Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№47 от 28 августа 2009 года

Вернуться к главному  
 

Кронштадт - центр туризма

Как попасть на «Чумный», «Тотлебен» и «Обручев»

До некоторого времени у меня складывалось впечатление, что на островные форты ездят либо отчаянные краеведы, любители рискованных путешествий по льду, в летнее время получающие необходимую дозу адреналина от тайного проникновения на пустой, но все же кому-то принадлежащий форт. Либо сотрудники состоятельных организаций, отмечающие на «Чумном», «Милютине» или «Павле I» свои бизнес-успехи. Болея душой за рядового путешественника, желающего не просто приехать на машине, к примеру, на Первый Северный, но и узнать об истории данного форта; болея душой за кронштадтцев, которые видят форты чуть ли не со дня рождения, но которым не всегда удается там побывать, - я попыталась провести мониторинг турфирм, которые возят на форты и проводят там не банкеты, а экскурсии.


Форт Кроншлот - вход запрещен

Закрытые и открытые туристам

Но прежде, чем отправиться в увлекательное путешествие, позволю напомнить, какие форты у нас с вами имеются, а о каких мечтать бесполезно.
Так называемых кронштадтских фортов - девятнадцать. Из них два береговых: «Риф» и «Шанц». Пять соединены с островом Котлин или с дамбой: «Петр I», «Константин», Первый, Третий и Седьмой Северные форты. Все они, за исключением «Рифа», «Петра I» и части «Шанца», где расположены закрытые воинские части, легко доступны для туристов, а потому находятся в плачевном состоянии. Особое положение только у «Константина», отданного в долгосрочную аренду, вначале - «Морской Лиге», сейчас - ОАО «Третий парк», которые стали развивать его как место активного отдыха, туристический центр, а также как марину - стоянку яхт и маломерных судов. Тут вовсю проводятся работы по восстановлению фортификационных сооружений, а за плату предлагается целый ряд экскурсионных услуг.
Остальные форты - островные. Они-то наиболее привлекательны для туристов, любящих морскую экзотику. Интернет заполнен частными объявлениями типа: «Экскурсии по Кронштадту, в том числе по фортам (есть катер)!» или «Хочу сплавать на форты! Кто довезет?». Уверена, не все кронштадтцы бывали на «Милютине», «Павле I», «Кроншлоте» или «Александре I» (это который «Чумный»), на Первом и Втором Южных фортах или на четверке Северных, слава Богу, не съеденных дамбой, на «Тотлебене» и «Обручеве», наконец.
Из островных фортов не пускают на «Кроншлот» и на Северный №6, где ЦНИИ «Гидроприбор» планирует строить Экологический центр мониторинга водной среды. На «Тотлебене» с 1999 года работает спасательный пост, который занимается охраной форта и взаимодействует с МЧС и подразделением рыбоохраны. Там же проживает легендарный Владимир Ткаченко, называющий себя «комендантом форта»: пытается следить за порядком, противостоя вандалам и грабителям, пишет книги по фортификации. К порядочным туристам миролюбив, принимает у себя экскурсионные группы и показывает небольшую экспозицию… Форт «АлександрI», наконец-то, перестал быть местом рейв-вечеринок - это собственность Администрации президента РФ, и незапланированное проникновение на форт запрещено.

Возят многие, но мимо

Итак, с какой же турфирмой ехать на форты, если нанятый дырявый катер вас не устраивает, а ваши гости хотят получить полноценную экскурсию и интересный рассказ об окружающих Кронштадт фортификационных сооружениях? Не так давно «КВ» уже писал о туристической компании «Морские прогулки» Андрея Пирогова и флотилии Анатолия Крайнего - капитана судна «Жемчужина», что уже стало одной из достопримечательностей Средней гавани. Эти кронштадтцы высаживают на форты, в основном, заранее привезенные из Санкт-Петербурга группы. Они же предлагают пользующуюся бешеной популярностью экскурсию «Форты Кронштадта». По этому маршруту, только из Петербурга, катают и крупные туристические компании - например, «Русские круизы» на своих метеорах. Экскурсию эту следовало бы назвать «Мимо фортов Кронштадта», так как на форты не высаживают, а лишь показывают с различного расстояния «Кроншлот», «Павел I», «Милютин», «Чумный»… Однако сорок минут плавания по фарватеру рядом с лайнерами-утюгами и контейнеровозами, будто составленными из конструктора «Лего», поистине впечатляет! И все же здесь вам предложат лишь южные форты. Остальные - за отдельную плату, что слишком дорого для рядового туриста.
Пока мною обнаружена лишь одна петербургская фирма, с которой вы - частное лицо, а не заранее организованная группа (хотя экскурсии под заказ там тоже проводят) - сможете по-настоящему высадиться на островной форт: не только вдоволь полазить там, но и узнать подробности его постройки, вооружения и… разоружения. Речь идет о «Серебряном кольце» - «Silver Ring». Экскурсии по кронштадтским фортам (как островным, так и береговым, как северным, так и южным) входят в военно-историческое направление этого туроператора, включающее в себя однодневные и многодневные поездки по крепостям, фортам, укрепрайонам и местам сражений региона Балтийского моря.


Морская прогулка: до «Чумного» и обратно

На «Тотлебен» с «Серебряным кольцом»

Отличительной особенностью этой турфирмы является нестандартный подбор гидов, которые разрабатывают свои, отличные от привычных, авторские маршруты. «Мы стараемся, чтобы на наших программах, - объяснила мне Анна Лупинова, генеральный директор компании, - работали специалисты. Это исследователи военной истории, активисты поисковых отрядов, то есть увлеченные фортификацией люди. По Кронштадту у нас водят экскурсии два человека: Алексей Госс и Сергей Малахов. На фортах по любой гайке они дадут исчерпывающий ответ».
Морские поездки на форты стали в «Серебряном кольце» открытием этого года. В зимний период прошли обзорные экскурсии по Кронштадтской крепости, фортам «Шанц», «Константин», Третий Северный. А еще - «Красная горка» и «Серая лошадь», также входящие в Кронштадтский укрепрайон. С открытием навигации небольшими группами из Сестрорецка плавали на «Тотлебен» и «Обручев».
- Желающих попасть на «Тотлебен», - рассказывает Анна, - было много. Одним из экскурсоводов у нас был заявлен Владимир Ткаченко, и люди везли книжки ему на подпись. Несмотря на то, что Ткаченко заболел и лично встретить группу не смог, поездка прошла очень хорошо. И буквально на следующих выходных мы решили сделать морскую прогулку на «Обручев» - это был настоящий экспромт. Так что те, кто не попал на «Тотлебен» (судно, с которым у нас была договоренность, вмещало всего двадцать человек), с удовольствием поехали на «Обручев». И все остались довольны. В будущем году мы планируем увеличить число поездок в Кронштадт и, особенно, количество морских туров. Однако это очень узкое направление. Наши клиенты - люди, интересующиеся фортификацией, местами боевых действий, но это довольно небольшая группа. Получается, что на военно-исторические экскурсии с нами ездят одни и те же люди.
Может быть, для туроператора это серьезная проблема, но к туристу она поворачивается положительной стороной. Экскурсии «Серебряного кольца» превращаются в выезд на объект компании единомышленников, которые легко находят общий язык и с гидом и между собой. На протяжении всего пути царит уютная, доверительная атмосфера. Люди успевают подружиться и начинают обмениваться опытом самостоятельных поездок. Все это проверено на собственном опыте. 8 августа состоялась последняя в летнем сезоне поездка «Серебряного кольца» на форты: петербуржцам и корреспонденту «КВ» показали форт «Константин» и форт «Александр I», но прежде раскрыли секреты строительства Кронштадтской крепости.


Сергей Малахов:
- Как ни парадоксально, но уже само название «форт» привлекает многих людей, которые ни к истории, ни к укреплениям не имеют даже близкого отношения - просто интересно посмотреть, что это такое.

