|
Социальному дому - 10 лет
|
Дом надежды, тепла и любви
Комплексный центр социального обслуживания населения Кронштадта открыли ровно 10 лет назад, на исходе 90-годов прошлого века.
Оксана Владимировна Чурсина, Вера Валентиновна Красикова,
Людмила Александровна Грибкова, Галимжан Рахимович Янгалычев рассматривают фотографии «золотых» и «бриллиантовых» юбиляров
Что это были за годы? Привычная система ценностей рухнула вместе со сбереженными на старость рублями. Некоторым опять пришлось голодать. В Кронштадте, как и в стране в целом, смертность превышала рождаемость в три, а то и в четыре раза. В начале 1998-го несколько месяцев не выходил даже «КВ». Газета вернулась к читателям в июле 1998-го, а спустя год ко Дню пожилого человека на главной улице Кронштадта открыли Центр социального обслуживания. Это было одно из первых в Петербурге учреждений подобного типа, учредителем которого стал Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга. Сегодня в Центре 13 отделений и 163 сотрудника. Из КСЦОНА (сокращенное название учреждения) в самостоятельные организации выделились Центр социальной помощи семьям и детям и Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. Но даже после раздела сфер влияния КСЦОН постоянно обслуживает на дому 420 человек, а 700-900 человек приходят сюда еженедельно. За год комплексный центр принимает 7-8 тысяч человек. Появились традиции, а также свои собственные танцевальный ансамбль и хор. Центр стал базой для повышения квалификации соцработников, приезжающих для усовершенствования в Петербург из всех уголков страны. А с чего все начиналось, корреспондент «КВ» расспросила директора Центра Людмилу Александровну Грибкову.
Из личного дела
Людмила Александровна Грибкова - выпускница 425-й школы имени академика П. Л. Капицы и исторического факультета ЛГУ имени Жданова. Родословная ее семьи в Кронштадте начинается с 1905 года. Первое место работы - воспитатель детского сада, затем была заведующей детскими садами № 16, № 13, № 5. С 1995 года работала в отделе образования инспектором по охране прав детства. 25 января 1999 года назначена директором КСЦОН.
|
Иду в Центр накануне празднования его 10-го дня рождения. В актовом зале слышна музыка. Заглядываю. Здесь Вера Валентиновна Красикова, заведующая социально-досуговым отделением проводит «свою зарядочку». Группа кронштадтцев старшего возраста, среди которых только один мужчина, с удовольствием «машет пушистыми хвостиками». Все улыбаются, немедленно начинаю улыбаться и я. С таким умилением обычно смотрят на детей. Но, оказывается, на дедушек и бабушек - тоже, если они довольны, если им хорошо.
Поднимаюсь на второй этаж в кабинет директора. Какие странные ступени: то высокие, то низкие. На стене надпись с предупреждением: «Осторожно, крутые ступеньки!». С директором Центра Людмилой Александровной Грибковой мы договорились вместе пройти ее обычным утренним маршрутом - по отделениям, чтобы посмотреть, всё ли в порядке.
Сразу спрашиваю про ступеньки - начинается обход и интервью.
- Ступеньки - это строительный брак. Ведь 10 лет назад мы не слыхали про «евроремонт» при сдаче социального объекта. Меня назначили директором 25 января 1999 года. Задача была завершить стройку и открыть Комплексный центр социального обслуживания населения. Сначала я была одна, потом у меня появились помощники: заместитель Светлана Валентиновна Лосева и Тамара Ивановна Ракович, заведующая социальной столовой. Мы изучали методические рекомендации Комитета по труду и соцзащите. Теперь он называется Комитет по социальной политике. Ездили в Комитет и в Центры, хотя в то время их было мало. А такого, каким планировался наш, не было ни одного. Приходилось придумывать, что должно быть, и искать общий язык со строителями. Надо сказать, что они не очень хорошо нас понимали. В итоге вместо четырех этажей получилось три, высоченные потолки и крутые ступеньки, в некоторых местах еще и неровные. Казарма с голыми стенами, побеленными мелом. Что делать? Мы втроем вычистили второй этаж и закупили мебель.
- А другие сотрудники?
- Штат стали формировать только, когда дело подошло к открытию. Хотели открываться летом, но получилось только 1 октября 1999 года. В тот момент сюда перевели те пять отделений, которые были при отделе соцзащиты ТУ Кронштадта: три отделения обслуживания на дому, социально-медицинское отделение обслуживания на дому и срочной социальной помощи. Первым отделением, которое мы создавали сами, - дневного пребывания. Пойдемте посмотрим, чем там занимаются.
