Москва. Генштаб.
О Морском заводе и не только
Казалось бы, о Кронштадтском Морском заводе сказано все: он погиб. Погиб давно, еще в те незабвенные времена, когда Арбитражный суд принял решение: созданное ОАО «КМОЛЗ» аннулировать, то есть возвратить предприятие прежнему собственнику - Министерству обороны, и переименовать в ФГУП «КМЗ». Погибло предприятие, разумеется, не только из-за всевозможных пертурбаций и изменений названий. Погибло в результате чехарды при смене-замене собственника имущества. При этом никто (а тем более рядовые работники) ничего понять не мог. Исчезла ясность. Особенно - для людей, которых увольняли, восстанавливали по судебным искам на работе и работы не давали. И задолженностей по зарплатам не выплачивали. Исчезла не только ясность в делах. Люди как бы исчезли...
Эка невидаль - люди! Тут за имущество бороться надо! А под ногами люди путаются - со своими судами, требованиями, судьбами. Да были ли они когда-нибудь здесь? Трудились ли когда-нибудь? Что-то не припоминается. Да если и работали - платить-то нечем. Минобороны заказов не дает, других, сторонних, заказов тоже нет. А продать имущество - прав таких нет - предприятие ФГУП «КМЗ» - государственное. Прямо какой-то замкнутый круг. К слову, на других судоремонтных предприятиях страны примерно такое же положение.
Впрочем, решать производственные проблемы с вышестоящим военно-морским руководством призваны, как это и положено, наши высокопоставленные командиры и начальники. Это их дела. А вот люди, вольнонаемные работники - за них должен вступиться профсоюз. Иначе зачем мы их выбирали, наших профсоюзных деятелей? Для того и выбирали. Потому-то они во главе с руководителем территориальной организации Горкома профсоюза Военно-Морского флота Григорием Митрофоновичем Жиляевым в апреле и отправились в Москву, в Генеральный штаб ВМФ. Чтобы получить ответы на жизненно важные вопросы, и среди них - главный: что будет с уволенными людьми?
Разговор по существу
А после возвращения профсоюзной делегации из Москвы наш корреспондент встретилась с Главой территориального Горкома профсоюза и задала ему несколько вопросов.
- Григорий Митрофанович, с кем Вы общались в Москве?
- С 14 по 17 апреля в Москве состоялся Пленум Центрального Комитета Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России. Также мы встретились с Главным командованием Военно-Морского флота. На встречах рассмотрели вопрос о ходе выполнения «Соглашения между ЦК Общероссийского профсоюза и Главным командованием на 2008-2010 годы». Все присутствующие заслушали доклады заместителей командующих, заместителя командующего по воспитательной работе Федора Савельевича Смуглина о ходе выполнения Соглашения и председателя Центрального комитета Общероссийского профсоюза рабочих и служащих ВМФ России Владимира Юрьевича Железнова. Помимо положительных моментов, Железнов поднял вопросы невыполнения военными ряда пунктов Соглашения.
- Каких именно?
- Разумеется, первого: необходимо срочно решить вопрос о своевременной выплате заработной платы, и не только работникам Морского завода. Второй: обратить особое внимание на недопустимость сокращения работников вольнонаемного состава с предприятий Минобороны на 30%. Третий: неудовлетворительное состояние охраны труда, техники безопасности. Четвертый: далеко не всегда командование частей принимает меры по соблюдению Трудового законодательства.
- По каким-либо выявленным нарушениям Вы обращались до этого в органы военной прокуратуры?
- Безусловно. Подписан, например, приказ об увольнении людей из кафе «Золотой якорь». Налицо - грубое нарушение Трудового законодательства. Да, собственник сменен. Но в статье 75 Трудового законодательства черным по белому написано: «Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации».
- Каков на Ваш взгляд, будет итог?
- Я думаю так: несмотря на создание по указу Президента «Оборонсервиса» и дальнейшее акционирование предприятия, с помощью прокуратуры мы добьемся отмены незаконного приказа, и работники не будут уволены. Но это - как бы один из эпизодов, этакая картинка на огромном батальном полотне. А само полотно…. Оно достаточно мрачно….
- Насколько мне известно, в 470-м Конструкторском бюро уже три месяца не выплачивается работникам зарплата.
- Совершенно верно. Хотя заказы бюро выполняет. В то же время ряд организаций, в том числе архангельская «Звездочка», задолжали Конструкторскому бюро более пяти миллионов рублей. Мы направили в «Звездочку» - это самый крупный должник - письма в адрес руководства, профсоюзной организации с требованием погасить долги. Но в ответ пока - молчание. Мы понимаем, что и им сегодня нелегко, но кто же обязан бесплатно работать?
