Маленький или лишний человек Родион Раскольников?
Станет ли ЕГЭ путевкой в жизнь?
«ЕГЭ - путевка в жизнь или очередной барьер на этом пути?» - под таким названием проходил круглый стол, организованный ИА «Росбалт» совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом сервиса и экономики (СПБГУСЭ), когда до выпускного бала оставалось еще почти четыре месяца.
Кадет и блондинка в одном классе? Возможно только на ЕГЭ
Председатель Комитета по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга Андрей Максимов так определил позицию Министерства образования и науки: «Сдача ЕГЭ фиксирует тот базовый уровень знаний, который должен иметь выпускник, заканчивающий школу. Не секрет, что последние годы уровень абитуриентов, поступающих в вузы, невысок, и многим вузам приходится на первом курсе доучивать абитуриентов». Лауреат Демидовской премии 2009 года, директор Центрального экономико-математического института РАН, академик Валерий Макаров заявил, что «единый госэкзамен - это образец странного и смешного субъективизма. Экзамен не должен представлять собой выбор ответа из нескольких вариантов, составленных группой людей с узким и субъективным мнением».
Ректор СПБГУСЭ Александр Викторов считает, что в поисках объективности процесс проверки знаний зарегулировали. ЕГЭ тоже не объективен, это тест. Психологами было установлено, что 20 процентов людей являются игроками, им нравится себя испытывать, поэтому такие люди будут сдавать ЕГЭ на все 100 баллов. Но есть ведь и аналитически мыслящие люди, которые и будут проигрывать в ЕГЭ. Кроме того, с введением ЕГЭ детей стали просто натаскивать, тренировать на выбор правильного ответа из четырех предложенных вариантов. Для этого родители нанимают репетиторов.
ЕГЭ или экзамены по билетам?
Сегодня, когда выпускные балы в самом разгаре, журналисты «Кронштадтского вестника» задавали вопрос про ЕГЭ тем, кто сдавал, организовывал или провожал детей на сдачу единого государственного.
Елена Борисовна Иванова, учитель русского языка и литературы 425-й школы, и мама выпускника 2009 года:
- На мой взгляд, система проверки знаний в форме ЕГЭ несовершенна и необъективна. Все равно изыскиваются лазейки для обмана организаторов экзамена. Когда выпускники сдавали экзамены по билетам, педагоги слушали их и видели, чему научили учеников. Да и сами они показывали свои знания, эрудицию, логику, владение речью - приятно было общаться.
Ольга Тимофеевна Гриценко, бабушка выпускницы 2008 года:
- В прошлом году внучка не поступила в вуз, и в этом году ей пришлось сдавать ЕГЭ по литературе и английскому. Она, конечно, сдала, и уже, можно сказать, зачислена в институт, потому что училась на подготовительных курсах целый год. Но этого ЕГЭ я понять не могу! Ответьте на вопрос по литературе: Родион Раскольников - это а) маленький человек, б) лишний человек, в) особенный человек, г) новый человек? Маленький, да, маленький! Разве можно согласиться с таким примитивным ответом?
Алёна Шифанова, 11 б класс, 422-й, «золотая» медалистка - 2009:
- С одной стороны, ЕГЭ мне нравится. Все экзамены уже позади - свои документы я подам сразу в пять вузов. С точки зрения организации экзамена, по моему мнению, все безупречно. Но с точки зрения содержания… Контрольно-измерительные материалы иногда вызывают недоумение. Например, на химии в тестах на один вопрос было два правильных ответа. На биологии в части «С» были вопросы, которых нет в школьной программе. Но я целый год ездила на подготовительные курсы, поэтому смогла ответить. То же на ЕГЭ по математике. К заданиям части «С» в школе подготовиться невозможно, их могут выполнить только учащиеся, особенно одаренные в математике, или со специальной подготовкой.