По Кронштадту с Сергеем Малаховым

Обзорная экскурсия по Кронштадту была на редкость оригинальна. Лично я впервые видела организованную группу туристов во дворе дома № 8 по Коммунистической улице, уверенно направляемую гидом в сторону Петровского дока. А потом Сергей Малахов - исследователь фортификации с 2000 года, редактор сайта www.kaponir.ru. и командир группы в поисковом отряде «Северо-Запад» - провел нас вдоль крепостных стен по улице Восстания, вывел на берег залива у Малой дороги жизни и там остановился у совершено заброшенного бетонного дота. Неожиданно возникшая экскурсионная группа испугала отдыхающих пляжников: кронштадтцы никак не ожидали увидеть здесь туристов. Но эти туристы не боятся заброшенных объектов и бездорожья. Осматривать форты, доты Великой Отечественной войны и остатки крепостных стен петровского времени собираются, в основном, мужчины «за тридцать» в камуфляжных штанах, с профессиональными фотоаппаратами и… женами.
Петровский док, одинокий дот на диком берегу залива, крепостной вал за зданием кронштадтского собеса, отреставрированная полубашня рядом с ветеринарной службой - согласитесь, выбор объектов редкий, они не всегда в хорошем состоянии и подчас не готовы к встрече туристов. Но зато проложенный гидом путь лучше всего характеризует Кронштадт как город-крепость. И даже кронштадтцам есть что почерпнуть из такой нестандартной экскурсии.
Конечно, Кронштадт предлагает своим гостям множество маршрутов. Можно рассказывать о намоленной Иоанном Кронштадтским земле, ее утраченных и сохранившихся храмах, можно водить туристов по набережной мимо сувенирных киосков со стандартными тельняшками и бескозырками. Но если вы хотите раскрыть перед своими знакомыми Кронштадтский укрепрайон, на территорию которого ни разу не ступал враг, вам сюда: silver-ring.ru (Стоимость поездки 1950 рублей с человека) И еще: совмещение такой обзорной экскурсии по Кронштадту с морской прогулкой на форты кажется мне наиболее гармоничным и закономерным.


Обновленный «Константин»

Форт «Константин»: операция по омоложению

Заявленный далее в программе форт «Константин» поразил всех. И реставрация, которая идет там полным ходом, никого не оставила равнодушным. Пока это единственный пример превращения покрытого трещинами объекта в чистую, пахнущую новой краской декорацию. Одна часть из трех уже полностью лишена выросшей за десятилетия растительности, казематы и ходы заново оштукатурены. При этом некоторые площадки, на которых были когда-то установлены орудия, так странно замазаны бетоном, что теперь больше напоминают эстраду…
Всем понятно, что восстанавливать форт в первозданном виде сложно не только по финансовым соображениям - сложно выдержать концепцию. Какой период в жизни форта следует брать за образец? К чему стремиться, если сам форт постоянно перестраивался, вооружение менялось, менялось и назначение сооружений, не все из которых сохранились до наших дней? И хотя я понимаю, что орудийные площадки залили горкой бетона для того, чтобы там не скапливалась вода и не подмачивала основание крепости, выглядит это более чем нелепо и варварски по отношению к исторической правде.
- Не перестраивать надо, а сохранять, то есть законсервировать от текущего разрушения, - с грустью говорит Сергей Малахов. - А уж потом постепенно восстанавливать в первоначальном виде. Где-то ценность имеют чисто старые форты, где-то интересен их советский период. Можно устраивать музеи, кафе и прочее, но главное, чтобы все это гармонично сочеталось с историей.
- А какие форты Вам ближе: заросшие руины или вычищенный новодел? - спрашиваю нашего экскурсовода.
- Ближе, наверное, руины, но не в такой степени, как это сейчас. Пусть форт и будет «заброшенный», но не разрушающийся и не засыпаемый мусором…

Как попасть на «Чумный»?

