Начало и конец «U-250»
О трагедии немецкой подводной лодки U-250 уже писалось в Германии и в России. Хотя и скромно. Но именно с этой лодкой связано раскрытие одного из важных секретов второй мировой войны и обстоятельств переговоров по этому вопросу руководства стран антигитлеровской коалиции.
Цель подводной войны (вновь подтвержденная Германией) - перекрыть морские коммуникации, в том числе и в Финском заливе. А новая секретная торпеда Т-5 должна была намного повысить уровень поражения морских целей, ведь движение ее направлялось на шумы (звуки), издаваемые судами.
Беседа авторо в книги «Немецкая подводная лодка U-250» с бывшим командиром советского сторожевого катера МО-103 Александром Петровичем Коленко, потопившим немецкую подлодку, позволяет уточнить обстоятельства и морского поединка, и катастрофы, в результате которой погиб другой советский катер МО-105. Трагедия унесла жизни 20 советских и 46 немецких моряков.
Новая подлодка U-250, вооруженная новым секретным оружием - торпедами с кодовым названием «крапивник», была построена в Германии в 1943 году. Лодк а имела четыре носовых торпедных аппарата и один кормовой. Резерв - 14 запасных торпед. Надводная скорость - 17 узлов, подводная - 7,5. Введена в строй 12 декабря 1943 года
Летом 1944 года начавшееся наступление советских войск в Карелии, освобождение Выборга и предполагаемая высадка советского десанта в Карелии, а также противодействие Балтийского флота заставило немцев послать в этот район несколько лодок, в том числе и U-250. Первый поход в заданный район лодка под командованием Вернера Карла Шмидта совершила с 25 по 27 июля 1944 года и закончила его благополучно.
Второй и последний выход лодка начала 29 июля 1944 года. Она шла медленно, периодически поднимая перископ в заданном районе - Бьерке-Зунде.
30 июля в этом районе в дозоре находился советский катер МО-105, который сменил сторожевой катер МО-103.
Катера типа МО, часто называемые морскими охотниками за подводными лодками, были наиболее многочисленными на Балтике. Их скорость достигала 25 узлов. Самое главное оружие - глубинные бомбы. Итак, утром МО-105, заняв линию дозора ,неожиданно установил контакт с подлодкой. Это была У-250. Командир Шмидт умело уклонился от атаки катера, и подлодка затаилась на дне. После неудачного поиска катер МО-105 потерял контакт с лодкой. Командир разрешил команде отдыхать.
Тем временем капитан-лейтенант Шмидт в перископ наблюдал за МО-105. Поскольку это был опасный противник, он решил его торпедировать. В 13 часов 42 минуты торпедный катер затонул, а 20 членов экипажа погибли. Два человека были ранены, семеро выброшены за борт. Гибель катера видели с финского берега и с советского поста наблюдения на острове.
В 13 часов 30 минут по тревоге к месту гибели катера МО-105 вышел катер МО-103 под командованием старшего лейтенанта Александра Коленко. Через четыре с лишним десятилетия капитан 2 ранга в отставке Александр Петрович Коленко подробно рассказал о событиях этого дня.
Коленко решил, что подлодка, обнаружив себя торпедной атакой и находясь на мелководье, попытается уйти в море на большую глубину. Поэтому он решил начать поиск лодки с моря переменными галсами. Все боевые средства были готовы к действию, все находились на постах. Гидроакустик катера Певцов тщательно прослушивал район поиска. Командир U-250 принял решение залечь на дно, поскольку лодка не могла уйти в море из-за риска быть обнаруженной.
Тем временем МО-103, галсируя в заданном районе, приближался к лежащей на дне U-250. Нервы Шмидта не выдержали и он, не дождавшись ночи и воспользовавшись удаленным галсом катера А. Коленко, оторвался от грунта и начал уходить в сторону моря. Однако он не учел, что в этом районе курсировали 2 советских катерных тральщика, проводящих траление мин и установку навигационных знаков (вех).
Матрос Николай Бондарь, радист катерного тральщика № 910, увидел за бортом движущуюся тень. Было 19 часов, день был длинным, море спокойным и тихим. На катерных тральщиках были внимательны, ведь на их глазах погиб катер МО-105 и почти весь экипаж.
U-250 обнаружили и сигналом сообщили другим катерам в том числе и МО-103. Бывший командир немецкой лодки вспоминал: «Приближающиеся катерные тральщики я принял за морских охотников. После потопления МО-105 я вышел на середину фарватера и понял, что обнаружен, и началась погоня».
Убедившись в этом, командир попытался побыстрее удалиться в сторону моря. Тем временем МО-103 быстро приближался к U-250. На катере была опытная команда, поэтому она быстро обнаружила лодку и в 19 часов 10 минут А. Коленко дал приказ: «Атаковать с глубиной взрыва бомб - 15 метров». Раздались взрывы, от которых потрясло и лодку, и сам катер. От вмятин, полученных от первого бомбометания, нарушилась герметизация корпуса, появились предательские пузырьки. Но лодка сохранила ход и продолжала уходить в море.
Тем временем МО-103 снова лег на боевой курс и совершил вторую серию бомбометания - из пяти бомб. Взрывы потрясли лодку, и в корпус хлынула вода, был потерян ход. Судно село на мель глубиной 27 метров.
Много лет спустя командир подлодки скажет: «Меня точно обнаружили. Я попытался вывести лодку из узкого и мелкого пролива. После первой серии бомб была повреждена носовая часть. Правда, поломки удалось устранить».
Но новый удар, уничтоживший лодку, произошел после соприкосновения с грунтом на глубине 18 м. Лодка погибала. Во всех отсеках и отдельных помещениях были серьезные повреждения. Полностью вышло из строя машинное отделение, погас свет, в отсеки начала поступать вода. Шла безнадежная борьба за жизнь, не хватало воздуха, из батарей выделялся хлор. Находившиеся в центральном отсеке 6 человек во главе с командиром Вернером Карлом Шмидтом сохраняли самообладание. На всех были одеты спасательные жилеты. Все перешли в рубку. Сжатый воздух врывался с шипением в центральный отсек. Командир лодки вспоминал:
«Надеяться было не на что. С момента попадания бомбы в дизельное отделение до заполнения лодки водой прошло всего несколько секунд». Вместе с командиром приготовились для всплытия штурманы Гюнтер Ригель и Герман Диркс, машинный старшина Хайнц Фензен, старший санитар Хайнц Шюпель, машинный ефрейтор Рудоль Чарнке. Его письмо было опубликовано В «Кроншадтском вестнике» № .
Тем временем у всех, кто находился наверху, над водой нарастало напряжение. Даже 45 лет спустя бывший командир МО-103 Александр Коленко с волнением рассказывал:
«На поверхности вода сильно бурлила от выходившего из лодки воздуха. Показалось, что там продували балластные цистерны и готовились к всплытию. На катере артиллерийское вооружение более слабое, чем на U-250. Поэтому для страховки решил сбросить еще одну бомбу. Она взорвалась у борта. Мощные взрывы потрясли лодку и сорвали люк с рубки. Сжатый воздух устремился вверх и увлек за собой шестерых названных выше немецких подводников во главе с командиром В. К. Шмидтом. Пулеметчик катера, у которого на глазах погиб экипаж М-105, приготовился стрелять по немцам, но его остановил командир А. Коленко. Так закончилась трагическая схватка на море - гибель советского катера М-105 и немецкой подлодки U-250.
Это была большая победа советских моряков с единственным за всю войну случаем пленения немецких подводников. Команда МО-103 была награждена орденами, медалями, денежными премиями. Особая заслуга в этой победе принадлежит командиру МО-103 Александру Петровичу Коленко.
Данная публикация подготовлена по материалам книги «Немецкая подводная лодка U-250». Авторы - российский офицер Борис Каржавин и немецкий ученый Гунтер Фурманн.
(Продолжение следует)
Подготовил к публикации
Михаил КОНОВАЛОВ
|