Здравствуй, Саша!
Елена Вячеславовна Неезжалова, выпускница кронштадтской художественной школы имени М. К. Аникушина и Института технологии и дизайна, сравнительно недавно пришла работать в Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов инструктором прикладного творчества. Пришла, чтобы заниматься тем, чем всегда хотела: вышивать, лепить, изготавливать предметы быта и аксессуары. Другими словами, создавать вокруг себя красоту и учить этому других. Здесь, в Центре, Елена встретилась с удивительными людьми, которые стали ее учениками. Об одном из них - ее сегодняшний рассказ.
|
Корабль
У берегов в гранитном переплете,
Где чайка острокрылая летала,
Стоит корабль, качаясь на волнах,
Стоит и манит он своею красотою…
Вдруг ветер небольшой подул -
Корабль поворотился вправо,
И, словно белое крыло,
Раскрыл свой парус над водою…
Недолго ждал у каменной стены,
Пока прилив начнется…
И есть желанье у него,
Он к нам не раз еще вернется! |
Только звуки и ощущения
Половина шестого утра. Начинается новый день. За окошком резвятся птицы, радуются теплу после затяжной промозглой зимы. Вот громко каркнула ворона с березы у окна. Ей издали ответила «товарка»... Видимо, обсудив планы на завтрак, грузные птицы отправились по своим вороньим делам. Их сменила компания воробьёв. Шумные птички уселись на высоких кустах и перилах балкона. Проверили кормушки, пощебетали и унеслись. Гомон птиц за окном разбудил попугайчиков. Вслед за своими пернатыми сородичами они тоже начали утреннюю суету… Потихоньку начал просыпаться городской пятиэтажный дом. Зашумел кран, хлопнула дверь. Вот по лестнице, перескакивая через ступеньку, заспешил на работу сосед. Потом мамочка повела малыша в детский сад… Занятые делами и заботами люди... Думают ли они о тех, кто живет рядом?
А рядом живет Александр Николаевич Фролов, Саша. Ему 28 лет. Он проснулся с первыми лучами солнца и, не вставая с постели, слушает утренние звуки. Не надо будить маму и папу. У них впереди напряженный день - пусть отдохнут подольше. А Саша? Он, к сожаленью, с некоторых пор ничего не видит. Ни ворон, ни воробьев, ни солнечного света. По звукам за окном он слышит, что день затевается погожий. И сегодня он закончит работу над ладьёй. Большим славянским парусником.
Целый месяц на ощупь, не без помощи, конечно, он собирал из картона остов, прилаживал баки, реи, делал щиты. Теперь надо повесить парус, укрепить весла и гордый «Бравлин» готов к выставке…
Болезнь-злодейка
А ведь ничего не предвещало беды, когда в родильном доме молодой маме Валентине Фроловой показали крепкого малыша. Как и многие другие дети, маленький Саша пошел в детский сад «Теремок». Пел, танцевал и читал стихи на утренниках. И портфель собирал, и готовился в школу вместе с друзьями. Первое сентября, букет, букварь, школьная парта. И вдруг эта мощная невыносимая боль. На уроке помутнело в глазах, хлынули слезы…
Перепуганная учительница вызвала маму. Уж слишком непохоже это было на обычную детскую простуду. Да и врачи детской поликлиники только покачали головами и отправили малыша в институт имени Поленова.
Первый класс для Саши закончился поздней осенью, и начались больничные коридоры. Притаившуюся в голове опухоль, растущую вместе с ребёнком, обнаружить удалось не сразу. Мрачная осень сменилась слякотной зимой, потом за окном медленно закружили снежинки, следом весна засветилась, и зазеленела трава во дворе больницы. В то время не разрешали, чтобы мамы лежали в больнице вместе со своими детьми. Мама после работы мчалась из Кронштадта в Санкт-Петербург, чтобы увидеть малыша, передать сладости, узнать новости. А новости не радовали… Болезнь-злодейка укоренилась глубоко, давит на глазной нерв, нужна операция, и не одна. Выбор невелик - решились. Папа обрил наголо детскую головку. Врач сказал, что волосы потом отрастут, шрамов видно не будет…
Новая жизнь
После операции мир качался, ложка в рот не попадала, и ходить надо было учиться заново, придерживаясь за стены. Зато вскоре можно было поехать домой, где мама, сестренка, папа и любимый пес.
