Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№17 от 10 апреля 2009 года

Вернуться к главному  
 

Гражданское общество

Огородная поэма

«И сказал Бог:
да произрастит
земля зелена,
траву сеющую семя,
дерево плодовитое,
приносящее
по роду своему плод,
в котором
семя его на земле.
И стало так
».
(Библия. Кн.1, гл.1, ст.1)

Мы называем нашу планету «Земля». Матрос, забравшийся на мачту парусника, истрепанного долгим плаванием, радостно кричит: «Земля!», хотя там, у горизонта, видит лишь полоску гор. Человек говорит: «Я на земле стою!», хотя под ним асфальт, тротуары. А другой удовлетворенно скажет: «У меня земля хорошая», имея в виду почву собственного огорода. Земля-кормилица. Земля укроет. Положили во сыру землю… Дорогая моя земля...
Но не будем о грустном. Я имею в виду пословицы, а не подорожание продуктов.
В восемьдесят последних годах жена предложила мне завести маленький огородик в районе дачи Верещагина. Не там, где сейчас выгоняют огородников, а ровно посредине между дачей и Кроншоссе. Ответ был резонным:
- Чего нам не хватает? Я возьму 1 рубль, пойду в магазин и принесу тебе десять килограммов картошки!
Но правильно говорят французы: «Чего хочет женщина, того хочет Бог». Она настояла на своем и привела меня за белу рученьку на новое поприще. А на этом поприще чисто мужские заботы: надо построить сарайчик для инструментов, рабочей одежды и места для перекуса, соорудить изгородь более-менее прочную, отворить потихоньку калитку. Но главное - земля. Ее-то здесь и нет.
Вспоминаю собрание огородников в концертном зале ДК имени Мартынова по инициативе нашей городской администрации. На вопрос из зала:
- Не отдать ли заболоченные участки острова от полотна дамбы и на запад под огороды? - многоуважаемая Лиана Анатольевна Кулькова ввернула такое мудреное слово, которое как я ни старался запомнить, не смог. Смысл этого заковыристо-научного термина в том, что надо оставить естественный природный фон острова в виде болот для будущих потомков.
Посмотрите на карту Балтийского моря. Ни на одном из островов болот нет. Есть заводи, заросшие тростником. Но болота - это совершенно другое природное образование.
Хочу сказать главному специалисту города: болот на острове Котлин до прихода сюда русских не было. И даже знаменитое Козье болото в центре Кронштадта, - место, где сейчас стоит 422-я школа, - тоже появилось только благодаря строительному города, порта, крепости, оборонительных земляных валов по побережью. Можно было возить на остров камень, кирпич, древесину. Но возить землю через залив нашим предкам казалось непозволительной роскошью. Легче было брать ее под ногами.

И на западе от города земля ушла под крепостные валы, две трассы до самого конца острова: с севера шоссейная, с юга железная дорога; форт «Шанц», который переводится как «земля» (вспомните шанцевый инструмент - лопату). Да и на форт «Риф» много почвы ушло и на доты. В итоге появились болота.
Геологически мы находимся на разломе между двумя огромными тектоническими плитами: равнинной средне-русской и гористой скандинавской. Наш остров существует как маленький бугорок на трещине, залитой сине-зеленой глиной (кембрием). Естественный природный фон острова Котлин составляли кембрий, послеледниковые валуны и морские дюны, выше которых были только сосны. Каждая горсть новой земли важна и нужна будет нашим потомкам, нашему острову.
На такие размышления навело меня умное слово нашей уважаемой Лианы Анатольевны Кульковой.
Но вернемся к огородам. Нет земли. Есть территория, но нет грунта. И чего только не носили мы под свои первые тощие грядки: тростник, травяные кочки, городскую осеннюю листву, опилки, макулатуру тряпочную и бумажную, - откопаешь яму в будущей грядке до глины, свалишь туда все это добро, а землю сверху кинешь - вот гряда и подросла. И все вроде бы шло своим чередом. Но вот соседи… Нет, не воруют, нет, не гадят, только каждую весну:
- Да что вы так стараетесь, что вы так хлопочете, - в этом или следующем году начнут строительство нового корпуса детского санатория, и нас всех отсюда выгонят.
Это были последние капли терпения. Но мир не может без чудес. Еще тогда, во время Советов, когда люди непрерывно советовались друг с другом, началось строительство дамбы для защиты Ленинграда от наводнения. Грунт, который вынимали из котлована для первого судопропускного устройства вывозили и ссыпали между островом и дамбой. Куда же его деть? В залив! У берегов острова Котлин возник огромный «бермудский» треугольник с координатами: бывшая свалка - первый водопропускник - недостроенный тогда автомост.

