Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№59 от 6 ноября 2009 года

Вернуться к главному  
 

Памятные даты

«Стройке века» - 30 лет

Двадцать девятого октября 1979 года, в День рождения комсомола, началось строительство Комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений. Спустя 30 лет «КВ» встретился с командиром первого строительного отряда комсомольцев под названием «Щит» Николаем ГЛИБИНЫМ, который рассказал нам о том, какими ему запомнились те дни, когда Кронштадт переставал быть островом.


Гидростроители на перекуре

Когда в августе 79-го вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений», 26-летний Николай Рафаилович, тогда - электросварщик Балтийского завода - вызвался добровольцем на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Его выбрали командиром первого отряда комсомольцев, состоявшего из 29 человек, в который по комсомольским путёвкам вошли и трое кронштадтцев.
Приезжие гидростроители жили поначалу в общежитии на улице Восстания, потом - на Карла Маркса, а позже их обеспечили квартирами. Кронштадт стал для них вторым домом.
- Работали мы с азартом, глаза горели. Да и вокруг такая шумиха была. Нас с парома на Зимней пристани встречали как героев. И перед нашими глазами стоял опыт предыдущих комсомольских стройотрядов - с БАМа, КАМАЗа и других объектов - нам хотелось, чтобы о нас так же говорили, как и о предшествовавших нам комсомольцах: ««Золотой фонд» первостроителей страны», - рассказывает Николай Глибин. Он, кстати, до сих пор работает на дамбе. Точнее - в «ПетроСГЭМе», организации, которая специализируется на сооружении гидроэлектростанций по всему миру, и параллельно кое-что готовит для водопропускных сооружений, установленных на дамбе.

Из летописи первого этапа строительства КЗС

В 1980-м состоялась закладка первого камня в основание защитных сооружений. В 81-м сдан в эксплуатацию бетонный узел СБ-70, построены цех для ремонта строительных машин, производственный корпус и другое. К концу 82-го технологическая дорога достигла 500 метров, в ноябре 83-го замкнулась перемычка на водопропускном сооружении В-3. В декабре 84-го в районе фарватерного моста заложен «Золотой кубометр» земли, замкнувший полотно технологической дороги. Котлин и материк соединились сухопутной связью.

Началось строительство КЗС с вырубки леса за городом, с организации стройплощадки СМУ-11, с прокладки кабеля от швейной фабрики, где была подстанция «Маяк» Морского завода. А потом всё закрутилось в бешеном темпе.
«Очень часто в то время произносилось на нашей стройке слово «первый», - писал 6 февраля 1982 года рабкор «Рабочего Кронштадта» Александр Конаныхин. - Первые тонны намытого песка. Первая награда СМУ-11 - переходящий вымпел и диплом за победу в социалистическом соревновании 1-го квартала 1980 года. Первый спортивный кубок. По итогам соцсоревнования 2-го квартала среди родственных организаций Кронштадта СМУ-11 было впервые вручено переходящее Красное Знамя, которое наш коллектив удерживает до сих пор».


База механизации. Нулевой цикл работ

Строительство велось активными темпами, по-стахановски, с перевыполнением плана на 150 процентов. И насыщенными были не только будни гидростроителей, но и выходные.
- Спартакиады, турпоходы, совместные праздники. Мы все были одной большой и дружной семьёй. И сейчас созваниваемся и встречаемся, - говорит Николай Рафаилович. - Нас часто приглашали в Ленинградский обком партии на различные мероприятия, первым секретарём обкома тогда была Валентина Ивановна Матвиенко - мы и с ней часто пересекались. И с Виктором Лобко, бывшим первым секретарём кронштадтского райкома партии. И со многими другими, кто ныне достиг больших высот. А первую свадьбу среди гидростроителей мы сыграли весной 80-го года. За ней последовали и другие.
Между прочим, Николай Глибин сам познакомился со своей будущей супругой Ольгой, в девичестве - Галкиной, на строительстве КЗС.
Много воды с тех пор утекло. А «стройка века», как окрестили строительство дамбы почти сразу после выхода постановления о её возведении, растянулась более чем на 30 лет и теперь с полным правом может называться «стройкой двух веков».


Секретарь партийной организации Ю. Б. Сазонов вручает
переходящий вымпел бригаде Николая Глибина

- Дамбу должны были достроить в 90-м году, - говорит Глибин. - Но где-то в 87-м прекратилось её нормальное финансирование, и всё это масштабное строительство начало потихоньку сворачиваться. На заре нового тысячелетия всё возобновилось, и мы видим, какие успехи уже достигнуты - дамба из технологической извилистой дороги превратилась в автомагистраль, отвечает всем современным требованиям, туннель до Бронки скоро введут в эксплуатацию. Правда, сказать, когда точно завершится строительство и когда эксплуатационники КЗС вытащат из фундамента стелы, установленной возле аэродрома, капсулу с посланием от молодых строителей, которую мы заложили в конце октября 80-го, - невозможно.
Но всё-таки конец этой глобальной стройке близок. И дамба, выстоявшая под натиском двух волн - «зелёной», когда в конце 80-х экологи приостановили строительство, считая, что КЗС вредит экологии Финского залива, но свои обвинения сняли, получив заключение международной экологической экспертизы о том, что значительного урона природе дамба не наносит, и волны перестройки - вскоре начнёт функционировать в полную силу.

Елизавета САДКОВА
Фото из архива Николая ГЛИБИНА

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru