Елизавета Стрепетова, куратор «Кронфеста-2009»:
- Кронштадт в Балтийском регионе - уникальнейший город. Как в культурно-историческом, так и в природном плане. «Кронфест» должен продвинуть имидж города-острова за пределы России, помочь Кронштадту стать центром туризма. Было бы финансирование получше, а талантливых людей у нас и так много - сами видите! |
Диалектический мусор
и метафизический перфоманс
В минувшее воскресенье на площадке возле Исторического архитектурно-художественного музея Кронштадта прошли сразу два знаменательных события. Во-первых, открылась выставка арт-объектов из мусора, которые в течение недели создавали художники из Кронштадта, Петербурга, Москвы и Йоэсу (Финляндия). А во-вторых, состоялось знакомство кронштадтцев и гостей города с театром буто, который представил петербургский коллектив «OddDance».
Перфоманс театра буто «OddDance»
- Симпозиум по созданию арт-объектов из мусора - это главное мероприятие «Кронфеста», - объясняет Елизавета СТРЕПЕТОВА, куратор Кронштадтского международного экологического фестиваля искусств. - Правда, не все наши мастера при создании своих произведений работали именно с мусором. Вот, например, Слава Иванов использовал бревно, привезённое с форта Константин. Этому бревну, возможно, сто лет. Его нельзя отнести к мусору, а скорее - к артефакту. Кроме того, многие наши художники, чьи работы представлены на выставке в самом музее, любят работать с природными материалами - ткать полотна из трав, делать картины из песка, превращать камни в арт-объекты. Можно сказать, что экологическое направление на «Кронфесте» биполярное - с одной стороны материалом для произведений становится некий натур-продукт, с другой - откровенный мусор. И то, и другое - достойно внимания.
По мнению Елизаветы Стрепетовой, мусорная тематика в современном искусстве широко представлена. Но только некоторые используют мусор, чтобы создать из него нечто действительно стоящее, а некоторые, не стесняясь, выдают мусор за серебро и злато.
- Смею надеяться, что арт-объекты, родившиеся в этом и прошлом годах на площадке рядом с музеем в водонапорной башне, демонстрируют, как из, казалось бы, ненужных вещей, откопанных на свалке, можно сотворить произведения искусства, - подводит итог симпозиума куратор фестиваля.
Юрий Ступица и его незаконченный Пегас
То, что нужно увидеть
Если вы решите посетить выставку арт-объектов «Кронфеста», то ещё на подходе к музею на Ленинградской заметите скульптуру Пегаса, сколоченную из досок от бочек, найденных в кронштадтском адмиралтействе. Правда, к открытию выставки автор этого арт-объекта - кронштадтский художник Юрий Ступица - не успел приделать коню крылья, так что он больше походил на троянского, чем на того, что дарит вдохновение. Но художник поспешил исправить сие недоразумение.
- Мне захотелось создать скульптуру коня потому, что в Кронштадте таковой нет, и никогда не было, - объяснил Юрий Михайлович. - Тем более возле каретных рядов конь будет очень к месту. А почему именно Пегас? Я хочу, чтоб наш город стал центром искусств. В частности, эта площадка возле музея очень эмоциональна, здесь хочется творить. Почему бы гостям из других стран и городов не приезжать сюда и не питаться вдохновением?
А вот ещё один кронштадтец, Вячеслав Иванов, для нынешнего «Кронфеста» создал работу-предупреждение, работу-вопрос.
- Как известно, Ной трижды посылал голубя, чтобы узнать, пришла ли благая весть, - говорит художник. - И у меня тоже вопрос, когда же придёт эта благая весть? Когда мы, наконец, задумаемся о том, что творим? Мой Ной устремлён в небеса, он жаждет света. Под ним - символичная гора Арарат. Как напоминание. Как предостережение. Расстраивает только то, что некоторые вместо Ноя видят ракету.
Посыл к классике - в работе питерского ваятеля Дениса Жукова, входящего в состав творческой группы «Тихий ход». Он создал колонну из железных бочек, увенчанную ажурной капителью.
- Каждая цивилизация оставляет свой след. Боюсь, что с такими темпами мы оставим после себя только ядерные бочки, - говорит Денис.
