство объектов комплекса запланировано 8526 млн. рублей.
В соответствии с мероприятиями, предусмотренными Программой, в 2009 году будут завершены работы по затвору судопропускного сооружения С-1 с обеспечением его действия в автономном режиме с местного пульта управления; монтаж местных электромеханических систем на всех водопропускных сооружениях: B1, В2, ВЗ, В4, В5 и В6; будет обеспечена возможность работы водопропускных сооружений с местных пультов управления; строительство зданий и сооружений инженерной инфраструктуры и благоустройство территории северной части судопропускного сооружения С-1; строительство подстанций 110 киловольт и административно-технического здания, с оборудованием центрального пульта управления КЗС.
Следует отметить, что с момента открытия судопропускного сооружения С-1 в федеральный бюджет уже направляются средства от судомаячных сборов. В 2009 году планируется продолжить работы по строительству шестиполосного участка автомобильной дороги остров Котлин - поселок Бронка (с развязкой в Бронке) и другим объектам, входящим в состав комплекса, в соответствии с мероприятиями Программы завершения строительства КЗС.
Наш корреспондент встретилась с заместителем генерального директора Федерального казенного предприятия «Дирекция КЗС Росстроя» Министерства регионального развития Олегом Панчуком, который специально для «КВ» рассказал о некоторых , интересующих наших читателей, аспектах этой грандиозной стройки двух веков - о собствености, о дороге на Бронку, о С-1, о сроках завершения строительства и о том, почему дачникам пока нельзя прокатиться с ветерком по дороге, ведущей из Кронштадта на южный берег...
Олег ПАНЧУК, заместитель гендиректора «Дирекции КЗС Росстроя»:
«Мы бьемся за стройку в Москве»
Право на собственность
В период акционирования и приватизации в середине 90-х годов ряд объектов был передан вновь созданным на месте старых советских организаций юридическим лицам. Но существовали и такие объекты, которые приватизировать было нельзя. Поэтому их передали в длительную аренду, и в это число попали и причалы КЗС. По существу это временные сооружения, которые предназначены только для строительства, и отдавать их в аренду на 49 лет права никто не имел. Но разбирательство по делам многолетней давности в судах ни к чему не привели. Необходимо учесть, что право подать соответствующий иск в суд по закону может только Комитет по управлению госимуществом, мы можем выступить в суде лишь как третье лицо. Первоначально нас волновали проблемы обеспечения строительства и использование для этого причалов. Теперь - необходимость рекультивации территорий и передачи их городу. Провести эту работу без освобождения причалов и земель от аренды и других обязательств - невозможно.
Возникали аналогичные проблемы и по другим объектам. Используя пробелы в законодательстве или просто мошеннические схемы, некоторые юридические лица умудрялись создать объекты недвижимости на территориях стройки, захватывая в том числе и некоторые части сооружений КЗС. В свое время на эти объекты надо было составить технический паспорт, провести процедуру регистрации и многое другое, на что требовались дополнительные деньги. В итоге - шустрые предприниматели умудрялись и регистрировать, и перепродавать их. Хорошо еще, что мы через КУГИ, регистрационные органы (даже иной раз приходилось обращаться за помощью к Валентине Ивановне Матвиенко), а также в судебном порядке смогли приостановить этот беспредел. Иначе бы закончилось дело тем, что пришлось бы просто-напросто выкупать госимущество у завладевших коммерчесикх структур по коммерческим ценам. Так что очень много сил пришлось приложить для того, чтобы не допустить свершения неправого дела.
КЗС
Дирекцией КЗС разработан график поэтапного ввода в эксплуатацию отдельных сооружений. График проходит согласование со всеми заинтересованными организациями. Сейчас судоходный канал к судопропускному сооружению С-1 сдан во временную эксплуатацию. Мы убедились, что условия плавания судов по новому фарватеру не хуже тех, что были до закрытия в ноябре 2008-го прорана в теле дамбы Д-3.
В ближайшее время должны завершиться работы по судоходному каналу через судопропускное сооружение С-2. Тогда движение маломерных судов будет перенаправлено на северный корабельный фарватер, и полностью будет обеспечена безопасность судоходства.
