Живая вода в уснувшем городе
Девятнадцатого и двадцатого сентября в Матросском клубе прошел музыкальный фестиваль «У воды». И удивительно даже не то, что полсотни именитых и не очень творческих коллективов и авторов-исполнителей, размещенные в музыкальной гостиной и Большом зале клуба, выступали перед публикой совершенно бесплатно. Удивительно то, что фестиваль прошел фактически без публики, для которой и был изначально организован.
Как все начиналось
В конце августа в «КВ» появилось небольшое объявление: организаторы фестиваля «У воды» Элина Геродес и Сергей Жеглов приглашали зрителей и музыкантов в Итальянский дворец. «Кронштадт из-за своего обособленного положения не избалован культурными событиями и творческими гостями, - говорилось в нем. - Зрители ждут вас и ваше творчество».
Приглашение приняли исполнители из Выборга, Петербурга, Москвы, Ставрополя, Петрозаводска, Мурманска и даже с Камчатки. «Достижения музыкантов сами говорят о степени их таланта, - рассказала накануне Элина Геродес. - Это первые места на знаменитом Грушинском фестивале, литературная премия имени Ломоносова, участие в кронштадтских «Струнах фортов» и крупнейшем рок-фесте «Окна открой». Два зала Итальянского дворца дали нам возможность еще больше расширить круг музыкантов, которые, кстати, приезжают делиться своим творчеством совершенно бесплатно. Именно благодаря их отзывчивости мы смогли сделать вход на наш фестиваль свободным для зрителей».
Тех авторов-исполнителей, кто рассчитывал на выступление под гитару в камерной обстановке, должна была приютить музыкальная гостиная. Желающих показать владение электрическими инструментами ждал Большой зал Итальянского дворца. На вопрос корреспондента «КВ» о стилевых рамках мероприятия Элина Геродес ответила: «На данный момент фестиваль получается уникальным: начиная от места проведения и заканчивая тем, что фактически одновременно у нас пройдут два фестиваля - авторской песни и рок-течения. Аналогов подобного мы не знаем».
«Квартирник» в Большом зале
«У нас сегодня удивительный зал, - улыбаясь, обратился к зрителям лидер группы «Переучет». - Но я думаю, это даже хорошо, что вас так мало. Зато можно быть твердо уверенным: здесь присутствуют те, кому наша музыка действительно интересна».
На протяжении всего первого дня было двадцать человек. Организаторы фестиваля, для которых, равно как и для музыкантов, абсолютная пассивность кронштадтцев к необычному мероприятию стала огромным сюрпризом, поначалу несколько растерялись, но постепенно убедились в том, что публика действительно не «случайна». Рокеров встречали тепло, их песни в прямом смысле слова слушали - по-советски, сидя на стульях, не танцуя и не выкрикивая лозунги. Пожалуй, сегодня этой позабытой традиции не хватает современной публике на рок-концертах. Но музыканты, явно озадаченные видом непривычно пустого зала, к середине выступления становились вполне уверенными в себе и даже игривыми. Многие сходились в следующем: «Мы выступили с удовольствием, а что касается количества зрителей - меньше народу, больше кислороду!»
Конечно, это бравада. Но в России рок-н-ролл - не всегда ревущие толпы. И если мы назовем концерт в Большом зале электрическим «квартирником», то будем недалеки от истины. К сожалению, временами происходящее напоминало репетицию, когда возле сцены находятся лишь звукорежиссер да несколько человек из «группы поддержки».
Не все рокеры приняли такие правила игры. Если солисты групп «Неваляшка» и «Переучет» в стиле добрых советских традиций игриво общались со зрителем, то фронтмены «MotoRollers» и «Geraldika», следуя «принципу четвертой стены», активно пользовались героическими жестами в стиле традиций уже российских. В пустом зале это выглядело несколько абсурдно.
В первый день открывали и закрывали марафон кронштадтские группы. Однако и это событие не смогло привлечь в Большой зал любителей тяжелого рока. Место проведения фестиваля оказалось поистине «уникальным»: «наводнить музыкой Кронштадт» оказалось не под силу даже местным музыкантам.