На отделении дневного пребывания - время гимнастики. Все только что позавтракали, и зарядку делали сидя - под руководством доктора Светланы Леонидовны Гутниковой. Что будет после зарядки, я уже знала (года два назад провела здесь полдня) - фиточай и ручной труд.
- Ручной труд есть практически на каждом отделении. Наши клиенты очень любят создавать своими руками картины, поделки, панно, мягкие игрушки, миниатюрные фигурки. Весь Центр, включая кабинет директора, украшен их работами, - говорит Людмила Александровна.
На отделении временного проживания есть проблема. Один клиент нуждается в постоянной медицинской помощи.
- Человеку придется вернуться домой, - объясняет директор, - оказывать медицинские услуги, делать уколы, мы не имеем права. Это отделение, кстати, создавалось в 2001-м и было первым в Петербурге. Кронштадтцы его очень любят. Иногда сюда приходят по необходимости, а потом возвращаются, как в пансионат. Людям здесь интересно. Они находят подруг и даже спутников жизни. Уже четыре супружеские пары.
На отделение социальной реабилитации идем через двор и поднимаемся на третий этаж. Людмила Александровна опять спрашивает сотрудников, всё ли в порядке. Всё в порядке. В одном кабинете идет пальчиковая гимнастика. В другом - занятие по толерантности. В третьем - психологическая релаксация. В четвертом - занятия на тренажерах… Повсюду уютная домашняя обстановка и доброжелательные люди.
- Каждое утро, в 10.00, Вы проходите по отделениям?
- А как же? И всякий раз думаю: неужели здесь ничего не было? Неужели мы все это сделали? В течение 10 лет мы вкладывали сюда много своих душевных сил. Помогала администрация, отдел соцзащиты, Комитет. С годами друзей стало больше. Создан Попечительский совет, в котором большую роль играет Водоканал, в частности, Тамара Александровна Ермилова. Очень много помогают Муниципальный совет и неформальное объединение кронштадтской молодежи. Без друзей мы бы не смогли.
За 10 лет мы практически открыли всё, что можно и положено в Центре. Хотелось бы открыть еще пару отделений. Консультативное и сиделок. Но кризис. Хотя такое отделение очень нужно. Это своеобразный «рецепшен». Человек переступает порог Центра, и получает всю необходимую информацию о предоставляемых услугах. И ведь незатратно. Надо ввести в штатное расписание всего три единицы, но увы…
В целом, накануне юбилея я испытываю огромное удовольствие от сознания того, что у нас получилось то, о чем мы мечтали. Потому что мы поднимаем людей, которые лежали в результате инсульта, инфаркта, перелома шейки бедра… После медицинской реабилитации они приходят к нам в тяжелейших психологических состояниях. А через месяц их не узнать. Снова хотят жить. «Я думала, что я развалина и никому не нужна. Но, оказывается, я живая, нужна, и могу еще многое сделать».
Очень популярно у нас социально-досуговое отделение. Именно здесь родился наш хор «Незабудка» (руководитель Римма Бирюкова) и танцевальный ансамбль «Котлинка» (руководитель Светлана Егорова). «Незабудка» объездила весь Петербург. Их приглашают везде. А ансамбль «Котлинка» привез диплом с выставки «Ленэкспо», покорив всех своей кадрилью.
- Ваши фирменные творческие коллективы, а самый любимый праздник?
- «Мадам «Очарование», конечно. В этом году шестой по счету конкурс мы провели совместно с Курортным районом. И в следующий раз решили выходить на межрайонный уровень. Идем по ступенькам.
Праздников у нас много. Отмечаем и общероссийские и петербургские. Много спортивных соревнований. «Веселые старты» - раз в месяц обязательно. Даже зимой. На прошлой неделе в «Веселых стартах» вот здесь, во дворе, участвовали 78 человек!
Мы снова во дворе. Двор, честно говоря, выглядит не очень красиво, на ветру даже неуютно. Директор ловит мой взгляд:
- Весной Водоканал хотел благоустроить дворовую территорию, но одна бабушка, жительница Социального дома, не поверила в благие намерения, и все оставили, как есть.
- Часто ли люди не понимают друг друга?
- К сожалению, случается. И это огорчает меня больше всего на свете. Чтобы разные поколения лучше понимали друг друга, на социально-досуговом отделении и временного проживания мы стали проводить праздники с бабушками и внуками. Приходят ребята из 676-й, 424-й, 425-й, из детского дома, музыкальной школы, 14-го детского сада. Проводим совместные концерты и соревнования.
Урок толерантности. Национальная одежда и предметы быта Киргизии
Заходим в организационно-методический кабинет. По словам директора, здесь рождаются идеи и всё самое интересное.
