Потеряли кусок хлеба…
Несмотря на предупреждения администрации Кронштадта о сносе огородов товарищества огородников «Волна», которые много лет находились юго-восточнее пересечения Цитадельского шоссе и улицы Литке, квартальские земледельцы все-таки надеялись на чудо.
Может, мировой кризис остановит работы по очистке земельного участка, а может, ООО «Моритранс», претендующий на эту территорию, передумает и займет соседнюю площадь по улице Литке, что перед ФОКом - свободную, с виду совершенно бесхозную, в народе называемую «собачьим полем».
Но в конце марта мечты и надежды рухнули. Техника все же пришла на обледенелую землю «Волны», не один десяток лет кормившую и согревавшую пенсионеров и семьи малообеспеченных кронштадтцев. Маленький (по меркам островных просторов), беззащитный участок двух гектаров земли не хотел сдаваться без боя. А потому современная экскаваторная машина неожиданно провалилась в огромную яму, служившую огородникам водоемом во времена засушливых сезонов. Обломки домиков, навесов, ограждений, собранные в одну общую кучу для сожжения, словно сопротивлялись и горели на редкость долго.
Наталья ЦВЕТКОВА
Фото автора
Тамара Ивановна Миленина,
огородник товарищества
огородников «Волна»:
- Мне 81 год. Почти 30 лет я тружусь на своем участке. Мне повезло - техника не тронула мой огород, но я переживаю за горе моих бывших соседей. Для нас, пенсионеров - это кусок хлеба, многие его потеряли. А сколько неполных, сложных семей, одиноких людей лишились маленького подспорья. Для тех, кто помоложе, работа на участке - активный отдых, прилив сил, и здоровье. Да и в преклонном возрасте не все любители посиделок у подъезда, лучше трудиться на земле. Очень жаль терять родное место… Столько сил мы вложили, чтобы облагородить, озеленить неплодородную почву дна Финского залива. Конечно, нас предупреждали, но от этого нам не легче - мы очень надеялись потрудиться еще год, два.
Как же нам без огорода?
На ярмарке «Две сотки» в 2008 году
(фото Елизаветы САДКОВОЙ, из архива «КВ»)
Дачи на форштадте
В 1833 году в Кронштадте появился Комитет по устройству городских территорий. После наводнения 1824 года город нуждался в основательном обновлении. Полномочия этого Комитета были разнообразны. Ему надлежало следить за мощением дорог, водоснабжением, соблюдением противопожарных правил. Комитет имел право выдавать денежные ссуды для домостроителей под низкий процент с условием залога будущей недвижимости (аналог ипотеки, но в нашем городе этот вариант пользовался большой популярностью). Кроме того, Комитет по устройству Кронштадта следил за озеленением города и устройством дач. Возглавлял Комитет Главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор. Особо много на поприще создания и разведения зелёных насаждений на острове было сделано при адмирале Ф. Ф. Беллинсгаузене (1839-1853).
29 ноября 1844 года были изданы «Правила об отведении земель для строительства дач в Кронштадте». Согласно этому документу, все свободные места на форштадте (в пригороде, то есть - западнее крепостной стены) по обе стороны дороги, ведущей к даче Главного командира Кронштадтского порта, начиная от дороги на кладбище, отводились под устройство садов и дач для жителей Кронштадта. Предпочтение при этом отдавалось военным. В отношении участков действовали те же принципы, что и при строительстве других домов в городе. Всего предварительно было размечено 15 участков. Особо оговаривалось «непременное правило, чтобы строения, обращённые на дорогу фасадами, и вообще все жилые покои на дачах были устраиваемы выше черты наводнения 1824 года». По первому требованию военных властей, дачники обязались снести все постройки, «не требуя за то никакого из казны вознаграждения».
Любопытно, что затем количество участков увеличилось, однако постоянным оставалось одно условие. Человек, получивший землю под дачу, в течение первого года должен был начать благоустраивать участок, чтобы по истечении трёх лет на этой земле уже был бы выстроен дом. В том случае, если два года участок находился в запустении, то он изымался и передавался другому человеку, благо, что в желающих иметь в Кронштадте дачу недостатка не было.
Екатерина Казакова
|