«Струны фортов» - 2009
Июль для Кронштадта - пора фестивальная. Не успел закончиться один фестиваль, как в наш город приехали организаторы и участники другого. Эстафету «КронФеста» подхватили «Струны фортов»: ведь петь под акустическую гитару, сидя на берегу залива - тоже экологически чистое искусство. Если убрать за собой мусор, конечно. Оба фестиваля уже стали яркими страницами культурной жизни Кронштадта. Они привлекают в наш город большое количество творческих и неординарных людей, способных оценить неповторимую атмосферу города-острова.
Солнце, ветер...
и гитара в подарок
Ежегодный фестиваль авторской песни «Струны фортов» традиционно стартует в предпоследние выходные июля, в канун Дня ВМФ, и уже второй год проводится на форте «Александр Шанц». 18 июля флаг с гитарой и якорем был поднят в одиннадцатый раз. «Поздравляем администрацию Кронштадта с тем, что у них в друзьях есть петербургский клуб авторской песни «Меридиан». Без этой дружбы не было бы фестиваля», - прозвучало со сцены. На этом официальная, торжественная часть закончилась. Все, что происходило дальше, скорее напоминало большой концерт для друзей с выездом на пленэр.
Солнце, ветер…
У тех, кто поднимался на сцену, в руках были шестиструнные гитары. Этим струнам вторили шесть рядов в «зрительном зале». Однако слушатели свободно располагались и на траве вокруг. Солнышко припекало. Кто-то еще только ставил палатки, а кто-то уже медитировал под гитарные переборы. Под «Yesterday», которая уже является не только роковым, но и джазовым стандартом, в исполнении гитариста группы «Зимовье зверей» Александра Паттерсона в небе причудливо танцевал кронштадтский «аэродельфин».
На кронштадтской земле по-братски обнимались барды. Поистине, только на фестивале бардовской песни бородатые загорелые мужчины «за шестьдесят» выглядят благородно в свободных шортах, а верные подруги - женщины в тельняшках и ковбойских соломенных шляпах - кажутся рядом с ними невероятно женственными и беззащитными. Но больше всего повезло детям, чьи родители в этот компьютерный век могут за раз подарить ребенку тепло прибрежного песка, старые развалины форта, бескрайний залив и песни у костра…
Как сказал председатель петербургского клуба гитаристов Сергей Ильин (а это он обучал игре на гитаре зрителей «Пятого канала» в проекте «Две гитары»): «Ветер и солнце создают интересные акустические условия». И оставляют в памяти незабываемые впечатления.
И гитара в подарок
За незабываемыми впечатлениями на «Струны фортов» в этот раз приехали барды из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Пензы, Красноярска, Выборга и Сортавалы. Этим людям не важно, «кухня чья-то или дворец» превратятся в сценическую площадку. Главное, чтобы состоялось творческое общение, обмен опытом, эмоциональная подзарядка и обретение благодарного слушателя. «Хорошо поется везде, где хорошо слушают», - мудро заметил один из старожилов фестиваля Владимир Волков-Китаин. По словам бессменного организатора фестиваля, руководителя петербургского клуба «Меридиан» Наталии Гудковой-Сарповой, в Кронштадте поется хорошо. Только, к сожалению, участников с острова Котлин в этом году было удивительно мало, и это отметили все старожилы фестиваля. К вечеру первого творческого дня они уже определили победителей.
В номинации «Поэты» лауреатом фестиваля стала Александра Фигуровская (Красноярск), дипломантом - Игорь Константинов (Санкт-Петербург). Среди исполнителей лучшими были признаны петербургские музыканты Александра Бродская (лауреат) и Олег Чижов (дипломант). Элина Геродес (Санкт-Петербург) заняла первое место как автор, дипломы в этой номинации получили Наталья Колесниченко (Воронеж) и Андрей Стрелков (Санкт-Петербург). Специальный приз за морскую тематику был вручен петербуржцу Александру Сонину. А приз за оригинальное воплощение народной песни получил дуэт Алексея Кабрина и Константина Жуховского (Архангельск-Петербург).
Самый же ценный приз, гран-при фестиваля - новенькую испанскую гитару - получил ансамбль «Ключевое слово» из Красноярска.
Концерт для детей
Второй творческий и, увы, завершающий день фестиваля начался с «Детского концерта», на котором перед ребятами из спортивного лагеря «Старт» выступали не только члены жюри и почетные гости, но и их младая поросль - поющие дети бардов.
Зрители мужественно сидели на самом солнцепеке и слушали песни, такие далекие от их тинейджерских музыкальных вкусов. У нынче очень разборчивой публики успехом пользовались лишь песни-страшилки (например, о вреде курения) и школьная тематика. Больше всего аплодисментов получил Сергей Батуев из Подмосковья, исполнивший песню «Паровоз» и ловко втянувший «зал» в игру с подпеванием и отбиванием ритма.
По правде сказать, желающих спеть для детей было гораздо больше, чем желающих дослушать этот концерт до конца. Детям хотелось на пляж. А взрослым хотелось петь… игривые песенки и на считанные минуты вновь перенестись в свое босоногое детство. «Дети ушли, а настроение исполнять детские песни осталось», - сказала Элина Геродес и продолжила свое выступление: «Жил в трубе огромный Кусь. Ты боишься? Я боюсь!»
