Остров затонувших кораблей
В «КВ» № 26 от 22 мая мы рассказали читателям о выставке «История кораблекрушений», открытой в Историческом архитектурно-художественом музее в рамках проекта «Подводное наследие России» при участии Центрального военно-морского музея. Сегодня - продолжение темы. Быть ли музею кораблекрушений в Кронштадте? Об этом разговор корреспондента «КВ» с сотрудниками музея.
На дне восточной части Финского залива находится большое количество затонувших кораблей, представляющих огромный интерес не только для истории судостроения, но и для многих других областей человеческих знаний. Сами корабли, предметы вооружения, корабельного быта - свидетели ушедших эпох, национальное достояние России. И наш город причастен к этому достоянию. Не случайно именно в Кронштадте началось создание первого в России музея кораблекрушений.
Первый шаг...
И первый шаг на этом пути - выставка «История кораблекрушений», созданная из уникальных предметов, поднятых с затонувших кораблей во время поисковых экспедиций проекта «Подводное наследие России», начатого семь лет назад под эгидой Балтийского морского общества и первоначально называвшегося «Тайны затонувших кораблей». За это время было обнаружено более 200 судов, составлен каталог подводных объектов на дне Финского залива, в реках и озерах Северо-Западного региона. В базе данных проекта - более 10 000 объектов. На выставке представлены предметы, переданные в музей обществом «Память Балтики», ЗАО «Искатель», ОАО «Дельфин», моряками ЛенВМБ.
Некоторые предметы, пробывшие на морском дне от ста до трехсот лет, хорошо сохранились и дают представление об устройстве исторических судов, службе и быте моряков разных стран. На выставке представлена информация о крупнейших мировых катастрофах на море, подводных кладах, найденных и утраченных сокровищах; показан мировой опыт по подъему, консервации, реставрации исторических судов.
В создании выставки приняли участие многие талантливые люди Кронштадта. Художник Фёдор Ливиндир занимался архитектурно-художественным оформлением, вместе с художником Анатолием Чепурным создал диораму «Водолаз на затонувшем корабле». Автор компьютерной разработки экспозиции – талантливый дизайнер Сергей Лемиш. По большому счету, выставку создавали все сотрудники музея.
Нет никакого сомнения в том, что экспозиция - событие. И не только для кронштадтцев. Это серьезная заявка на будущее. Хотя старший научный сотрудник Исторического музея Владимир Крестьянинов пока не склонен раздавать обещания.
«Роковая встреча»
Владимир Яковлевич Крестьянинов - военный моряк, служил в Кронштадте с 1976-го года. Долгие годы собирал информацию о затонувших в Финском заливе судах. Флагманского минера, капитана II ранга не просто заинтересовала тема подводного наследия России, он проникся ею с самого начала своих исследований, а позже, в ходе написания книг об истории Кронштадта, идея создания музея «Истории кораблекрушений» захватила его. Очень повлияла на него «роковая» встреча в одном из питерских издательств с директором музея Евгением Григорьевичем Гришко…
Евгений Гришко:
- Сначала идеей «заболел» я, потом с Божьей помощью появился такой уникальный человек как Владимир Яковлевич Крестьянинов, который давно и очень серьезно занимается темой кораблекрушений. Долгое время он служил на флоте, издал много книг, альбомов по истории ВМФ. Тема же крушений судов… Над ней работают многие, в том числе подводные археологи, однако, в отличие от других стран, в России ни одного музея истории кораблекрушений, к сожалению, нет… Считаю, пришла пора. Кронштадт - город Военно-морской славы. Не здесь ли место такому музею? Но и не только поэтому возникла сама идея. Я проработал в нашем музее всего лишь несколько месяцев, как вдруг ко мне обратились люди, занимавшиеся кораблем «Слава России», затонувшим у берегов Франции. Они сообщили, что много предметов, обнаруженных на затонувшем корабле, находятся во Франции, и они хотели бы передать их в наш музей. Я начал прорабатывать эту тему как таковую, и незамедлительно ко мне стали обращаться подводные археологи из Петербурга. В ходе общения и возникла идея создания именно у нас, в Кронштадте, такого музея. А уж когда я встретился с Владимиром Яковлевичем, то понял, что эту идею реально со временем воплотить в жизнь.
- Однако при сегодняшних обстоятельствах существует ли возможность создать музей?
- Зачастую некоторые люди выдают «на-гора» идеи и говорят: «Будут деньги - будем работать». Считаю такой подход неправильным: надо вначале показать, что мы хотим сделать, как можем это воплотить. Поэтому с коллегами решили создать выставку. Нас интересуют не только корабли, затонувшие в Финском заливе, не только «Слава России», что затонул у берегов Франции, но и многие другие погибшие суда. Возьмем тот же клипер «Опричник». В Летнем саду стоит памятник кораблю. Мы с коллегами обратились к истории крушения, гибели кораблей в войнах, во время пожаров, других катаклизмов, крушения торговых судов. Это может быть колоссальный по своим масштабам музей. Но пока - только выставка.
- Какие о ней отзывы?
- Самые положительные. И экскурсантов, и специалистов. Спасибо нашим художникам, дизайнерам, не могу не сказать об Александре Александровиче Орлове, который, не считаясь со временем, в выходные дни собрал модель корабля «Васа», затонувшего в Швеции.
- Неужели у нас есть реальная перспектива поднимать корабли, пролежавшие на дне столько лет?
- Конечно, это очень сложный процесс. И какое судно будет поднято первым - «Олег», «Гангут» или другое, не могут уверенно сказать даже те, кто опускается на дно моря для их исследований. Но я уверен, все равно подъем будет происходить - рано или поздно. Нас поддерживают в наших устремлениях глава администрации, другие руководители. Безусловно, найдутся спонсоры, инвесторы. Потому что все это не только интересно для каждого, но важно, очень важно для потомков.
Приведу лишь один пример. У берегов Финляндии когда-то затонул корабль «Екатерина II». Финны, совершенно трепетно относящиеся к историческому наследию, создавшие прекрасный Морской центр, музей, охраняют затонувшее судно, но не торопятся поднять его. Подводные археологи, музейщики однозначны в своих мнениях: прежде чем начать подъем корабля, надо все просчитать. Ведь судно лежит на дне, его не беспокоят, и неизвестно, что будет с ним, как оно себя поведет, если его поднять. Идут споры, многие пытаются доказать, что все ценности, находящиеся на корабле, не пострадают. Так ли? Шведы подняли «Васу», и уже много лет с судном работают специалисты. Да, как вариант, некоторые предлагают использовать технологию помещения судна в водный бассейн - аквариум, и там с ним работать. Но повторяю, прежде чем поднять со дна корабль, необходимо все просчитать. Не знаю, при нашей жизни удастся ли без ущерба поднять со дна наши корабли. Хочется верить.
Будет ли когда-то создан музей «История кораблекрушений»? Пока работает лишь экспозиция.
По плану выставка должна быть открыта до 30-го сентября. Но ее создатели, по словам Владимира Крестьянинова, намерены не закрывать экспозицию как можно дольше. Слишком интересна она для всех посетителей. А их с каждым днем становится все больше. Ведь наступил туристический сезон. Напоминаем: музей работает ежедневно (кроме среды), с 11 до 18 часов.
Лидия КУЛИКОВА
|