Садовник дядя Вова: попробуй пни его
Если вы никогда не бывали во дворе между домом № 13 по улице Всеволода Вишневского и домом № 18 по улице Гражданской, сходите и обязательно полюбуйтесь на клумбы, созданные внутри больших старых пней! Это даже не клумбы, а произведения искусства, почти инсталляции: художественные композиции из дерева, камня, зелени, инкрустированные памятными мелочами вроде пионерской звездочки или пуговицы с флотского кителя. Придумал этих монстров неординарный, трудолюбивый и добрый (несмотря на обманчивую внешность) человек - Владимир Зинин.
Еще могучий пень бережет хрупкие цветы
Клумба, похожая на форт
Все, кто входит во двор, где живет Владимир Зинин, с Гражданской улицы или просто прогуливаются по ее четной стороне, у дома № 18 встречают миниатюрный памятник городу - монументальный пень-клумбу с гербом Кронштадта. Как объяснил мне при встрече создатель этого маленького шедевра, однажды у него родилась идея сделать клумбу, похожую на форт. И действительно, высоко возвышаясь над нескошенной травой, замкнутые в кольцо камни, среди которых есть продолговатые камни-пушки, образуют неприступную крепость и охраняют нежные, пестрые цветы. На самом видном месте - герб города, рядом с которым впечатаны в бетонную связку золотой якорь и красная звезда – напоминание о морской и военной славе Кронштадта. Помимо этого любопытный глаз между камнями может отыскать флотские пуговицы, монеты, осколки ракушек.
Композиция эта только на первый взгляд кажется хаотичным нагромождением. Когда о ней говорит сам автор, понимаешь, что символичная клумба, созданная из милых чьему-то сердцу вещей и разных по фактуре природных материалов, хранит колорит местности и аромат прошлого, переплетая кронштадтские, и не только, судьбы.
- Это моя первая и самая любимая клумба, - рассказывает Владимир. - Там собраны камни с Черного, Азовского, Красного морей, с Валаама, из пригородов Санкт-Петербурга. Какие-то я находил, какие-то люди приносили. Двух одинаковых не найдете. Еще мелочь разную приносили и просто оставляли у пня, а я потом забирал. Из моих вещей, в основном, морская атрибутика, доставшаяся от отца: якоря, кокарды, звездочки. А герб Кронштадта сосед отдал - старенький мичман с Морского завода… Так что первенца своего я рожал капитально. Полторы недели работал. По ночам, чтобы не мешали. А было это позапрошлым летом. Я ведь сначала просто решил обложить пень камнями, но на следующий день все было разломано. Тогда я придумал антивандальную конструкцию. Камни на штырях вогнал в пень и залил бетоном. Теперь их не оторвать. Некоторые пробовали, и я специально наблюдал, как они уходили ни с чем. А однажды был случай: сижу, ворочаю камни, вдруг вижу, направляются ко мне двое с дубиной. Подходят и зло спрашивают: «Ты что тут делаешь?» - «Клумбу делаю», - отвечаю. У них так лицо и вытянулось! Сразу с уважением обращаются: «Так это Вы делаете? Спасибо Вам огромное!».
Было время, когда автора оригинальной клумбы в лицо еще никто не знал. А теперь дядю Вову (как зовут Владимира дворовые мальчишки, а за ними и все остальные) считают чуть ли не хранителем двора, непререкаемым авторитетом, который не только подростков отучил сидеть на спинках скамеек, но и разбил в собственном дворе цветники, создал три оригинальные клумбы из пней и останавливаться на этом не собирается.
Владимир Зинин и Федор Бондарчук
в клипе Алены Свиридовой «Я слишком много знаю»
Уродов умеет уродовать
- Я живу здесь три года и времени зря не теряю. Создал или облагородил 7 клумб, сейчас выбираю место для восьмой, - говорит Владимир. И поймав мой вопросительный взгляд, хитро спрашивает:
- Что не похож я на садовода-любителя? Понимаете, уж больно мне надоело уродство в нашей жизни. Захотелось создать что-то красивое. Уродства и уродов много. А по своей профессии, я очень хорошо их знаю. И умею хорошо их уродовать... Что ж вы не спросите, кто я по профессии? – опять, опережая меня, озвучивает давно назревший вопрос Владимир.