Мама Дианы Бесединой, 11 б, 422-я:
- Для меня ЕГЭ ужасен тем, что очень долго приходится ждать результатов. Сегодня уже выпускной, а мы до сих пор не знаем, как Диана сдала историю. Доходит до абсурда: апелляцию можно подать через два дня после экзамена, а результата ждешь неделю и даже дольше. Раньше свою оценку знали сразу же или на следующий день. Считаю, что не все экзамены нужно сдавать в форме ЕГЭ. Математику, русский язык - можно. Вопросы по литературе и истории допускают различные толкования, в зависимости от того, по какому учебнику учишься.
Виктория Сергеевна Лукьянова, учитель английского языка 418-й школы:
- Мне ЕГЭ нравится. На экзамене более спокойная обстановка. Ученик знает, что он один на один с вопросами, и никто ему не поможет и не подскажет. Если говорить о математике, считаю, что это более объективная оценка знаний, чем традиционная форма. Но плохо то, что нет единых для страны учебников.
Наталья Васильевна Гавшина, главный специалист отдела образования администрации Кронштадта:
- Я сторонница того, чтобы экзамены были дифференцированные. Кто хочет учиться дальше, пусть сдает ЕГЭ. А кто не собирается поступать в вуз, пусть сдает экзамены в традиционной форме. Считаю, что оценка знаний в форме ЕГЭ более объективна. И многие родители, ученики изменили свое отношение к единому государственному. Субъективизма стало меньше, но по некоторым предметам, например, по литературе, можно поспорить.
Задача не для ЕГЭ
Сегодня в стране 1 миллион 200 выпускников, через три года ожидается всего 750 млн. В Кронштадте - 215 человек, на 100 меньше, чем в прошлом году. Сколько кронштадтцев придут сдавать ЕГЭ в 2012?
В день, когда 422-я школа провожала четыре класса своих выпускников, в отделе образования все еще не могли представить целостную картину по результатам сдачи единого государственного экзамена. На 22 июня еще не были известны результаты по физике, истории и тем предметам, которые сдавались в резервные дни.
Как такое возможно - аттестаты уже вручены, а результата ЕГЭ еще нет? В этом году ЕГЭ не влияет на итоговую оценку в аттестате. А средний балл аттестата, и даже медаль, абсолютно не интересны приемным комиссиям в вузах. Поэтому аттестаты уже вручены большинству учащихся кронштадтских школ, а сертификаты о сдаче единого государственного экзамена будут получены немного позже.
По русскому языку, математике, обществознанию, химии, биологии, информатике, английскому языку и литературе блестящих результатов, как в прошлом году у Юлии Грузд и Степана Гопанюка (100 баллов по русскому языку и 99 - по английскому соответственно), выпускники 2009 года не показали. По словам классных руководителей выпускников и специалистов отдела образования, по средним баллам мы пока идем так же, как в Санкт-Петербурге. Некоторые классные руководители говорят, что довольны оценками выпускников на ЕГЭ. Но в большинстве своем и выпускники, и их учителя не знают, как относиться к этим процентам и этим баллам. Все будет зависеть от того, поступят ли ребята с этими результатами в те вузы, в которые хотят. Русский язык пересдавали 4 выпускника и 14 пересдавали математику. Многие из пересдававших учатся в вечерних классах и экстерном. Подано три апелляции. Одна, по русскому языку, уже рассмотрена и результат подтвердился.
В отделе образования администрации Кронштадта на вопрос о том, есть ли учащиеся, которые «завалили» и русский, и математику, мне не ответили. Не сдать два обязательных предмета означает не получить аттестат о среднем (полном) образовании, несмотря на то, что ЕГЭ не влияет на итоговые оценки. Судя по молчанию, такой выпускник имеется, и в школе, в которой он обучался, об этом наверняка знают. Что ждет «двоечника» по двум обязательным ЕГЭ? По закону - переэкзаменовка на следующий год. А что будет делать этот несчастный целый год без аттестата о среднем (полном)? Большой вопрос.
Подготовила Надежда БОГОМОЛОВА
Фото автора
|