Дебют у кронштадтской воды
Из выступающих в первый день в музыкальной гостиной мелодичная по звучанию и напористая по вокалу команда «FarFors» больше всего заслуживала внимания. К тому же это был настоящий дебют коллектива. Мария Голубева (вокал, тексты), Наталия Иванкова (флейта), Алексей Иванков (гитара) - это трио сложилось в Москве. Специально для «КВ» миниатюрная брюнетка Мария ответила на пару вопросов.
- Что зашифровано в названии вашей команды?
- Изначально это было слово «фарфор». Если ударить фарфоровый чайник палочкой, то раздастся такой тонкий звук. Этот звук для нас как камертон. Поэтому мы назвались «Фарфорс». Как бы во множественном числе.
- По программе ваше выступление должно было состояться на большой сцене. Почему вы выступили в музыкальной гостиной?
- К сожалению, в Кронштадт нам удалось приехать лишь малым составом. Но в будущем мы планируем дополнить наше звучание басом и барабанами. На самом деле, мне легче выступать на большой сцене, когда не так видно эмоции зала, лиц…
- Мария, скажите, у вас есть музыкальное образование?
- Музыкальная школа. Еще я полгода училась на вокальном отделении Консерватории имени Римского-Корсакова. Это мне во многом помогает.
- Сможете определить ваш стиль?
- У нас много намешано. Это и поп-рок, и азиатские мотивы, так как у нас Наталия и Алексей из Бишкека. Но со временем мы, конечно, изобретем свой стиль!
Из того, что спела 19 сентября Мария Голубева, мне больше всего запомнилась песня «Дракон», рисующая любовь как большое дикое животное, которое однажды ложится у твоих ног, будто домашний кот. Но с ним надо быть начеку: приручить дракона навсегда нельзя. Поэтому кончается песня обреченным криком в пустоте: «Воплотись, дракон, в мой прощальный стон, воплотись в мой прощальный поклон. <…> На земле следы рухнувшей звезды. Я прошу вас, дайте живой воды!»
Остается надеяться, что у группы «FarFors», удачно дебютировавшей в Кронштадте, источник вдохновения - живой воды - никогда не иссякнет. Удачного творческого пути!
Московский гость Роман Филиппов
Автор стихов и музыки в стиле бард-рок, лауреат крупных песенных фестивалей, музыкант по образованию и основной профессии, аранжировщик и вокалист, на чьем счету уже два альбома, выступил вместе со своим постоянным гитаристом Сергеем Вячеславовым в музыкальной гостиной и познакомил собравшуюся публику со своими ироничными, лиричными и жесткими песнями. Артистичная манера исполнения, диалог с залом, игривые намеки и виртуозное владение инструментом сделали свое дело. Отведенного времени было мало, хотелось слушать еще и еще, смотреть, как Роман отстукивает узкими черными ботинками ритм по паркету, по-своему вытанцовывая свои песни… После выступления Роман поделился своими впечатлениями от фестиваля:
- Я почувствовал себя в детстве. Мне 33 года. Я помню подмосковные рок-фестивали 1990-х. Сегодня я их вспоминал здесь, и мне было тепло и уютно, как в те времена.
- Вы сразу откликнулись на приглашение?
- Конечно, этот фестиваль - хороший повод приехать пообщаться, послушать друг друга. Ведь когда тебя зовут - это очень хорошо. И я с удовольствием приехал бы сюда еще.
- Что вы хотели бы пожелать организаторам фестиваля?
- Не отчаиваться ни при каких обстоятельствах!
- Какие ассоциации у вас вызывает название «У воды»?
- Горизонт и большая вода! – мгновенно ответил Роман и указал на Итальянский пруд, Купеческую гавань и нависшие над заливом облака.
С. Б.
|
На второй день ситуация изменилась: зал оказался заполненным примерно на четверть. Часть публики составляли матросы. Коллективы принимали с неподдельным интересом. Кстати сказать, и аппаратура в воскресенье была настроена лучше.