Кстати, на фестивале он собирался представить только этот арт-объект, но когда искал в окрестностях Кронштадта для него материал, наткнулся на множество интересных вещей, из которых впоследствии родились «Маски спасения» - разноцветные противогазы, представляющие собой моду будущего, и «Бомба», состоящая из больших уличных часов и старого компьютера.
- Часы отсчитывают время. А мы всё сидим у компьютера и не замечаем, как жизнь проходит мимо. Это бомба замедленного действия. Рано или поздно она детонирует.
Петербурженки из творческого трио «Н.Л.О» - Настя, Лида и Оля - создали скамью-микроба Циркопагес, который, по их легенде, загрязняет Балтийское море. Большую часть материала для своего арт-объекта они нашли на побережье у 424-й школы. Мария Килина и Александр Украинский из Северной столицы также собирали бытовые и промышленные отходы для своей «Чаши дождя» на побережье, только за комендатурой.
- Эта чаша символизирует желание человека очиститься, потому что со всех сторон его окружает мусор, и скоро ему уже нечем будет дышать. Второе название нашей работы - «Пляжное чудовище», потому что его детали мы нашли на месте, которое сегодня могло быть пляжем.
На площадке у музея появились ещё и «Мусоргский из мусора», и полиэтиленовые монстры, и многое другое, что порадует глаз и потрясёт воображение. Приходите и убедитесь!
Вячеслав Иванов и его Ной
И что нельзя забыть
Впечатления от представленных на выставке арт-объектов 28 июня стократно усилил перфоманс питерского коллектива «OddDance». Это был не совсем театр и не совсем танец. Это был эмоциональный взрыв. И он затронул каждого из присутствующих. Даже тот, кто не понимал происходящего и вопрошал у соседей по импровизированному зрительному залу на площадке у музея: «Что нам хотят показать? Конец света? Восстание мертвецов? Сумасшествие? Наркотический бред?», - не мог отвести взгляд от диковинных артистов и ждал, чем же всё закончится. А закончилось всё не менее странно, чем началось. Закончилось без ответов на вопросы. Хотя можно утверждать, что публика, побывавшая в тот день на открытии выставки арт-объектов и видевшая буто, теперь не спутает его ни с чем.
Что это такое - описать невозможно. Надо видеть, как жуткая музыка скрипов и скрежетов искривляет лица артистов в ужасающие гримасы, заставляет их биться в конвульсиях, скручивает их тела в неестественные позы, сводит их ноги и руки судорогой, напруживает их пальцы. Надо прочувствовать, что за эмоции исходят от танцоров и просачиваются к зрителям. В этой хаотичной гамме движений и переживаний есть всё. Главное, в ней есть философия, заставляющая внешнее и внутреннее быть единым телом.
Танец буто был придуман в Японии в начале 1960-х и назывался тогда анкоко-буто. «Анкоко» по-японски - «тьма». Слово «буто» состоит из двух иероглифов: «бу» - «танец» и «то» - «тяжёлая поступь». То есть буто - это «танец тьмы». В нём воплощены движения человека, либо уже познавшего тяготы жизни, либо только родившегося, которому нужно учиться ходить. «Танец тьмы» возник в противовес классическому балету, красоте и куртуазности европейского танца. Движения буто копируют пластику крестьян, работающих в болотах, в грязи, а потому они принципиально некрасивы и угловаты. В идеале, как задумывал основатель школы буто, японский авангардист Тацуми Хидзикато, «танец тьмы» - это танец-сосредоточение, танец-самопознание, танец-освобождение от суеты внешней жизни. Он заставляет танцоров и зрителей быть «здесь и сейчас».
- То, что мы показали сегодня, было импровизацией, - поделилась с «КВ» Лиля Борозенцева, выступающая в составе театра «OddDance» полтора года. - Мы часто импровизируем, взаимодействуя с тем пространством, которое нас окружает. Мы пропускаем через себя то, с чем соприкасаемся, и наполняем всё вокруг собой, своими эмоциями. А они всегда разные. Поэтому каждое наше выступление оригинально. Хотя у нас есть спектакли, в которых есть роли и сюжеты, но и импровизации там уделено много внимания. В общем, приходите и посмотрите.
Елизавета САДКОВА
Фото автора
|