Урок на будущее
«Школа-2020: проектирование нового облика районной системы образования» - так назывались VII районные педагогические чтения, прошедшие 16 апреля в ДДЮТ «Град чудес». Каким он будет, этот облик? Об этом наш разговор с начальником отдела образования Еленой Евстафьевной Рыкиной.
- Елена Евстафьевна, какие вопросы обсуждали на чтениях?
- Большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья школьников, социализации учащихся, поддержке талантливых детей и созданию благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями. С 80-х годов система образования находится в непрерывном реформировании. Одно из последних нововведений - итоговая аттестация в форме ЕГЭ. Мы стараемся усовершенствовать систему образования, максимально соответствовать современным стандартам.
Кстати, подготовлены чтения районным научно-методическим центром и проводились под руководством научного руководителя района Алексея Олеговича Кравцова, кандидата педагогических наук, доцента и преподавателя РГПУ имени Герцена.
- Очень важно для современного школьника - быть здоровым. Как способствовать его укреплению?
- Действительно, здоровье сегодняшних школьников - не просто проблема номер один, это сигнал бедствия с тонущего корабля: на уроках физкультуры старшеклассники не могут выполнить нормативы, курение среди молодежи - закономерность. Поэтому на эту актуальнейшую проблему обращено самое пристальное внимание. Постепенно будем вводить третий урок физкультуры в неделю, пока во второй половине дня; уже сейчас на уроках в младших классах - динамичные паузы; спортивные клубы на базе школ, спортивные секции - спорт должен быть как можно более доступным. Через движение происходит эмоциональная разрядка, необходимая школьникам после занятий.
- А как обстоят дела с борьбой с курением?
- Уже несколько лет наши учащиеся принимают участие в соревнованиях классов, свободных от курения. В этом году - 14 классов. Правда, пока это пяти- и семиклассники. А между тем, результаты анонимного анкетирования, ежегодно проводимого среди школьников, просто шокируют. Согласно им, некоторые дети употребляют алкоголь, никотин (а иногда и наркотические вещества) чуть ли не с 10 лет!
Школа проводит первичную профилактику. То есть информирует, как влияет никотин, алкоголь, наркотики на здоровье. Прислушиваться к этим советам или нет - школьники решают сами. К сожалению, не всегда правильно. Но мы можем лишь пропагандировать здоровый образ жизни, оперируя волшебным среди молодежи словом «модно». А запретить кому-то делать что-то - невозможно. Да и зачем делать запретный плод еще слаще? Формировать правильное мировоззрение - вот что важно. Главное, чтобы эта работа проводилась совместно в семье и школе.
Если первичная профилактика остается без внимания, мы учим, как сказать «нет». На это способен только человек с активной жизненной позицией, и воспитание таких людей - наша главная задача. Молодой личности необходима самореализация. Участники акций, молодежных объединениий (например, «Объединение Кронштадтской Молодежи»), волонтерских движениий - их число должно пополняться.
К слову сказать, в наших школах появляется новая форма родительских собраний - их проводят сами ребята. Это помогает родителям увидеть не детей, но взрослых людей, с которыми можно говорить на равных. Одно из таких собраний прошло 29 апреля в 425-й школе. И темой его стала как раз борьба за здоровый образ жизни.
- Какую задачу считаете самой сложной?
- Пожалуй, задачу интеграции детей с разными возможностями в общий поток. В России детей с ограниченными физическими возможностями изолируют в специальные учебные заведения, а вот выдающиеся дети не могут самореализоваться. Отмечу, что дети с выдающимися способностями - это не просто ученики-отличники, а, к примеру, обладающие уникальной памятью, с 3-х лет владеющие музыкальным инструментом или делающие ошеломительные успехи в математике.
Детей-инвалидов нужно не изолировать, а создавать им комфортные условия пребывания в образовательных учреждениях. Комфортные и в физическом смысле, и в моральном (правильный подход педагогических работников). Воплотить задуманное в жизнь - задача ближайшего времени.
- Но для этого, наверное, нужны супер-учителя...
- Конечно, здесь многое зависит от профессиональной компетенции. На уроке должно быть интересно и ребенку-гению, и комфортно ученику со слабым зрением. Для этого учитель должен быть специалистом высокого класса и психологом. Повышение квалификации, освоение новых технологий - чтобы воплотить в жизнь задуманное, нашим учителям придется потрудиться .
Надеемся, что в наших школах будут преподавать также специалисты из бизнес-сообщества. Люди, обладающие не только знаниями, но и опытом их практического применения. Курсы по экономике в 425-й школе - пример такого сотрудничества.
- Ян Коменский говорил «Сначала люби, потом учи». А каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный учитель?
- В первую очередь, он должен быть личностью. Если ребенок большую часть жизни проводит в школе, то часть эта должна быть интересной, активной, увлекательной. И сделать ее такой, вложить в растущую личность все лучшее - задача педагога. Важно помнить: школа не для учителя, а для ученика, и к каждому ребенку необходимо найти правильный подход.
Многолетний опыт педагогов старшего поколения не заменишь ничем. Однако школам нужны молодые преподаватели - они лучше разбираются в проблемах молодежи, легче находят общий язык с учениками. К тому же, старшему поколению необходимо кому-то передавать свои знания и растить достойную замену.
Уже сегодня проявить себя педагогическим работникам помогают различные конкурсы, которые проводятся в Кронштадте и Санкт-Петербурге.
В 2008-2009 учебном году Лариса Петровна Сотова, учитель физики 425-й школы, получила премию Правительства Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Лариса Петровна Воронцова, воспитатель детского сада № 18, участница конкурса педагогических достижений в Санкт-Петербурге. Елена Ивановна Лаврентьева, учитель 425-й школы, Светлана Николаевна Пятанова, учитель 422-й школы, Ирина Николаевна Суслова, музыкальный руководитель детского сада № 13, стали победителями районного конкурса педагогических достижений.
- О материальном. Будут ли так же активно ремонтироваться наши школы и детсады, несмотря на кризис, как это было еще совсем недавно?
- В Петербурге реализуется программа комплексного капитального ремонта объектов образования. В рамках этой программы к 1 сентября 2009 года будет отремонтирован детский сад № 1. В июле 2009 года начнётся ремонт 423-й школы, которая распахнёт свои двери 1 сентября 2010 года. В 2010-2011 годах планируется ремонт здания 422-й школы и здания бывшего ДОУ № 12 (Мануильского, 31) с целью открытия детского сада.
Беседовала
Елена ФЕДОТОВА
|