Кронштадт вызывает горечь
Направляю Вам фотографии, сделанные 28 августа сего года. На снимках - место проведения дорожных работ и уничтоженная чугунная мостовая (под слоем вскрытого асфальта виден слой чугунных шашек), отдельные чугунные шашки валяются на дне котлована.
Я люблю выезжать в Кронштадт. Полчаса на машине - и ритм бешеного мегаполиса сменяется спокойствием маленького курортного городка. Кронштадту пока удаётся сохранять уникальные, только ему присущие черты - атмосферу уюта, спокойствия, размеренности во всём, так характерные для военных городков, и в то же время замечательную архитектурную среду, гармонично сочетающую богатство классических стилей и лаконизм фортификационных и инженерных сооружений.
Слова «гордость за Россию», «могущество России», «Великая Россия» здесь наполняются конкретным смыслом и содержанием.
Поэтому особенно обидно видеть следы варварского отношения к историческому наследию в таком месте как Кронштадт.
Уникальная чугунная мостовая. Я помню, как учась в школе, а это было около 40 лет назад, я ездил в Кронштадт на экскурсию, и экскурсовод нам рассказывала об этой уникальной мостовой, аналогов которой больше нет нигде в мире. Если мне не изменяет память, в то время на этом самом месте чугунная мостовая была ещё не залита асфальтом. В любом случае, была залита или нет, непонятно - какому местному начальнику пришло в голову это сделать. Непонятно, как это могли разрешить городские власти и Комитет по охране памятников (КГИОП). Ну, а с ремонтников дорог, которые «добили» гордость России, спрос какой - велели копать, будем копать. Результат налицо. К сожалению, таких примеров в Кронштадте много.
Гибнет красивое здание Крестовоздвиженской общины сестер милосердия (Пролетарская улица, 30), памятник архитектуры. Здание продали на торгах и собираются перестроить в бизнес-отель. Чем это обернётся для памятника - далеко ездить не надо, достаточно посмотреть, чем такое «приспособление» закончилось для Дома Чичерина (Невский проспект, 15, бывший кинотеатр «Баррикада») или для Особняка А. Шереметева (Шпалерная, 18, бывший Дом писателей).
«Сердце обливается кровью», когда гуляешь по кронштадтскому Летнему саду и, особенно, когда видишь его фантастическую решётку, точнее то, что от неё осталось. А Петровский док и его уникальная механика? Вызывает беспокойство и варварство другого рода. В историческом центре Кронштадта стала появляться диссонирующая реклама и вывески. Пока таких примеров немного, но опыт Петербурга показывает: достаточно сделать только первый шаг, «нарушить табу», а дальше, как в песне - «эх, раз, ещё раз, ещё много, много раз». Центр Петербурга эту чашу испил в полной мере. Старый город, каким он был ещё лет 7-8 назад, утрачен безвозвратно. Нельзя допустить повторения этого в Кронштадте.
В общем, Кронштадт, как и вся Россия, приводит в восторг своей историей и вызывает горечь отношением к этой истории современников.
Александр Борисович МАКАРОВ
|