Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№53 от 25 сентября 2009 года

Вернуться к главному  
 

«Помни войну»

Секретная торпеда

Перипетии разгадки

(Продолжение.
Начало в «КВ» № 45 от 14 августа
и в № 50 от 11 сентября)

Доставленных на берег пленных подводников, мокрых и дрожащих от холода, стали допрашивать офицеры разведотдела штаба Балтфлота. Командира лодки лично допрашивал начальник отделения, заместитель начальника разведотдела капитан 2 ранга Дмитрий Иванович Войналович.

Позднее он вспоминал в своих записках:
«Передо мной стоит командир подлодки. По кителю стекает грязная вода, образуя увеличивающуюся лужу. Лицо Шмидта покрыто слоем коричневой солярки и грязи. Зубы непроизвольно отбивают дрожь. Волосы слиплись. Он устал и не здоров. Да, это большая трагедия для военного моряка - попасть в плен. Все спасшиеся члены экипажа стояли рядом. Всем хотелось обсохнуть, прежде чем отвечать на вопросы. Но мы все-таки решили получить некоторые сведения по горячим следам...».
Офицера Войналовича больше всего интересовали документы, шифры, карты, журналы. Получить такие документы - мечта всех разведчиков. Но было ясно, что об этом не расскажет ни командир, ни члены экипажа.
Поэтому созрело решение достать эти документы прямо из лодки. Поэтому дано было распоряжение о создании подразделения разведчиков-водолазов под руководством капитана 3 ранга Прохватилова. Ночью они вывели водолазный бот и в темное время суток, чтобы их не обнаружили, отправились к месту затопления подлодки. Усилия увенчались успехом. В центральном посту они обнаружили личные бумаги Шмидта, пенал с картами, планшет командира, его фотографии в форме летчика. Оказывается он начал службу на флоте, а потом пришел в авиацию. Управляя бомбардировщиком, участвовал в налетах на британские морские суда, на Белград, Александрию. Совершил несколько налетов на Москву. Награжден железными крестами первой и второй степени, а также золотым знаком за регулярные боевые вылеты. Однако он снова возвращается на флот, на этот раз - подводный. Рассказывая о флоте, он положительно отозвался о немецком адмирале Денице как наиболее значительной фигуре в среде немецкого командования. Шмидт в порыве откровения перед благожелательно относившемся к нему офицером сообщил, что на лодке, кроме обычных торпед, есть совершенно секретная торпеда Т-5, но об устройстве ее умолчал. Позднее в своих записках Войналович указал, что срочно поделился полученными знаниями с другими разведчиками. Да и сам Шмидт не знал истину, он лишь подтвердил, что торпеды устанавливали в аппараты специальные команды, и что в случае опасности было приказано торпеды уничтожить, чтобы не попали в руки противников.
Следует заметить, что еще до признания Шмидта о секретных торпедах командование Балтийского флота заинтересовалось особой активностью немецких катеров в районе гибели лодки, попытками установить в этом районе минные заграждения. Не могла быть не замечена активность финской береговой артиллерии при появлении в этом районе советских катеров и других судов. Кроме того, была принята попытка самим уничтожить лежавшую на дне лодку глубинными бомбами.
Напрашивается вывод, что действительно на лодке есть какие-то секреты. Поэтому водолазам дан приказ советского командования срочно поднять лодку и отбуксировать в док Кронштадта. Эту задачу в условиях ночи и густого тумана выполнили водолазы под руководством лейтенанта Александра Разуваева. На грунте под лодкой было прорыто 2 канала и установлены два понтона. Но возникший затем шторм помешал завершить операцию, и понтоны унесло в море. При второй попытке использовано уже 4 понтона, и лодку удалось не только поднять, но и скрытно отбуксировать в Кронштадт и установить в док Морского завода.


Обследование поврежденной подводной лодки U-250
в Петровском доке. 1944 год

Таким образом 15 сентября 1944 года лодка оказалась в Кронштадте, в Петровском доке. Когда Шмидту сказали об этом, он не поверил. Но убедившись в этом собственными глазами, сказал, что на лодке имеются устройства для ее взрыва. Он подтвердил, что торпеды Т-5 имеют ловушки, взрывающиеся при попытке их разоружить. С особой осторожностью из дока откачали воду и проникли внутрь лодки. Шмидт и другие пленные не обманули. Действительно было обнаружено более 20 взрывных устройств. Однако, к счастью, они повредились от глубинных бомб и не сработали.
Д. И. Войналович описывает первый осмотр так:
«И вот Шмидт собственными руками отдраивает люки и горловины, открывает торпедные аппараты. Мы переходим из отсека в отсек. В каждом лежат трупы членов экипажа, погибших в страшных муках. Между ними извиваются угри.
Длинные пальцы Шмидта задрожали, когда он остановился у шифровальной машинки «Энигма», из сейфа извлек секретный код. Потом он листал мокрую бумагу с оттисками типографических знаков. Текст несколько размыло...».

От зловония трупов в отсеках мутило, кружилась голова. Шмидт попросился оставить лодку, и мы вышли в Петровский парк. Перед уходом Шмидт увидел в центральном посту свою фуражку. Ему разрешили ее забрать. Бывший командир уточняет: «Я до сих пор склоняюсь к мнению, что меня привели на подлодку в основном для того, чтобы застраховать советских чинов от неизвестных взрывных устройств на лодке». Из немецкой субмарины извлекли 46 трупов. На следующий день их захоронили на участке одного из кладбищ. Точное место захоронения до сих пор неизвестно.
К тому времени специалисты ознакомились с торпедами, их состоянием и документацией. Согласно источникам, командир команды У-250 заявил: «На лодке имеются три акустических торпеды, являющие особо секретными. Устройство их я не знаю. И мне, и всей команде запрещено было вынимать их из аппаратов. Эти торпеды устанавливали спецкоманды». Не было никаких документов по устройству торпед. Они от разоружения защищены специальными взрывустройствами.
Выстрел торпедой производится без особой наводки, так как она сама находит цель. После выстрела лодка должна уйти на глубину и лечь на обратный курс, чтобы самой не стать мишенью.
На Т-5 красным цветом написано: «Внимание», «Не трогать», «Не вскрывать». Вес взрывчатого вещества - 240-250 кг. Всего на лодке обнаружено 8 торпед.
24 октября 1944 года началось извлечение торпед с У-250. Их перевезли на склад, а 31 октября 1944 года разоружили первую из них, а затем специалисты раскрыли их секрет. Это оружие было большим достижением немецких специалистов-конструкторов того времени.
В то же время раскрытие секрета торпед Т-5, подъем У-250 в зоне боевых действий, и доставка ее в Кронштадт - огромное достижение советских моряков. В разоружении торпед участвовали офицеры: О. Б. Брон, С.Т. Баршипольц, В. М. Саульский, В. М. Шахнович.
Командующий Балтфлотом тогда так оценил этот подвиг: «Лодку потопили - хорошо, подняли со дна - отлично, новые торпеды в наших руках - превосходно». Но...
Продолжение следует.

Подготовил к публикации Михаил КОНОВАЛОВ
по материалам книги «Немецкая подводная лодка У-250»

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru