Художники покорили форт
или пленэр на обитаемом острове
Пять дней, с 1 по 5 июля, восемь взрослых и двое детей жили в палатках под открытым небом и творили у подножия величественных и одновременно страшных руин форта Граф Милютин. На четвертый день проведать отважных художников разрешили журналистам.
Морская прогулка
Теплоход «Жемчужина-2» прокатил гостей нашего города до форта и обратно, оставив на просмотр заранее подготовленной выставки и общение с авторами работ невероятно мало времени. У петербургских коллег впечатления были незабываемые, но сумбурные. Кронштадтскому корреспонденту повезло больше: на следующий день мне удалось поздравить художников с возращением на большую землю и узнать, как они провели пять дней отшельничества. Но обо всем по порядку.
Морская прогулка с экскурсионным сопровождением позволила приятно провести время. Обогнув гранитные стенки гавани и свернув с главного фарватера влево, теплоход взял курс на «Милютин». Вскоре форт стал вырисовываться на фоне песчаной полосы строящейся дамбы, и уже издалека на нем был виден разбитый художниками лагерь: палатки и большой плакат с надписью «Кронфест 2009». К сожалению, обследовать форт журналистам не позволил напряженный график запланированных на этот день мероприятий. Поэтому сразу же по узкой тропке среди нескошенной травы нас повели в боковое здание, ставшее временным выставочным залом.
Выставка в каземате
В тесном темноватом помещении с низкими сводами по периметру были развешены листы, на которых в красках и карандаше художники из Санкт-Петербурга, Мурманска и Мончегорска запечатлели виды кронштадтского форта, пустые глазницы его окон, лестницы, поросшие кустарником, проплывающие мимо корабли, волны и облака. У окна, выходившего на кронштадтский фарватер, стоял мольберт с детской картиной, на которой белый лайнер «Россия» мирно пускал пружинки черного дыма в красные от заката облака…
Юные художники Анисия и Максим выставлялись наравне со взрослыми, среди которых Анжелика Калинина и Людмила Дашкевич представляли Санкт-Петербургское общество акварелистов; Юрий Потапов, Олег Николаенко и Алла Халаимова - творческую группу «Снег», тоже из Санкт-Петербурга; а Дмитрий Новицкий, Анна Шнайдер и ее муж Евгений - объединение молодых художников мурманского региона «КММС».
Профессиональная публика стала судорожно щелкать фотоаппаратами и выискивать среди пестрой толпы скромных авторов неподписанных работ. А прибывшая вместе с журналистами Ирина Васильева (она, живущая в Кронштадте, могла бы быть девятым художником этого творческого лагеря, если бы не семейные обстоятельства) выделила две работы в пепельно-пыльных, серовато-пустынных тонах, изображающие форт с черными провалами окон. Такой портрет ей показался по духу наиболее близок к оригиналу. Мне же запомнилась висевшая между этими работами яркая и по-детски оптимистичная картина: остров, а на нем кустарники, палатки, постройки - в обрамлении густо-синего моря. Фантазия на тему сказочного Буяна, к сожалению, далекая от реального состояния «Графа Милютина».
- Почему для творческого лагеря был выбран именно «Милютин»? - на обратном пути спросила я у организатора фестиваля Елизаветы Николаевны Стрепетовой.
- В первую очередь, из соображений безопасности. Сначала, мы хотели привести художников на форт Александр Шанц, но, опасаясь ночных хулиганов, решили высадить на остров, где чужих нет. К тому же, этот форт никому не принадлежит, что очень упростило организацию проекта.
Путешествие + пленэр.
Дети художников приобщаются к семейным традициям
Обитаемый остров
Художников готовили к жизни на необитаемом острове. Но из бесед с ними стало ясно: о тихой жизни отшельников они могли только мечтать.
Анна Шнайдер:
- На форт постоянно приезжали частные лица на катерах, экскурсии. Это немножко отвлекало.
Людмила Дашкевич:
- Всех гостей мы приглашали посетить нашу выставку и даже завели книгу отзывов. Туристы были приятно удивлены.
А еще приехавшие на пленэр успели поучаствовать в спасательной операции: один катер сел близ форта на мель. Команду забрал прибывший на место отряд МЧС, а художники потом три дня караулили пришвартованное к форту судно. Оно осталось запечатленным на их полотнах.
Однако ни проплывающие мимо корабли, ни море на закате не стали главным объектом этого пленэра. Все внимание художников было приковано к фортификационным сооружениям. В первый же день высадившаяся на форт группа решила обследовать остров, а на второй - провести обход казематов с факелами - настоящее факельное шествие.
Анна Шнайдер:
- Не зная, к сожалению, истории форта, мы пытались фантазировать. И это нас объединило.
Анжелика Калинина:
- Призраков не встретили, но постоянно чувствовали их доброе к нам отношение.
Дмитрий Новицкий:
- Мы пытались отыскать старинные следы, принадлежащие прежним жителям форта, но ничего не нашли. Слишком много следов современных. Лично мне нравится рисовать руины, а не чистенькие, заново отстроенные крепости. И все же тревожные мысли посещают тебя, когда вокруг все «раздолбано», разрушено. Мы убрали один зал. И, думаю, привести в порядок весь форт не сложно. Только надо решить проблему с вывозом мусора.
Анна Шнайдер:
- Когда мы туда приехали, мусора уже было много. Мало кто из приплывающих туристов добросовестно забирал свой мусор с собой. Зато две яхты - «Лира» и «Мир» - собрали и вывезли не только свой, но и чужой мусор с форта. За что их капитанам большое спасибо…
Когда художники покидали форт, погода плакала. Все пять дней она дарила им солнце, так необходимое для хорошего пленэра. По его итогам, 14 июля, в Архитектурно-художественном музее Кронштадта откроется новая экспозиция, и все желающие смогут увидеть работы, созданные на форту Граф Милютин.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
Кронштадтцы не пришли убирать Летний сад.
В основном работали «зеленые» из Петербурга
Заброшенный Летний сад - давняя боль кронштадтцев. Сколько копий сломано! Сколько писем написано в нашу редакцию! Однако на призыв организаторов «Кронфеста-2009» - поучаствовать в уборке его территории в минувшую субботу - горожане не откликнулись. Тогда как активисты «Зеленой волны» - молодые ребята и девушки из Санкт-Петербурга - приехали в наш город специально, чтобы убрать наш мусор. Приехали и убрали с радостью.
Перед питерскими журналистами, которые после форта Милютин пришли в Летний сад, принимающей кронштадтской стороне было стыдно. Стыдно за то, что на акции по уборке ни одна молодежная организация Кронштадта не присутствовала. Только пожилая супружеская пара, несколько человек из администрации, сотрудники музея и прихожане Владимирского собора, накормившие журналистов и ребят из «Зеленой волны» вкусной кашей с грибами из полевой кухни и напоившие компотом из свежих фруктов и ягод.
Скосить траву вдоль центральной аллеи, убрать сухие ветки придорожного кустарника и вывезти толстенное дерево, перекрывшее главный проход еще в прошлом году - это программа-минимум. И она была выполнена. Кроме того, был тщательно вычищен бассейн, превращенный в мусорную яму... Однако для настоящей чистки Летнего сада требуется не одна подобная акция.
Главная находка трудового десанта - обнаружение в Летнем саду незнакомого памятного камня. После того, как трава вокруг была скошена, участники субботника смогли прочитать выгравированное на нем: «На этом месте к 300-летию Санкт-Петербурга будет установлен памятник Джону Полу Джонсу (1747–1792), контр-адмиралу Российского флота, герою американской революции, кавалеру высших орденов Франции. Город Кронштадт». Похоже, о существовании памятного камня все попросту забыли.
В общем, приехавшие ребята поработали на славу и направились заслуженно отдыхать на концерт группы «СП Бабай». Тогда как городская общественность, получившая десяток вычищенных дорожек, показала себя не с лучшей стороны. Конечно, неудачу можно списать на выходной день, летние каникулы, дачи и курорты, по которым разлетелись наши молодые силы. Но, на мой взгляд, нулевая активность кронштадтцев объясняется пониманием того, что одна уборка судьбу Летнего сада не изменит. Это, некогда излюбленное место отдыха, ждет кардинальных перемен. Иначе через каких-нибудь две недели, даже после самой грандиозной уборки он снова станет тем, что мы так привыкли видеть.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
|