«Вы увидите монстра!», - так охарактеризовал себя мой герой, согласившись на интервью. Однако на встречу пришел высокий, крепкий и статный мужчина в кожаной куртке и потертых джинсах. Походкой барса прошелся по двору, словно хозяин. А когда приблизился и снял темные очки - оказалось, у этого брутального господина проницательный, умный взгляд и ямочки на щеках, как у ребенка.
- Ко мне сегодня отец приехал, поэтому я при параде. А обычно я угрюмый, небритый, не так давно еще с длинным хвостом ходил. Короче, с виду то ли панк, то ли рокер, то ли бандит.
На самом деле Владимир Зинин - каскадер. Владея четырнадцатью видами спорта, включая бокс, айкидо, водное поло, академическую греблю и баскетбол, в кино он специализируется на постановочных драках. С его участием сняты многие фильмы и сериалы - «Гений», «Агент национальной безопасности», «Улицы разбитых фонарей», «Братва». Вне каскадерской работы колоритный типаж моего собеседника частенько используют в съемках музыкальных клипов, где Владимиру достаются роли телохранителей или киллеров.
- На «Ленфильм» я попал случайно. Меня с улицы помощник режиссера Юлия Соболевская пригласила на роль в сатирической комедии Юрия Мамина «Бакенбарды». Конечно, о таком я мог только мечтать! Это был 1990-й год - мне тогда лет 19-20.
С того первого фильма дружит Владимир с актером Виктором Сухоруковым. А еще с Михаилом Пореченковым, Александром Лыковым, Александром Половцевым, женой которого и была та самая Юлия Соболевская.
Виктор Сухоруков и Владимир Зинин
на съемках фильма «Бакенбарды»
В душе он Муми-тролль
- Кстати, моя бабушка участвовала в театральных постановках.
- А садоводством кто-нибудь из родных увлекался?
- Любовь к цветам - это у меня от папы, чемпиона Тихоокеанского флота по классической борьбе.
- Какие же цветы должны взойти на клумбах-пеньках?
Тут Владимир достает из кармана джинсов яркие пакетики с семенами и начинает зачитывать названия: астры, душистый горошек, немофила голубая, настурция махровая… У этого неординарного садовника, конечно, есть помощники: Малекина Татьяна Александровна, Бутенко Петр Николаевич, семья Харчук. Недавно они сообща обратились в Муниципальный совет с просьбой помочь в озеленении двора. Местная власть пошла навстречу и прислала целый самосвал земли. При мне жители окрестных домов лопатами растаскивали землю на клумбы и газоны.
- Чем помимо благоустройства двора занимается каскадер в перерывах между съемками?
- Благоустройством жилья по фен-шуй, а еще… - тут вместо ответа из черного рюкзака, обвешенного железными брелоками, появляется пакетик с сувенирной мелочью, - иногда чиню бракованный товар: магнитики, фигурки всякие, кораблики. Большие руки любят ювелирную работу.
Не дружит этот большой человек только с компьютерами. Заведомо чувствует, что, если освоит и эту сферу жизни, то с головой уйдет в разнообразные «стрелялки» и «бродилки» - тогда цветочки его зачахнут и завянут. Поэтому компьютера в его доме нет. А есть верный пес-коротышка, крошка-котенок и толстенная книга о муми-троллях, на страницах которой Владимир коллекционирует автографы знаменитых, дорогих и просто хороших людей. А между страниц - фото поклонниц и прочие памятные вещицы…
- Почему именно мумми-троли стали хранителями вашего архива?
- Я люблю эту сказку. Люблю группу «Мумий Тролль»: ведь Илья Лагутенко - земляк моего отца… И в душе я чувствую себя большим и добрым Муми-троллем!
Беседовала
Серафима Белевич
Фото автора и из архива В. Зинина
|