На финал двухдневного марафона было запланировано выступление группы «Декабрь». «Фестивали необходимы молодым музыкантам, - перед выступлением сказал лидер группы Михаил Семенов. - Ведь именно там есть возможность познакомиться с коллегами, найти единомышленников, обменяться техническим опытом. Фестиваль способен зарядить молодого артиста энергией на долгое время». Нельзя не отметить, что эта цель была достигнута. Барды появлялись на выступлениях рокеров. Те же, в свою очередь, провели некоторое время в музыкальной гостиной. Словом, никто не остался обделенным вниманием коллег. А что до потенциального зрителя и слушателя - как оказалось, это лишь «сны о чем-то большем».
Как сделать мир добрее?
На первом этаже, под сотрясаемым рок-н-ролльными риффами Большим залом, среди картин в красивых рамах, под гитару, флейту и рояль в музыкальной гостиной выступали авторы-исполнители.
Поначалу могло показаться, что дела с публикой здесь обстоят значительно лучше: гостиная была заполнена, некоторым даже не хватало места. То и дело во время выступлений открывалась неподатливая дверь, зрители приходили и уходили, но в целом их количество оставалось неизменным. Увы, как выяснилось позже, большую часть публики составляли сами музыканты, пришедшие поддержать друзей и знакомых.
А здесь было на что посмотреть. Наравне с именитыми авторами делились творчеством начинающие и малоизвестные коллективы. Здесь читали стихи, пели песни – жесткие, лирические, озорные, рассказывали истории создания этих песен, вспоминали Бродского и Маяковского, импровизировали на рояле… Два дня подряд в музыкальной гостиной выступала и организатор фестиваля Элина Геродес. Несколько лирических песен она исполнила дуэтом с дочерью. Обстановка получилась весьма располагающей, и складывалось впечатление, что музыканты не испытывают обычного волнения перед выходом на публику.
Почетный гость - Сталина Мишталь
Вечером первого дня в гостиной появилась группа «Солнечный блюз», определившая свое творчество словами: «Несмотря на название, мы не играем солнечный блюз…». Четыре песни, исполненные коллективом в стиле фолк-рок, были тепло встречены в гостиной, но пришлись не ко двору в Большой зале, где группа выступила днем. Почетный гость мероприятия - Сталина Мишталь, стоявшая у истоков бардовского движения 60-х, заметно волнуясь, наблюдала за молодыми музыкантами.
«Мне кажется очень уместным название фестиваля, - обратился к публике автор-исполнитель Сергей Погорелый. - Вода имеет генетическую память. Таким образом, мы смело можем говорить о преемственности поколений». Тут же последовал вопрос из зала: «А что вы думаете о тех музыкантах, которые наверху играют рок?». «Я думаю, что нас не нужно разделять, - ответил Сергей. - Если бы звучало побольше той музыки, которая была исполнена сегодня, мир стал бы значительно добрее».
На пустынном берегу
Почему же фестиваль «У воды», призванный «наводнить музыкой Кронштадт» и «произвести музыкальную мелиорацию из источника, который никогда не иссякнет», сам потонул в океане безразличия кронштадтской публики?
Тому есть две причины.
Во-первых, Кронштадт, хотя и является районом Петербурга, практически лишен масштабных культурных событий. Полное отсутствие интереса к подобным мероприятиям, инертность - увы, норма для местных жителей. Грандиозным фестивалем можно удивить искушенного зрителя, который скажет: «Такого еще не было, это достойно внимания!», а зритель неискушенный скорее предпочтет провести вечер дома, чем потратить его непонятно на что.
Во-вторых, не занимавшиеся прежде организацией такого рода мероприятий Элина Геродес и Сергей Жеглов совершенно упустили из виду то обстоятельство, что масштабный фестиваль должен быть масштабно разрекламирован. Другое дело, что вслед за приглашенными музыкантами должна была приехать более или менее внушительная толпа поклонников. Такова традиция. Кронштадтская группа, выступавшая в Большом зале первой, обещала привести добрую половину зала. Этого не произошло. Но, видимо, инертны не только кронштадтцы.
«Самым важным побудительным мотивом для регулярного проведения фестиваля «У воды» в Кронштадте будет являться желание жителей города слушать музыку и принимать фестиваль», - перед открытием сказала Элина Геродес.
Первый блин получился в строгом соответствии с пословицей. Но останется ли желание сделать второй?..
Павел БЕЛЕВИЧ
|