«Мне нравится создавать»
Выпускник кронштадтской художественной школы удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования-2009»
Первого июня, в Международный день защиты детей, 15-летний кронштадтец Александр ЯПАРОВ, выпускник детской художественной школы имени М. К. Аникушина, на торжественной церемонии в Смольном из рук губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко получил Почётную грамоту и материальное вознаграждение в размере 13 тысяч рублей за победу в конкурсе «Юные дарования». Ежегодно из десятков тысяч претендентов лауреатами этой премии Правительства города становятся 25 человек - наиболее успешных и талантливых музыкантов, художников и артистов в возрасте от 11 до 18 лет. В этом году лучшими признаны четыре художника, 18 музыкантов и три артиста.
С будущим юное дарование определилось
Несмотря на свой юный возраст, Саша Япаров слывёт очень серьёзным и целеустремлённым парнем. Специально для конкурса «Юные дарования-2009» он написал пять живописных работ, которые сведущее жюри признало весьма профессиональными.
- Я очень рад, что стал лауреатом этого престижного конкурса, тем более учитывая, сколько у меня было конкурентов, - делится своими впечатлениями Саша. - Я уверен, что каждый человек должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Вот у меня лучше всего выходит рисовать с натуры и писать живопись. Я планирую навсегда связать свою жизнь с изобразительным искусством. Чем-то другим я заниматься не хочу. Только творчеством.
Саша четыре года учился в кронштадтской детской художественной школе. Туда он пришёл сам - по велению сердца, а не за ручку с мамой или папой, как это часто случается. В этом году он получил диплом о начальном художественном образовании. Теперь хочет поступать в 190-ю школу-лицей с художественным уклоном, а потом - в художественное училище, Академию художеств или какой-то другой творческий вуз.
- Со специальностью я ещё до конца не определился - два года впереди. Хотя я больше склоняюсь к академическому направлению. Мне нравится создавать, а не украшать. Подумываю о том, чтобы стать педагогом в каком-нибудь художественном учебном заведении. Всё-таки, если писать и продавать картины где-нибудь на Невском, то вряд ли будешь сытым, - рассуждает Саша. - А ещё у меня мечта - путешествовать по миру и запечатлевать разные интересные виды на своих полотнах.
Он предпочитает классическую живопись. К современным художникам относится скептически, потому что считает, что искусство, построенное на желании заработать, а не на творчестве, вряд ли достойно внимания.
Зачем Саше живопись?
- Я бы хотел, чтобы люди через мои работы глядели на мир моими глазами, - делится Саша. - Ведь каждый человек, смотря на работу художника, может о чём-то задуматься, что-то понять, почувствовать. Именно так, как задумал автор полотна. Поэтому я не понимаю абстракции. Как можно в кляксе увидеть целый мир? Разве зелёная чёрточка на красном фоне красивее, чем морской пейзаж? Это всё дело вкуса. Но я предпочитаю старую школу, не подчиняющуюся веяниям моды.
ЕГЭ и творчество - вещи несовместимые
Учёба в обычной общеобразовательной школе Саше представляется менее интересной. Но девять классов в этом году он окончил без «троек». Он, как и многие российские школьники, не в восторге от реформы образования, в частности - от ЕГЭ, которое, по его мнению, превращает детей в роботов.
- Мы ведь живые люди, в спешке можем крестик неправильно поставить, и случится трагедия, - считает Саша. - Прежняя форма экзаменов мне кажется более удачной. Во-первых, ты сдаёшь предметы в своей школе, со своими учителями. Во-вторых, к экзаменам по билетам проще готовиться. К ЕГЭ нужно всю школьную программу лет пять зубрить. Да и нереально это - знать всё до мелочей. А ещё я согласен с мнением, что из-за введения ЕГЭ наши выпускники разучатся излагать свои мысли, анализировать, реагировать на ситуацию. Живого общения мало, эмоций, творчества. Допустим, сдавать алгебру в тестах, может, и правильно. А русский язык, литературу, историю?
Самое главное - это индивидуальность
На вопрос о том, какая она, современная молодёжь, Саша ответил так:
- Во все времена старшее поколение критиковало младшее. А ведь молодые во все времена одинаковые. Мечтатели, оптимисты, с кучей планов, с желанием действовать, творить, любить… Вот только сейчас, мне кажется, многие становятся одинаковыми. Из-за приверженности к определённым субкультурам. Скажем, все те, кто считают себя эмо, выглядят и ведут себя одинаково. Это плохо. Выбрали для себя некую модную модель поведения и пытаются ей соответствовать. А о том, что каждый человек индивидуален, забывают. Кстати, сейчас много говорят о том, что молодёжь стала жестокой. Так это тоже нынче модно - быть наглыми и бессердечными. Потому что молодые люди, у которых нет своего мнения, берут за образец поведение так называемых «звёзд», кумиров, популярных героев. Может, это и оправданно, вести себя нагло и разнузданно, если ты чего-то добился в этом мире. А когда ты ничего из себя не представляешь, разве можно что-то требовать от мира?
Родители хотят, чтобы их сын работал в офисе
Сашины родители к увлечению сына относятся настороженно. По их представлениям, Саше нужно окончить 11 классов, поступить в какой-нибудь вуз, чтобы потом ходить в костюме с галстуком и работать в офисе.
- Родители у меня старой закалки, и моё творчество они не всегда понимают, - объясняет юный живописец. - Ведь художники считаются ветреными натурами, с кучей пороков и соблазнов. Сегодня известен, а завтра никому не нужен. Родителей это пугает. Они боятся неопределённости и зыбкости земли под ногами. Но у меня другое мнение. Я уверен, что, будучи увлечённым и творческим человеком, можно занять свою нишу в обществе, приносить пользу, развиваться. И мои учителя из художественной школы меня очень в этом поддерживают. Они окружили всех нас, своих учеников, тёплой, дружественной, творческой атмосферой. Здесь я чувствую себя в своей тарелке.
Елизавета САДКОВА
Фото автораа
|