- Григорий Митрофанович, в других морских регионах, флотах такое же сложное положение, как и у нас?
- Да. Проблемы везде одни: и на Тихоокеанском флоте, и на Черноморском, и на Северном. Правда, членам Пленума попытались доходчиво объяснить, что это все - последствия мирового финансового кризиса.
- Россия всегда в условиях кризисов живет...
Итак, Пленум завершился, постановление принято. Что было дальше?
Встреча с Главнокомандующим
После Пленума состоялась встреча членов Пленума, профсоюзных организаций ВМФ с главнокомандующим Военно-Морским флотом России Высоцким. Встреча происходила в штабе ВМФ. Главное, о чем говорил Высоцкий - это необходимость привести флот в боевую готовность, чтобы он мог быстро реагировать на все события, которые происходят в стране и в мире в целом.
- Планы Главнокомандующего на этот счёт?
- Владимир Сергеевич Высоцкий рассказал, какое количество кораблей будет построено в ближайшем будущем и сколько финансовых средств на это планирует государство.
- Но Вас, Григорий Митрофанович, как я понимаю, интересовал не только этот вопрос…
- Разумеется, каждый из присутствующих задавал больные для себя вопросы. Меня, конечно, волновала судьба Морского завода и людей, на котором они работали. Впрочем, Высоцкий и сам, первый, затронул эту тему: «Положение на Кронштадтском Морском заводе крайне тяжелое». Я же сказал только одно: то, что завод развален, ни для кого не секрет. Но наш Горком профсоюза и первичную профсоюзную организацию завода тревожит положение уволенных людей, невыплаты зарплат и пособий. Людей выбросили за ворота, не выплатив никаких средств. Что предпринимает ВМФ, чтобы выплатили зарплаты?
«Мы добились главного, - сказал Высоцкий, - и, пожалуй, единственно возможного: включить ФГУП «КМЗ» в список стратегических предприятий Министерства обороны России».
- И что же за этим последует?
- А то, что такое предприятие будет иметь право получить определенную дотацию для оздоровления. В мае состоится заседание Арбитражного суда, который должен принять мировое соглашение между ФГУП «КМЗ» и кредиторами. Как только соглашение будет принято, средства на оздоровление предприятия пойдут.
- А вопрос с дочерним предприятиям «Турбокрон»? Ведь оно обеспечено заказами, рабочей силой…
- Да, но и тут проблема. Завод парализован, энергоснабжение, водоснабжение из-за долгов перекрыты. Главнокомандующий на это ответил: «Это хозрасчетное предприятие, пусть думают сами. Да, им надо помочь, но ведь они относятся к «Газпрому». Задал я вопрос и о грядущем расформировании 42-й мореходной школы, на что получил ответ: она не будет расформирована, а объединится с Ломоносовской. Таким образом, в Кронштадте будет создан колледж, где будут готовить кадры для обеспечения судов. При этом главком обратил внимание своего заместителя на то, чтобы при реформировании школы «не наломали дров», то есть чтобы не ликвидировали школу, а потом бы думали, как ее восстановить.
- Григорий Митрофанович сокращение кадров вольнонаемных в ВМФ - это же почти катастрофа.
- Согласен. А как люди потом будут существовать? У нас есть подразделение: из 10 человек сократили 8. В мае я встречался с командиром этой части. Он не знает, как будет работать: людей нет, фронт работ огромен. Но - приказ есть приказ. А суда? Как выйти в море, если 2-3 человек недостает.
- В «пылающие» моменты Вы можете связываться по телефону с главнокомандующим ВМФ?
- И с главнокомандующим, и со штабом. Номера телефонов всем нам даны. Думаю, воспользоваться этим правом придется не раз.
- И опять о Морском заводе. Григорий Митрофанович, скажите честно, были моменты за все это время, когда предприятие еще можно было спасти, вытащить?
- Считаю, были.
- А зарплаты работникам возможно выплатить сейчас?
- Если поднапрячь хорошенько мозги, то и с людьми даже сейчас рассчитаться можно. Но, видно, у руководства другие заботы: борьба за территории, за морские и сухопутные пути…
- И после всего этого Вы все-таки верите в светлое и счастливое будущее Кронштадта?
- Совершенно искренне - верю.
Беседовала Лидия КУЛИКОВА
Фото автора
|