В День Российского кино
душа и природа плакала
Международный День кино отмечается 28 декабря и тесно связан с братьями Люмьер, устроившими первый киносеанс в 1895 году. Мы же недавно отметили праздник российского кино. 27 августа в Кронштадте было дождливо и грустно: афиша «Бастиона» приглашала на бесплатный просмотр сразу двух фильмов, один из которых явно не имел отношения к скромному празднику, а второй явился показательным примером отечественной киноиндустрии..., но не киноискусства.
На площадке у бывшего когда-то только кинотеатром «Бастиона», скромно переминаясь с ноги на ногу под зонтами, стояли редкие любители отечественного кинематографа. «У природы нет плохой погоды, каждая погода - благодать…» - звучало в воздухе. Мелодия из кинофильма «Служебный роман» как нельзя более точно подходила к начавшему разворачиваться под дождем действу, в программе которого неподражаемый и глубоко уважаемый ведущий Александр Васильевич Карпов задавал сложные и не очень вопросы, а взрослые и еще совсем юные солисты Дворца культуры пели знаменитые песни прошлых кинолент. Смазанный дождем концерт так и назывался: «Песни, сошедшие с экрана».
Однако, главной «приманкой» для публики в этот день были два бесплатных киносеанса. И было печально от того, что люди, с грустной улыбкой слушавшие романс из фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» и с детской непосредственностью вспоминавшие искрометные картины Леонида Гайдая, сегодня - в день Российского кино - пришли посмотреть американский мультфильм. А подростки, которые в итоге заняли добрую половину зрительного зала, не могли угадать (потому что никогда не слышали) добрые и чистые песенки из мудрых детских кинолент прошлого. Из советского кинонаследия они знают, пожалуй, лишь приключения Буратино да Электроника, транслировавшиеся по телевизору… В 17.00 в «Бастионе» их ждали «Приключения Десперо».
При всем уважении к продукции кинокомпании «Universal Pictures» и лично к мультфильму о благородном мышонке Десперо, который не грызет, а читает книги и служит бледноликой принцессе с глазами, полными озерной воды - этот мультфильм можно было бы посмотреть в любой другой раз. А День российского кино, думается мне, должен был предоставить широкой публике возможность увидеть нечто выдающееся и редкостное.
Ваши дети видели, например, двадцатиминутный мультипликационный фильм «Старик и море», снятый аж в 1999 году Андреем Петровым по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя… и завоевавший оскаровскую статуэтку? И когда они увидят цикл мультфильмов «Гора самоцветов» - крупнейший проект в истории отечественной анимации, созданный по сказкам народов России студией «Пилот» под руководством Александра Татарского и озвученный мэтрами российского киноискусства: Алексеем Баталовым, Львом Дуровым, Ириной Муравьевой, Виктором Сухоруковым, Владиславом Галкиным?...
Из эфирных мечтаний вернусь в зал «Бастиона», где вечером взрослую публику ждал еще один подарок ко Дню кино - комедия «Артефакт». Это дебютный фильм ходившего когда-то при шпаге виконта де Бражелона, а потом, лишившегося белокурых локонов и пересевшего на крутые иномарки Андрея Соколова. Любимец женщин всех возрастов снял очень неоднозначный фильм, выбрав на главные роли Анастасию Заворотнюк (ее можно любить или не любить, но равнодушно смотреть на нее не получается) и Александра Лазарева-младшего, перенявшего если не весь талант своего отца, то хотя бы его обворожительную улыбку. Однако, судя по отзывам, действительными героями фильма «Артефакт» стали персоны, очень далекие от российского кино: порождения эпохи шоу-бизнеса, являющиеся одновременно и ее творцами, и ее заложниками. Речь идет о паре - Ксения Собчак + Гарик Харламов, которая появляется в одном из эпизодов фильма. По закону подлости, его премьера совпала с кинематографическим праздником. И это единственное объяснение, почему в День российского кино, когда мы вспоминаем если уж не «Понизовую вольницу», снятую в 1908 году по мотивам народной песни о Стеньке Разине (первый русский семиминутный фильм), то уж точно киногероев Вячеслава Тихонова и Татьяны Самойловой, Юрия Никулина и Натальи Варлей - почему в этот день наши дорогие горожане приглашаются на просмотр вполне проходной ленты с далеко не лучшим набором актерских работ.
Возможно, многие испытывают разочарование от современного российского кино. Я же испытываю разочарование от политики наших кинопрокатных компаний и организаций, занимающихся кинопоказом.
И все же надеюсь, что картина Павла Лунгина «Царь» (где свою последнюю роль сыграл Олег Янковский) и два фильма Сергея Соловьева с Татьяной Друбич: «2-Асса-2» и «Анна Каренина», представленные на традиционно стартующем в столице 27 августа фестивале «Московская премьера» - дойдут и до кронштадтского зрителя.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
|