Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№62 от 27 ноября 2009 года

Вернуться к главному  
 

Поздравляем с юбилеем!

И скромный, и рафинированный, и юбиляр!

Один из ведущих актеров Театра Балтийского флота, режиссер почти всех его детских спектаклей, мастер колоритного эпизода, активно снимающийся на «Ленфильме», 24 ноября отметил 55-летний юбилей. Накануне этой даты корреспондент «КВ» заглянула в гримерку артиста, чтобы побеседовать о театре, кино и жизни Федора Васильевича Копосова в искусстве.


Вся жизнь - военному театру

Он всю жизнь служит в военных театрах: в кронштадтский попал из Владивостока, где сразу после ярославского училища играл в театре Тихоокеанского флота. Наш театр - второй по счету в творческой биографии актера.
- Федор Васильевич, почему, получив актерский диплом, вы выбрали военный театр?
- Хотелось «в деревню, в глушь, в Саратов» - подальше от центра. Туда, где повольготней. В то время военный театр Владивостока жил насыщенной жизнью. Мы играли по 7-10 премьер в сезон - это большая школа для начинающего актера. Особо отличившихся посылали в творческие командировки в Ленинград: там мы смотрели спектакли, общались с коллегами из других театров…
Федор Копосов «заболел» Ленинградом. Этот город, правда, уже успевший стать Петербургом, стал главным для актера критерием при переходе в середине 1990-х в другой военный театр. Так мой собеседник поселился на острове близ Северной столицы.

Актер с детского сада

- Родом я из Великого Устюга. Это родина Деда Мороза, - Федор Васильевич делает театральную паузу, - и моя! Там в драматическом кружке я сыграл первую роль. Буратино. После чего за хорошую учебу и творческие успехи был отправлен в пионерский лагерь «Артек».
- Вы с детства хотели быть актером?
- Да. В детском саду сыграл Петушка и захотел стать артистом. В 4-м классе даже написал в Москву письмо: интересовался, есть ли там театральное училище наподобие балетного, куда берут детей с 8 лет. Тогда не было. А вот сейчас Олег Табаков открывает такую школу - московский театральный колледж при его «Табакерке», где актерскому мастерству будут учиться дети с 14 лет. Правильно Олег Павлович делает.
- То есть вы согласны с мыслью Табакова, что актерскому делу надо начинать учиться если не с ясельного, то непременно со школьного возраста? Что в воспитании актера должно быть триединство: детская драматическая студия - учеба в творческом вузе - спектакли в театре?
- Да, ведь четыре года института - это очень мало для подготовки по-настоящему профессионального актера.

Режиссер детских сказок

В 33 года актер Копосов впервые попробовал себя в роли режиссера… детского спектакля. На сцене кронштадтского театра идут его «Аленький цветочек», «Василиса Прекрасная», «Кот в сапогах». Сейчас Федор Васильевич завершает работу над четвертой сказкой «Все мыши любят сыр».
- Как вы пришли в режиссуру?
- В режиссеры я никогда не рвался. Просто была возможность, и я решил попробовать: смогу ли я существовать в этой роли. Решил поменять себя на какой-то период. Такой вот творческий эксперимент.
- Почему же Вы для этого эксперимента избрали детский репертуар?
- Мне казалось, что режиссеры ставят для детей, как говорится, левой пяткой. Будто дети - это не зритель. Я же считал и всегда буду считать, что дети - главные зрители. Их не обманешь, они прекрасно чувствуют фальшь. Они будут вертеться, разговаривать, если режиссер поленился сделать для них спектакль. Дети открывают мир через удивление. Если актеры и режиссер не удивляют, тогда начинается шум, гам, возня. Когда такое случается, нужно идти и вместе с актерами искать причины, исправлять ошибки.
- Слава Богу, пока в Театре Балтийского флота на детских спектаклях тишина. Как Вам удается держать публику?
- Я не ставлю для дебилов. Для ребенка надо ставить, как для взрослого и умного человека. Ни в коем случае не заигрывать и не сюсюкаться!
- Скажите, а в своих спектаклях почему Вы не играете?
- Потому что не понимаю, как можно ставить и играть в своем же спектакле. Олег Ефремов мог, но я не могу. Ты ведь тогда находишься одновременно внутри и снаружи. И у тебя возникает режиссерский взгляд на партнера. Я хожу по сцене и смотрю, как кто играет - вот чем я тогда занимаюсь, а не собственной ролью. Поэтому в своих спектаклях я играю только по необходимости.
Сегодня у Федора Копосова в детском репертуаре лишь одна роль - роль Царя в пушкинской «Сказке о царе Салтане».
Это добрый, мягкий, все время улыбающийся, как младенец, Царь - о таком в народе говорили: «тишайший». С Царицей на свадьбе он невинно играет в ладушки и в дальний поход уходит с узелком вместо меча. А потом этот блаженный русский старец-дитя, пережив свою трагедию, становится опустошенным, высохшим (царские одежды висят на исхудалом теле). Он позволяет грузной Бабарихе управляться с собой, как с тряпичной куклой. И в финале при виде своей давно оплакиваемой жены падает в обморок…