Далее наш путь лежал на заветный Чумный форт, организацию экскурсий на который взял на себя историко-развлекательный комплекс «Форт Великий Князь Константин». Совсем недавно этот разносторонний туристический центр запустил новую услугу: регулярные экскурсии на форт «Александр I». Помимо организованных групп, судно «А. Скрябин», легко вмещающее 80 человек, сможет взять на борт одиночных путешественников всего за 800 рублей с человека. Судно будет курсировать между «Константином» и «Александром» по расписанию, которое в ближайшем времени появится во всех маршрутных такси, следующих из Петербурга в Кронштадт. Минимальная заполняемость: 7-10 экскурсантов. За редким исключением это пока единственная возможность попасть простому туристу на легендарный русский «Байярд».
Любители самостоятельных путешествий (в прямом смысле, по льду) на форт «Александр I» бьют тревогу на просторах краеведческих форумов:
Сергей (Питер):
- И снова я с траурными вестями - нами потерян форт Александр! Подошел к пирсу и ищу залаз. Тут ворота загремели и оттуда вылезло нечто из семейства гастарбайтеров. Мы долго друг друга молча разглядывали, но как только я махнул рукой и хотел проорать: «Привет, аборигены, я к вам с миром!» - существо спряталось в дверку и демонстративно громко заперло её. Многие бойницы заложены кирпичом, какие-то забиты картоном и пленкой - типа жилые помещения. По слухам, форт уже полгода как продан и там строят то-ли клуб, то-ли гостиницу. В любом случае, Чумного форта фактически больше нет...
Дмитрий Насонов (Москва):
- По-поводу форта «Александр I». На запрос в администрацию Кронштадского района мне ответили, что «данный объект передан в оперативное управление федеральному государственному учреждению «Государственный комплекс «Дворец Конгрессов» Управления делами Президента Российской Федерации». Планируется реконструкция и воссоздание объекта». Из ответа не понятно, что планируют, так как сами, похоже, не знают. Боюсь, что он действительно для нас утерян.
(Из гостевой книги сайта «www.nortfort.ru»)

Спешите видеть,… лазить и фотографировать

Вход на территорию самого форта «Константин» стоит теперь 50 рублей. Оставляете машину на парковке и самостоятельно исследуете мощные бетонные укрепления. Если хотите застать форт, заросший мхом, торопитесь. ОАО «Третий парк», которому в 2001 году этот комплекс фортификационных сооружений отдан на 49 лет, проводит колоссальные работы по его восстановлению. Один мусор с форта вывозили в течение трех лет. Так что кронштадтцы, привыкшие к пряной растительности и монументальным развалинам, прячущимся за терминалом-терминатором «Моби Дик», скоро форт «Константин» не узнают.
В конце этого длинного экскурсионного пассажа хочу процитировать неизвестного мне Сергея, который на одном из форумов по фортификации написал следующее. «Количество объектов убывает и убывает: какие-то стали жертвой бездумной стройки светлого автодорожного будущего, какие-то разворовываются и растаскиваются, а какие-то наоборот, рискуют стать «гламурными» местами коллективного отдыха и потерять 90% своего шарма, первозданного вида и атмосферы. В общем, если кто-то вынашивает мысль посетить что-либо из описанного на данном сайте - не тормозите, никто не даст гарантии, что через полгода их количество ещё не уменьшится». Советую вам выбрать свой путь на форты и обязательно их посетить… ну, в крайнем случае, следующим летом.

 

Алексей Госс:

«На фортах живу в свое удовольствие»