В течение 2009 года будут введены в постоянную эксплуатацию оба судоходных канала, судопропускное сооружение С-2, водопропускные сооружения В-3-В-6, северные защитные дамбы, участок кольцевой дороги, проходящий по северным дамбам, и другие объекты. В августе будет обеспечена работоспособность затвора С-1, который обеспечит городу полную защиту от наводнений. Но к работе в штатном режиме можно будет приступить только в 2010 году.
О строительстве С-1
С-1 - объект сам по себе очень сложный: котлован, проран. И главное - фарватер. В котловане часть перемычек разбирает Метрострой - до самого канала. С Метростроем - один контракт. Возведение затворов - другой контракт; энергоснабжение, система охраны, сигнализация, пожарная, физическая защита - еще один контракт. Короче говоря, С-1 - это целый узел разноплановых задач, включая различные источники финансирования. И все это приходится сводить в одно целое. В этом и заключается сложность работы! С-1 рассчитан на крупнотоннажные суда (глубину сделали с запасом - 16 метров). Когда здесь был фарватер, тоннель фактически упирался в стену. Сейчас есть сквозной проход, и мы будем делать выезд из тоннеля. В перспективе планируем шестиполосную трассу.
Южное направление
22 ноября 2008 года завершились работы по соединению дамбы Д-3 с судопропускным сооружением С-1. Таким образом, перекрыв старый кронштадтский фарватер, мы замкнули цепь объектов КЗС. Практически создан сквозной сухопутный (на данном этапе технологический) проезд от северного (поселок Горская) до южного берега Финского залива. Однако как таковой дороги от Кронштадта до Бронки нет. Есть исключительно технологическая трасса, работающая в интересах стройки. Проезд личного или пассажирского транспорта исключен - это зона повышенной опасности, и никто не будет брать на себя ответственность и ставить под угрозу жизнь и безопасность жителей и строителей. По плану будет сооружаться шестиполосная дорога, развязка с Краснофлотским шоссе - на Бронке, где должно быть примыкание к Кольцевой дороге. Что будет в реальности и в какие сроки - покажет время, все зависит от финансирования. Но опять же: есть ли смысл сейчас вкладывать деньги в эту развязку? Сделаем конструкцию, ведущую в лес? То есть в никуда? Два-три года потерпеть можно. Хотя, повторяю, жесткого ограничения в финансировании не чувствуем. Кроме КЗС, есть у нас в России еще два крупных строительства: Сочи и объекты Азиатско-Тихоокеанского форума. Так что в нынешних условиях государству тяжело поднять все сразу.
...Я понимаю дачников кронштадтских, понимаю, что впереди дачный сезон, но и они должны понять: основная задача - это не строительство дороги для проезда дачников, а перекрытие прорана. Будет выезд из тоннеля - будет Бронка. Сегодня здесь стройплощадка, ездят самосвалы, погружаются мощные набивные сваи, на которые посадят тоннель. Ну нельзя там пустить автомобили дачников в массовом порядке. Кроме того, работает здесь голландская фирма, которая очень строго относится к нормам техники безопасности. На этой территории находится техника, идут строительные работы - все это предполагает строгий режим предприятия!
Именно на юге в зимний период у нас было много неприятностей с рыбаками. В автобусах для рабочих они за 50 рублей приезжали рыбу ловить. Начали подделывать пропуска для проезда. Но у охраны есть списки выданных пропусков, сравниваем, изымаем. Идет бесконечная работа по выявлению нарушений и собственными силами безопасности, и милиции, к помощи которой мы были вынуждены обратиться.
Завершение близится
В декабре 2008 года вышло Постановление Правительства РФ - завершить стройку в 2012 году. Но со временем и с учетом ускорения срок был пересмотрен - 2010 год. Реально ли это? Мы бьемся за стройку в Москве. Ведь если объект законсервировать, это будет стоить гораздо дороже, чем плановое ведение работ. Главное сейчас - сделать тоннель в 2010 году. И сократить сроки строительства можно, применяя более производительные механизмы, увеличивая количество техники и рабочих на стройплощадке, применяя дополнительные комплекты оснастки для ведения, например, бетонных работ. Постоянно проверяем все контракты и цены, что-то корректируем. Сокращение сроков экономически оправдано, технологически осуществимо и не приводит к дополнительным затратам. И объем финансирования стройки, заявленный Дирекцией на 2009 год, к настоящему времени не изменился.
В «Дирекции КЗС Росстроя»
побывала Лидия КУЛИКОВА
|