Песни на восьмой палубе
Шефский концерт для военнослужащих, по традиции, завершил пребывание бардов на нашем острове. В воскресенье вечером команду фестиваля «Струны фортов» ждали матросы и офицеры с крейсеров «Смольный», «Перекоп» и корвета «Стерегущий». Концертной площадкой, как и год назад, выступил «Смольный», на восьмой астрономической палубе которого в парадной форме и вытянувшись по струнке встречали гостей «военнослушатели». «Они будут весь концерт стоять?» - первое, что спросили музыканты у командира корабля. Тогда раздалась команда переодеться в робу - через пять минут счастливые и вольные матросики в свободном порядке расположились на палубе. Барды расчехлили гитары.
Концерт начался с песни Александра Городецкого «Атланты держат небо на каменных руках» - как правило, любой концерт питерских бардов начинается или кончается этой песней. Если не считать корабельных антенн, над зрителями и исполнителями в тот день тоже было только небо. Голубое, как на фестивальном флаге... Гости пели про море, дружбу, верность и, конечно же, любовь. Главным лейтмотивом концерта стал образ девушки, ожидающей на берегу любимого моряка: будь то девочка по имени Ассоль или же лирическая героиня известной песни «Над Кронштадтом туман»… Звучание струн и голоса бардов быстро подхватывал ветер и уносил куда-то вдаль, к кронштадтскому рейду…
Через год барды снова соберутся и скажут друг другу:
Поедем же на остров небольшой,
Теперь уже почти что полуостров,
Известный многим славою морской,
Такой мятежный и счастливый остров. |
Кронштадт будет ждать их как всегда в середине июля.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
«КронФест-2009» закрыт!
Да здравствует «КронФест-2010»!
Второй кронштадтский международный экологический фестиваль искусств закрылся. Скромно и без пафоса. 14 июля в нижнем зале Архитектурно-художественного музея подвести итоги четырех фестивальных недель собрались организаторы «КронФеста», его участники, партнеры, журналисты и самые верные зрители.
Кронштадтцы Юрий Ступица и Вячеслав Иванов
обсуждают работу петербургского коллеги.
Это была не церемония закрытия, а финальная встреча друзей. За время существования фестиваля многие его постоянные участники так сдружились, что теперь встречаются в Кронштадте как родные. В скромной и уютной атмосфере председатель фестиваля, директор Архитектурно-художественого музея Евгений Гришко поделился с собравшимися впечатлениями от прошедшего и планами на будущее:
- У фестиваля уже сложилась определенная команда: это и энтузиасты, и профессионалы, и партнеры. Скорее всего, в следующем году отбор участников станет более тщательным. Хочу отметить, что в этом году кронштадтцы с повышенным интересом отнеслись к проводимым мастер-классам. А наши художники отличились тем, что второй год создают самые долговечные арт-объекты. Еще год, и площадку рядом с музеем нельзя будет использовать в качестве автостоянки. Тогда мы переберемся в сквер. Это мои искренние пожелания фестивалю.
Действительно, «Рыба» Юрия Ступицы и «Песочные часы» Вячеслава Иванова до сих пор удивляют горожан и гостей нашего города. Теперь, прогнозирует Евгений Гришко, к ним прибавятся «Пегас» и «Ноев ковчег» этих же авторов.
Еще Евгений Гришко отметил, что фестиваль нарочно уходит от официоза в сторону неформальной и творческой атмосферы: «Для приглашенных из Петербурга журналистов мы приготовили кашу с компотом. Вместо кофе-брейков развернули полевую кухню». Но самое яркое подтверждение новой политики - церемония открытия, срежиссированная в новой для подобных мероприятий форме. Привлечение актеров пластического театра, которые среди арт-объектов будут создавать импровизированный спектакль, впредь, пообещали организаторы, станет традиционной чертой «КронФеста».
Евгений Гришко: «КронФесту 2010» быть! Я «за»!
Фестиваль набирает обороты и обрастает традициями. У него уже есть постоянные элементы программы: симпозиум по созданию арт-объектов, широкая палитра различных мастер-классов и обязательная уборка одной из исторических достопримечательностей города. Новшеством «КронФеста-2009» стал конкурс граффити на мусорных баках.
Что касается пленэра, то однодневная акция, проведенная в прошлом году в Петровском парке, в году нынешнем превратилась в пятидневный творческо-экологический лагерь, разбитый на форту «Граф Милютин». Восемь из созданных там работ отлично вписались в узкий музейный коридор с кирпичными стенами той же кладки, что и в казематах форта. Традиционно в день закрытия фестиваля открывается новая выставка: пусть она небольшая, зато ее может посетить каждый желающий совершенно бесплатно.
Несмотря на оптимистичный тон встречи, организатор фестиваля Елизавета Стрепетова все же посетовала, что на открытии, на субботнике в Летнем саду и на концерте группы «СП Бабай» она ожидала увидеть гораздо больше кронштадтцев:
- Массово привлечь горожан оказалось сложно. Наверное, это наш просчет, как организаторов. Надо было конкретнее описывать события, стоящие в программе фестиваля. В следующем году мы постараемся это исправить, а также подготовим более яркие афиши.
Думаю, кронштадтцам тоже стоит более серьезно подготовиться к следующему фестивалю: внимательнее следить и активнее участвовать в событиях этого экологически чистого месяца. Кроме того, никому не возбраняется предлагать свои идеи и проекты, коих организаторы «КронФеста-2010» ждут с нетерпением.
Серафима Белевич
Фото автора
|