- Скоро еще один наш любимый праздник - 28 сентября в третий раз состоится чествование «золотых» и «бриллиантовых» юбиляров семейной жизни. Будет 11 пар. Две бриллиантовые и девять золотых. Ирина Александровна Бажанова, заведующая отделением срочной социальной помощи, уже встретилась с большинством из них. Вот посмотрите, какие красивые люди!
Специалисты кабинета с удовольствием рассматривают фотографии. К ним присоединилась и Вера Валентиновна Красикова, закончившая «зарядочку».
- Сегодня день рождения у одной клиентки социально-досугового отделения, все пошли ее поздравлять, но вас просили не беспокоить. А то подумают, что специально прессу пригласили, ведь имя этого человека известно всему городу, - сообщили мне по секрету.
Я сразу поняла, о ком идет речь, потому что, конечно же, узнала женщину, с которой не раз общалась по работе. В Комплексном центре социального обслуживания все равны. Вот такой островок справедливости в отдельно взятом районе.
Мы вновь идем в кабинет директора. По дороге я слышу знакомый голос. Именинница! Люди меняются, а голоса остаются молодыми. И жизнь не заканчивается, когда ты переходишь в третий возраст, и уже не можешь делать того, что делал в 20, 30, 40 и так далее. Но есть другие радости и удовольствия. Какие? Об этом в Центре социального обслуживания можно говорить бесконечно. Для того он и создан. Чтобы старшее поколение находило здесь применение своим силам и талантам, а те, кто на время утратил чувство жизни, вновь нашел его здесь.
Надежда БОГОМОЛОВА
Фото автора
Любимый дом
В Кронштадте известен особенный дом,
Он вовсе не монументальный;
Как званые гости, сюда мы идем –
Ведь это наш Дом социальный.
Не грустить, не стареть,
Славить жизнь и зимою, и летом,
Улыбаться и петь
Вновь захочет любой в доме этом.
Дом надежды, тепла и любви,
Всем кронштадтцам на радость – Живи!
Утешит в беде и накормит он нас
В столовой своей знаменитой,
От слёз одиночества многих он спас,
Пристанищем стал и защитой.
Не грустить, не стареть,
Славить жизнь и зимою, и летом,
Улыбаться и петь
Вновь захочет любой в доме этом.
Дом надежды, тепла и любви,
Всем кронштадтцам на радость – Живи!
Аминова Мария Гансовна
|
Государство в государстве?
Десять лет назад заселили и Социальный дом. Жилье здесь получили пожилые одинокие кронштадтцы. Некоторые улучшили свои жилищные условия, а некоторые отдали государству свои квартиры. В 1999 году наш дом также был одним из первых домов социального назначения в Санкт-Петербурге. И в этом же году правительство Санкт-Петербурга в целях комплексной социальной поддержки одиноких граждан пожилого возраста, а также защиты их жилья от криминальных посягательств принимает программу «Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2000-2009 годы».
Подробнее эти цели были расписаны так: повышение качества жизни одиноких граждан пожилого возраста (обеспечение постоянного медицинского, бытового обслуживания, оказание психологической и юридической помощи, удовлетворение культурных запросов); создание условий для развития и реализации одинокими гражданами пожилого возраста потенциальных возможностей и способностей с учетом индивидуальных особенностей каждой личности.
Дом социального назначения в программе рассматривается как альтернатива проживанию нетрудоспособных граждан в домах престарелых. Согласно программе, одинокие граждане пожилого возраста, проживающие в отдельных квартирах и изъявившие желание на проживание в специальном жилом доме, должны получать медико-социальный уход.
Соответствует ли наш Социальный дом правительственной программе? На этот вопрос отвечает директор Комплексного центра социального обслуживания населения Кронштадтского района Людмила Александровна Грибкова:
- К сожалению, нет. И это боль всего района. Дом социального назначения - это государство в государстве. Должны быть директор, диспетчерская служба, медицинское обслуживание и питание. У нас этого нет. Одинокие пожилые люди просто получили муниципальные квартиры в удобном месте по соседству с КСЦОН, который помогает им, чем может. Эту квартиру у них никто не отберет. Ее нельзя продать, обменять или кого-то там прописать. Жители Социального дома всегда могут обратиться к нам за помощью. Кто хочет, питается в социальной столовой за небольшую плату. Хотя все согласны, что это не то, что нужно. Но пока ничего не можем сделать. Построили быстро, а теперь надо переделывать, что, как известно, сложнее, чем строить. Конечно, Социальный дом должен стать таким, каким он был задуман.
Надежда БОГОМОЛОВА
|