Вследствие наркозов пропало обоняние. Потихоньку привык обходиться без него, лишь иногда, к своему удивлению, чувствовал запах краски или клея.
Но понемногу всё приходило в норму, и очень хотелось в школу к друзьям.
Домой начала приходить учительница. Способный мальчик быстро осваивал новые темы. Вскоре решили, что Саша будет ходить на уроки. И мальчик начал учиться сначала по индивидуальной программе, а затем и вместе со всем с классом. И когда позабылись беды, боль вернулась. Нестерпимая боль.
В больнице Раухфуса Саша уже лежал вместе с мамой. Новая операция. И снова пришлось привыкать есть, ходить и догонять своих сверстников по школе. После операции ослабленная нервная система начала давать сбой, стали случаться приступы с потерей сознания. Мама боялась за каждый его шаг. Но школу Саша заканчивал вместе с ребятами и экзамены сдал на пятерки и четвёрки. Поступать учиться дальше не решился. Вдруг притаившаяся «злодейка» опять даст о себе знать? Несмотря на то, что душа жаждала творчества, пока были лишь прогулки вечерами и тихие семейные радости.
И тут под руку попался папин фотоаппарат. Саша увлёкся фотографией.
«На ощупь собирал из картона остов, прилаживал баки, реи»...
На районном конкурсе «Пою тебя, любимый город мой»
за эту работу Александр Фролов получил диплом
и подарок - настольную лампу, которую принес
в Центр со словами Мы делали ее вместе».
В Центре социальной реабилитации
Новой вехой стало открытие Социально-реабилитационного центра для инвалидов. Позвонили, рассказали, какие есть отделения, мастерские, пригласили на встречу. Саша присутствовал на открытии, а потом почти на всех мероприятиях.
В сапожной мастерской учился, каким клеем даватьвторую жизнь любимой обуви, как прошивать ботинки, мастерил бахилы. Ездил на соревнования по дартсу и теннису. Делал фотографии с выставок и поездок, получал призы и дипломы. Фотографии любимого города висят на стенах коридов и кабинетов центра. Поездка в Зубропитомник, выступления с местным театром «Теремок» и забавные фотографии животных, а еще тетрадка светлых, детских стихов и это ещё не весь Сашин «багаж».
Опять «злодейка»
В Центре Саша начал осваивать компьютер и стали открываться огромные возможности впереди... И опять помутнело в глазах, боли не чувствовалось, но уже знали, что наступает «злодейка». Родители собрали немалые деньги, чтобы безотлагательно сделать операцию в Военно-морской медицинской академии. И снова учился есть, ходить и жить дальше. Пропавшее зрение должно вернуться, но пока темнота…
Болезнь обязана отступить
Когда я пришла на работу в Центр социальной реабилитации инвалидов, встретила Сашу, уверенно идущего по коридору к мастерской, где делают бахилы. Каждый, проходящий мимо него, говорил: «Здравствуй, Саша!». И я даже предположить не могла, что Саша ничего не видит. Он редко просит о помощи, скорее, предлагает свою. Проблемы и чужую боль принимает близко к сердцу, старается не беспокоить других. Всегда с мягким юмором, с оптимизмом. Никогда от Саши не услышишь резкое «нет». Сразу старается подобрать возможные варианты решения и к любому новому делу относится обстоятельно и творчески. Глядя на него, веришь, что болезнь обязана отступить. И тогда белая трость, заблудившаяся в служебных коридорах, ему никогда не понадобится!
Елена НЕЕЗЖАЛОВА
Фото из архива семьи Фроловых и Центра социальной реабилитации инвалидов и детей- инвалидовя
|