В советское время землю не покупали и не продавали. Ее давали. Кинули клич профсоюзам: каждому профкому - медикам, заводским, педагогам, военным и так далее - столько-то соток земли и награждайте лучших работников. Какой ажиотаж среди членов профсоюза! Люди приходили сотнями на новую территорию и видели: кембрий (помните?), на штык лопаты, залитый соленым морским песком и четыре колышка, обозначающие две сотки земли. Нет, не земли - территории. Бери и процветай!
Не побоюсь сказать, что у русских любовь к земле заложена и дремлет там на генетическом уровне.
1993-й год. Приходим в огромное, сверкающее чистым морским песком пространство. Находим свои четыре колышка. И, конечно же, встает любимый русский вопрос: «Что делать?». В первую очередь надо защититься от ветра, который несет песок. На всем пространстве ни травинки, ни кустика. Стенка забора встает с западной стороны - оттуда самый сильный ветер. А потом уже, понемножку, и весь периметр. Рабочий сарай - в северо-западном углу, чтобы солнце не заслонял. Обстановка - спартанская: «порубать», порубить и спрятаться от дождя. В этом же году посадили в песок картошку. Что бы Вы думали? Видимо, в песке первоначально ей было достаточно питательных веществ. Уродилась картошка. Зато на следующий год она была величиной в горох. Перед уборкой прошли сильные дожди. На середине делянки ноги в сапогах начали тонуть. Смесь мокрой глины и песка оказалась предательской жижей. Пора начинать делать землю.
Пятнадцать лет назад… В те годы и ранее у меня была интересная, достаточно оплачиваемая работа. В периоды летних отпусков один или с семьей объездил все побережье Черного моря: от Одессы до Батуми. Каждый раз в новое место. И вдруг такой рьяный стал огородник? Возник интерес, сыграло чувство самоутверждения: «Я должен, я могу, я хочу!». Захотелось больше нравиться жене. С наступлением теплых дней меня тянуло в свое огородное королевство и любое предложение поехать куда-либо - в Турцию, Египет, Таиланд - показалось бы мне кощунством.

Земля… Мы растили ее за счет органики. Каждый год осенью брали несколько машин городской листвы, опилки древесные; жали снопы поднявшегося на озере тростника. Свои сорняки никогда не выбрасывали на дорогу. Очистки из дома, макулатуру и тряпки - все на огород. А он прожорливый, и ему все мало. Вот и свои кусты, деревья подросли. Начинают листвой себя подкармливать. И нога уже в глину больше не проваливается. Грядки заряжены и подняты.
«Но снится нам не рокот космодрома…». Снится ежегодное чудо! На огороде вовсю всходят наши постоянные обитатели. Это вкусные и очень полезные травы. Чего только стоит мелисса и мята перечная. Запомните: к перцу последняя никакого отношения не имеет. У нее парные листья, и каждая пара располагается на стебле поперек предыдущей. Значит, она перечная. На постоянной гряде торопится взойти эстрагон, - более распространенное название, - тархун. Удивительного вкуса растение! А вот любисток (последняя надежда пожилых мужчин) - многолетний сельдерей, мало того, что благодаря постоянным корням растет на одном месте, любит еще прихватить себе местечко поуютнее благодаря разносимыми ветром семенами. Густо посеялась с осени красная лебеда: каротин в живом виде. Бораго взойдет позже на облюбованных местах. Эту огуречную траву надо обязательно посеять поближе к будущим огурцам и помидорам: ее цветы служат отличной приманкой для насекомых-опылителей: шмелей, пчел и ос. Бораго необычайно вкусен в салате: полное ощущение, что туда нарезали свежих огурчиков.
Все перечисленное - немногие из представителей самосеющихся огородных культур. Не мешайте им, они будут расти и благодарить вас за предоставленную постоянную прописку. Вот, оказывается, какая зеленая трава у дома снится космонавтам.
А теперь признаюсь вам как на духу, что я большой лентяй и не люблю возиться дома с цветочной рассадой. Легче посадить на участке или самосеющиеся или с зимующими корнями. Причем подобрать виды так, чтобы они цвели с ранней весны до поздней осени. Например, начать с подснежников и закончить «октябринками». Расскажу только об одном моем любимом цветке. Как и все многолетники, он входит в силу на второй год жизни. Это дельфиниум. Из корневой розетки листьев поднимается вверх прямая стрела высотой более двух метров, от середины побега до самой верхушки синие колокольчики, причем у каждого растения свой оттенок синевы от слабого голубого до яркого фиолетового. Когда распустятся самые последние верхушечные колокольчики, растение можно срезать и засушить. В вашем доме будет прекрасный зимний букет! У меня это растение живет лет десять и пока заявление об увольнении не подавало.