Один из ведущих экскурсоводов турфирмы «Серебряное кольцо», по образованию - инженер, по профессии - веб-мастер, более известный пользователям Интернета как автор и создатель самого популярного у краеведов, туристов и просто любителей качественных ландшафтных фотографий сайта «Северные крепости»: www.nortfort.ru - Алексей Госс специально для «КВ» ответил на несколько вопросов.
- Когда Вы впервые побывали на фортах?
- В конце 90-х на форту «Красная Горка». Я там отщелкал три пленки, и сразу же возникла необходимость атрибуции снимков. Это повлекло за собой необходимость в новых знаниях, новом круге общения и прочие последствия. Затем были Шлиссельбург, Кексгольм, Старая Ладога, Линия Маннергейма и другое. Росла гора отснятых негативов, накопленный материал вопиял. Нужно было что-то делать. И я сделал. Это был вебсайт под названием «Северные Крепости». В качестве саморекламы разослал в несколько краеведческих форумов объявления с просьбой «не стрелять», поскольку фотограф снимает, как умеет. Стрелять не стали, хотя изрядно попинали за тексты. Оказывается, название Свеаборг происходит вовсе не от слова «свая», сквозняк бывает от незакрытых форточек, а вход в фортификационные сооружения именуется «сквозник»… Мне вежливо посоветовали больше работать над собой в смысле знания истории родного края и… побриться.
- Чем крепости привлекли Ваше внимание?
- Фортификация - один из долго сохраняющихся следов жизнедеятельности человека, поскольку строится, как правило, куда лучше, чем, например, жилье. Фортификационные сооружения (как и кладбища) - наиболее характерные следы усилий человека как вида. Мои симпатии всегда на стороне защитников (осаждённых), а не нападающих. Я также смею полагать, что оборона - лучший способ обороны нежели нападение.
- Вы чаще бываете на фортах зимой или летом? Какова разница в восприятии?
- Зимой чаще. Зимой проще добраться, можно двигаться в одиночку, находится на объекте столько, сколько нужно или сколько возможно. Летом приходится соизмерять время с лодкой/катером и другими членами группы. Зимой менее видны детали, зато более выразительны общие виды. Зимой там суровее.
- Можете назвать наиболее близкий по духу форт?
- Не могу. Наиболее впечатляющий, конечно, - «Чумный». Это самое величественное фортификационное сооружение, из всех, что я видел. Его внешняя могучесть и неприступность, в сочетании с внутренней разрухой и запустением, как нельзя лучше передает ощущение от нашей Родины. Построенный на невозможном месте непосильным трудом и лишениями, вопреки суровой природе, на страх врагам - стоит грозный, пустой, заброшенный и никому не нужный…
- Хотели бы Вы пожить на форте какое-то время? И сколько времени смогли бы выдержать на острове посреди залива?
- Пожить хотел бы на «Обручеве», например. На самом деле, «выдержать» неделю или месяц не проблема, было бы занятие или работа на форту. К тому же полной изоляции там все равно нет, всё время кто-то «шляется» на яхтах и лодках.
- Кто, на Ваш взгляд, чаще посещает форты?
- Судя по мусору, надписям, разрушениям - бандиты и вандалы. Ублюдки, одним словом.
- А какая публика ездит с Вами на экскурсии?
- Очень разный народ - по возрасту, образованию и по профессиям, но это не краеведы - те любят сами и без гидов-болтунов.
- Как Вы чувствуете себя в роли экскурсовода?
- Экскурсоводом чувствую себя спокойно. У меня ведь довольно большой опыт общения с людьми по этой теме - в частности - переписка по сайту.
- На что в основном Вы обращаете внимание туристов, рассказывая о Кронштадтской крепости и фортах?
- Людей цепляют, как правило, не технические характеристики, размеры, даты и цифры (хотя они также нужны), но какие-то живые бытовые подробности, связанные с конкретными личностями и событиями. А также персональное отношение экскурсовода к показываемому объекту, его истории и людям на нём служившим. Если такое отношение имеется и удаётся его донести до слушателей - всё ОК.
- Расскажите, каким Вы видите будущее фортов.
- Видимо, со временем, но очень нескоро, их приведут в какой-то относительный порядок, что-то музеифицируют, что-то оборудуют под яхт-клубы/рестораны/безнес-центры/бордели/etc. Какая-то часть уйдет в частные руки на вышеперечисленные цели… Естественно - я за реставрацию. Но у нас в стране я настоящей реставрации по отношению к фортификационным объектам не видел. За границей - это Пальманова в Северной Италии.
- Когда Вы на форту без туристов, чем Вы заняты?
- Гуляю, глазею, фиксирую, снимаю, лазаю, исследую, купаюсь... Живу в своё удовольствие.

«Форт «Риф», сразу разъясняю для тех, которые не вполне понимает, - это действительно «запретная зона», как и написано. Административный арест, штраф - много-много мротов (я спрашивал), при попытке бежать часовой открывает огонь на поражение из карабина (прицельная дальность 500 м) и юмора не понимает (я проверял)... Плюс собаки злобные... Так что я предупредил и никаких претензий от безутешных родственников тут потом приниматься не будет.

Алексей Госс

Подготовила Серафима Белевич

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru