|
15 мая - Международный день семьи |
«Мы будем вместе!»
Они вместе уже больше шестидесяти лет. Он называет ее Верусей и «мой золотой», она его - «отцом» и Пашенькой. Она, будучи школьницей, ела блокадный кронштадтский хлеб, он, балтийский моряк, вызывал огонь на себя в Финском заливе. Встретились в победном 1945-м на танцах в Летнем саду. Через три года поженились накануне майских праздников, а еще через полтора года он отправился по этапу в Ухту. Прощаясь, они обнимали сына и клялись друг другу в верности: «Мы будем вместе, несмотря ни на что».
Вере было 19 лет, Павлу - 22 года, сыну Саше - пять месяцев. Молодая семья подверглась тяжелейшему испытанию. Павла обвинили в коллективной краже государственного имущества. Обвинение, поражение в правах, унизительный этап, лагерная жизнь с уголовниками стали для фронтовика-балтийца невероятным разочарованием в устройстве мира и стойкой прививкой от всяческих иллюзий.
После Великой Отечественной старшина Павел Рыжков продолжал служить, был командиром боевой части БМО, а также стал преподавать на курсах мотористов. Понадобился керосин для протирки деталей, и Рыжков спросил у сослуживцев, не помогут ли. Те помогли - привезли 60 литров керосина. За групповую кражу государственного имущества трибунал осудил фронтовика на 15 лет, и прямо в военно-морской форме его отправили в тюрьму и в лагерь по этапу. Тот же приговор получили и «помощники».
Вера Дмитриевна и сегодня, спустя несколько десятков лет, взволновалась, когда Павел Иванович пересказывал этот эпизод их жизни: «Украли на 15 рублей государственного имущества на брата, и за каждый рубль - год лагерей».
С августа 1949-го их жизнь стала работой и борьбой. Вера работала на швейной фабрике и еще на одной работе - топила печи, мыла полы не только чтобы выжить, но и чтобы в отпуске съездить к мужу в Ухту. Павел за силу и смелость уже на этапе получил от уголовников прозвище Полундра.
«На этапе было тяжелее всего, - вспоминает Павел Иванович, - из телятников выгоняли два раза в день: ставили на колени, лицом в землю. Молотками простукивали вагоны, проверяя, не сломаны ли доски, не готовится ли побег. И для развлечения иногда - молотком по склоненным головам. Некоторые не выдерживали, вскакивали - это было равносильно самоубийству. Я терпел и думал: за что мне это всё?».
И только верность и самоотверженность юной жены давали ему силы жить. Вера Рыжкова трижды ездила к мужу в Коми, где Павел Иванович строил различные производственные объекты. Два раза из этих трех Вера привозила и маленького Сашу.
Международный день семьи (International Family Day) учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой. |
После смерти Сталина Рыжкова освободили, и он вернулся в Кронштадт, а уже на будущий год родился второй сын Серёжа. От карьеры моряка-балтийца Павлу осталось только прозвище «Полундра», поэтому, получив прописку, он отправился на Морской завод. Там и работал до 62 лет. Был бригадиром, рационализатором и общественником.
Вера Дмитриевна шепнула мне по секрету, что Пашенька не терпел «античеловеческих выпадов», поэтому постоянно занимался общественной работой. Из-за человечности Павла Ивановича, которому совесть не позволяла похлопотать о своих собственных нуждах, семья с уже взрослыми сыновьями все еще жила в коммуналке. Начальник завода, грузин по национальности, узнав о том, что Рыжков в очередной раз не получил ордер на квартиру в заводском доме, хмыкнул и сказал: «Это только вы, русские, так можете». И 18 февраля 1976 года с подачи начальника завода семье вручили ордер на квартиру в доме на углу Октябрьской и Красной улиц, как раз к 50-летию хозяина. Рыжковы и сейчас счастливо живут в этой самой квартире, да и как могло быть иначе? Ведь дом стоит примерно в том месте, где Павел впервые увидел скромную, хрупкую девушку с чудесными волнистыми волосами - свою будущую жену.
Сегодня в жизни Павла Ивановича есть еще одна столь же любимая хрупкая девушка с чудесными волнистыми волосами - внучка. Даша, Дарья - дар и для родителей, и для бабушки с дедушкой. Есть у них и второй дом - дача в садоводстве «Котлин». Здесь все сделано своими руками с помощью сыновей и заводской бригады, которая никогда не забывала своего бригадира, ушедшего на пенсию. «На даче мы работаем, как отдыхаем!», - говорят и гости, и хозяева. А стоит спросить Павла Ивановича Рыжкова про радость и про старость, он расскажет про три возраста человека, в каждом из которых есть свои радости и горести.
Надежда БОГОМОЛОВА
Фото из архива семьи Рыжковых
|