Красота! Но она, как известно, требует жертв. Пока я ласкаю, любуюсь и ухаживаю за своими растениями, слышу за забором на дороге детский крик: «Вот гады, понастроили здесь загородок! Бедным детям и погулять негде!».
Выглядываю в калитку и вижу ватагу ребятишек из детского дома. Верховодит девчонка лет 13-14. Увидев меня, группа идет дальше. Отошли метров 50 и снова атаманский крик: «Коля, посади Мишку на забор! А ты, Витя, морковку ищи!». Это уже у соседей. Пришлось выскочить и пугнуть их. На душе осадок. Думаешь: «Попросили бы по- человечески! Выдернул бы я им морковки! Жалко что ли?».
И так каждый год по несколько раз. Фомкой вывернут дверь в сарай, выбросят на улицу одежду, ведра, инструменты, утащат алюминиевую ложку или миску. Причем чем старше шайка, тем больше гадостей натворят.
Старшие из благополучных семей. Но им нужны деньги на курево, наркотики, пиво. Поэтому им важно все: кувалда, столб забора металлический. Особым уважением пользуются чугунные ванны. Благо, приемный пункт металла рядышком, на свалке. Это приемный пункт слез и несчастий всех огородников.
Да, посмотрите: сейчас и в городских парках скамейки стащены в кучу, если только в канал не брошены, вокруг «тусовки» немыслимый мусор, садовые скамьи разрисованы цветными «брызгалками». Почему это происходит? Родители заняты добычей денег. Деньги можно заработать, в основном, только в Питере. Работа плюс дорога. На детей времени не остается.

Дети не знают, что такое труд. Они ничего не умеют. Они не держали в руках молоток, пилу, топор, лопату. Но детям необходимо самоутверждение. Поэтому в их кругу мерилом самоуважения служит умение сделать как можно больше гадостей. Это вызов обществу взрослых. Бедная Россия!..
В силу таких причин об огородах у меня душа болит всегда: и летом, и зимой.
Все ли там ладно? По дороге на огород встречаюсь с одной из своих соседок. Она разговорилась:
- Вы знаете, душа просит. Тянет меня туда! Хочу пообщаться со своими ребятами. Глажу их стволики, а они меня своими веточками ласкают. И так легко на сердце становится. Как в храме. Иногда даже свечку зажигаю, «во здравие», значит. Город утомляет. Одни и те же магазины, лица, шум. Дома одни и те же стены. Здесь побуду час- другой - и как будто груз с души сбросила. И это - зимой. А уж весной да летом - и сам Бог велел. Сколько мне здоровья дал огород! Свежий воздух, простор, да и не посидишь на месте, все что-то сделать надо. Отсюда и самочувствие хорошее, я уже не говорю о витаминах. Ведь все свое, чистое, без химии.
Но «химия» носится в воздухе. Редко кто из огородников не спросил у меня этим летом:
- Вы слышали? Наша городская администрация заявляет, что огородов на острове не будет?
Другое мнение:
- Не первая администрация заявляет такое, и, дай Бог, не последняя. Отдельные участки уйдут под строительство, и то не скоро - через годы, а вот огороды будут всегда!
Третье, крайнее мнение:
- Если администрация взмахнет рукой и скажет: «Убирайтесь со своими огородами на другой берег!» - это уже будет антинародная политика со всеми вытекающими последствиями!
Ходят мнения, будоражат умы, портят настроение, отбивают руки… Иду по дороге, размышляя обо всем услышанном. А вот и кустики по обочинам попадаются, дальше - березки, еще выше - сосенки. Есть у меня одна заветная. Высокая и гордая. Надо подойти к ней, пожать лапу и поздороваться. А осенью только попроси: «Сосенка, сосенка, дай мне масленка!». Сосна в ответ взмахнет лапой: «Посмотри налево». А там строчкой маслята стоят!
Проходят годы. Вокруг огородов, озера стал расти лесок, а местами и настоящий лес. И вот тогда в наших краях стала появляться другая категория людей. Это любители парилки. Молодые березки затрещали под их руками. Мало того, еще и топоры с собой берут. Сколько срубленных стволов в лесу валяется. На открытых местах выросла дикая облепиха (птички помогли!). Ломают ее ленивые люди, и ягоды вместе с ветками несут домой. Природа добра и щедра. Но если вы обломаете руку дающего вместе с подарком - будете ли вы человеком? Об этом стоит подумать.
Вот такие у нас места, с пресным озером в центре, с рыбалкой, местами для купалок, лесами для грибов, а для огородников - с трудами и заботами. Об этом можно говорить долго: «Пока я есть и слово есть покуда…».


«И произвела земля зелень, траву,
сеющую семя
по роду ее, и дерево,
приносящее плод,
в котором семя его
по роду его.
И видел Бог,
что это хорошо».

(Библия, кн.1, гл.1, ст.12)

Владимир ШАРШАГИН

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru