|
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики |
Большой разговор о малой авиации
В весеннем воздухе над Кронштадтом летали сразу два противоречащих друг другу слуха о кронштадтском аэроклубе «Дельфин». Согласно одному, территорию аэродрома с 800-метровой взлетно-посадочной полосой «Бычье поле» выкупают какие-то частные лица, и местным авиаторам придется искать другое место для своих занятий. А согласно другому, в Кронштадте хотят построить аэропорт и создать международный авиаклуб. День авиации и космонавтики - отличный повод выяснить, как обстоят дела с малой авиацией Котлина на самом деле.
Анатолий Иванов начинал свою летную карьеру мальчишкой на планере здесь, на «Бычьем поле». Навсегда влюбившись в небо в родном Кронштадте, он поступил в высшее военное училище, после его окончания в 69-м служил в ВВС, а после увольнения вернулся в родной аэроклуб, чтобы его возглавить. |
На кронштадтском аэродроме, помимо военных, которым он принадлежит, сегодня расположены две структуры - общественная организация «Авиационный клуб «Дельфин»» и авиационно-спортивный клуб под тем же названием. Возглавляет их Анатолий Иванович Иванов, бывший военный летчик 1-го класса. В общественной организации под его началом 23 взрослых любителя легкомоторной авиации, а в авиационно-спортивном клубе - 42 школьника.
Сейчас рабочий график президента кронштадтского авиационного клуба «Дельфин» довольно плотный. В ожидании скорого визита московской комиссии Анатолий Иванович вместе с конструкторами готовит к гостехосмотру самодельный самолет «Дельфин-3» RA-0539G и собирает документы для регистрации другого летательного аппарата. Но для «Кронштадтского Вестника» он все-таки нашел свободную минутку.
Он рассказал, что у всех самолетов «Дельфина» (пока их пять штук, но летом должны появиться еще два) есть свои хозяева, но по договорным соглашениям члены аэроклуба, скинувшись на обеспечение организации полетов и заправку самолетов, на них летают.
- Недавно мы заключили договор с одним летчиком, у которого есть Як-52. Скоро начнем на нем готовить спортсменов для российских и, может быть, европейских соревнований, - делится своими планами главный авиатор Кронштадта. - Ведь в советские времена весь авиаспорт в России начинался с аэродрома «Горская». Но сегодня эта площадка чахнет, а спортсмены постарели. И новых пилотов высокого уровня, к сожалению, почти нет. Поэтому одна из главных задач, которую мы перед собой поставили, - воспитать новое поколение спортсменов в малой авиации.
Для ее реализации в 2000 году при администрации Кронштадта создана авиационная секция, а в 2006-м открыт авиационно-спортивный клуб «Дельфин» при Кронштадтском оздоровительно-спортивном центре.
- Сегодня, в связи с нашими экономическими и финансовыми невозможностями, в КОСЦ начались сокращения. С 20-го апреля у нас заберут сторожей, поэтому членам авиаклуба придется из своего кармана платить за охрану территории аэродрома. Но, тем не менее, одна-две группы школьников у нас будут продолжать обучение. На данный момент их 42 человека, хотя в начале учебного года было 53. Естественный отбор и тут есть, все-таки дело это непростое, - говорит Анатолий Иванович. - Несовершеннолетним самостоятельно летать нельзя, поэтому в основном мы подготавливаем их теоретически и занимаемся с ними на тренажах. После школы некоторые ребята у нас остаются, становясь членами клуба, и за счет личных средств обеспечивают полеты и содержание самолетов. Ведь если государственного финансирования нет, то малая авиация должна поддерживаться на общественных началах.
И все-таки Анатолий Иванович убежден, что помощь государства в этой сфере быть должна.
- Было бы здорово, если бы в нашем аэроклубе были не только общественные самолеты, но и приобретенные за счет бюджетных средств летательные аппараты. Чтобы больше спортсменов могли на них выполнять полеты, чтобы авиаспорт развивался. А еще было бы здорово, если бы «Дельфин» был полноправным хозяином на этом аэродроме. У нас сейчас, конечно, есть договор с военными об охране и совместном использовании этой территории. Но что будет завтра-послезавтра, мы уверенно сказать не можем. Хочется большей конкретики, - делится Анатолий Иванович. Но все же положение аэроклуба «Дельфин», по сравнению с другими точками малой авиации в Петербурге и Ленобласти, не так уж и плохо.
- Сейчас все аэроклубы делятся на те, что принадлежат РОСТО (преемник ДОСААФ), и те, что относятся к Авиации общего назначения. Первые стремительно теряют свою былую мощь, вторые, к которой относится и «Дельфин», с 2000-х годов наконец-то стали развиваться. В Северо-Западном центре авиации общего назначения четыре аэроклуба, функционирующих на законных основаниях, в том числе и мы. Но есть еще клубы, оставшиеся от Федерации любителей авиации, которую в 2004 году признали нелегитимной.
Елизавета САДКОВА
Фото автора
|