Не Отелло и не Лир

- Есть ли в Вашей творческой биографии особенная роль? О которой Вы мечтали или которую долго ждали?
- Уметь ждать в театре очень важно. Но я ничего не ждал и ничего не просил. Я к себе отношусь критически. И в зеркало смотрюсь по утрам. Ну какой я Отелло или Лир?!. - хитро улыбается мой собеседник и вдруг вспоминает. - Был один случай! Страшно хотелось сыграть Подхалюзина в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся». Но режиссеру нужен был Подхалюзин - красавец, молодой, статный… Вместо Подхалюзина я тогда сыграл полового Тишку - причем у двух разных режиссеров. Правда, оба они видели в этом Тишке подрастающего Подхалюзина.
- А совершенно неожиданные роли Вам предлагали?
- От одной такой я отказался. Испугался, наверное. Это была пьеса Леонида Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана». Режиссер предложил мне очень жесткую роль Серого человека (это некий образ КГБ), который приходит убивать Хуана. Я был в ужасе! Слава Богу, режиссер смилостивился и дал мне роль трактирщика.
За скромностью моего собеседника скрывается удивительное сознание своего места в искусстве, уважение к партнеру и верность театру, как единому организму. Ведь, если каждый, как лебедь, рак и щука, будет тащить спектакль в свою сторону, театр непременно рухнет.
Репертуар актера Копосова населен удивительными и уморительными персонажами. Это неудачники и не вписывающиеся в привычный ход жизни чудаки. Маленький человек с добрым сердцем - наверное, так можно сказать почти о всех персонажах, сыгранных Федором Васильевичем. Персонажах второстепенных или же вовсе эпизодических.
- Мне всегда нравилось играть эпизодические роли. В эпизоде требуется выразить больше, чем в большой роли. Тут нет времени на раскачку. Эпизод - это пистолет, заряженный одной пулей. Надо выстрелить сразу и наверняка.

Роли мягкого характера

На кронштадтской сцене он «выстрелил» в роли измученного, потрепанного жизнью Ивана Кузьмича Чернохвостова, вдруг ставшего завидным и желанным женихом сразу для пяти разносортных невест в гротесковой комедии Людмилы Разумовской «Бесприданник». В только что выпущенном спектакле по пьесе Теннеси Уильямса «Записные книжки Тригорина» сыграл Сорина - больного, рано постаревшего, провинциального дворянина. При неподвижном рисунке роли (актер почти постоянно сидит в инвалидной коляске) зритель запоминает невероятно выразительные руки Копосова. Как легко играет он тростью: она у него то напоминание о светской жизни, то орудие, защищающее честь дорогого племянника. И так же легко взлетают и опускаются интонации его голоса: от по-детски наивного до жестко отчитывающего эгоистку-сестру. Сорин - неудачник, жизнь прошла мимо него. Но он готов всем пожертвовать ради близких, дорогих ему людей. На это же готов еще один персонаж Федора Копосова - Павел в драме Бориса Вахтина «Мы все и Надежда». Это уже не молодой, неустроенный, нелепый, уступчивый и мягкотелый мужчина. Он так и не нашел себя в мирной послевоенной жизни, он все вспоминает фронтовую молодость и всю жизнь трогательно любит однополчанку Надю, которую когда-то уступил другу…
- Я всю жизнь был герой рафинированный, - то ли с сожалением, то ли с гордостью заявляет Федор Васильевич.
- Что значит «рафинированный герой»?! - недоумеваю я.
- А что такое «рафинированный сахар»? Бросишь его в чай, и он сразу же тает. Мягкость моего характера не позволяла мне играть роли героев с твердым началом. Бывают актеры внутри вялые, как тряпка, но с виду молодец-молодцом и наоборот: за внешней податливостью может скрываться твердый характер, но в театре именно внешность имеет большое значение…
Еще большую роль внешность играет в кино.

Киноактер

В его кинобиографии - дворник, бомж и деревенский библиотекарь. В первый раз драматический актер Копосов снялся в кино в 2000 году. Сразу в двух сериалах: «Агент национальной безопасности» и «Улицы разбитых фонарей».
- До этого у меня не было ни малейшего желания сниматься. Было лень идти на «Ленфильм», заводить актерскую карточку. Да и в кино в 1990-е был полный застой. При этом все питерские актеры там паслись, так что я трезво понимал свои шансы. Я начал сниматься ради понимания: как же себя вести перед камерой? Меня интересовал сам процесс больше, чем сценарий. Ну а теперь съемки стали одним из способов зарабатывания денег… Вот, например, в «Идиоте» Владимира Бортко у меня есть небольшая сцена с Евгением Мироновым. В десятой серии. Я там дворник.
Сейчас Федор Копосов в среднем раз 5-6 в месяц бывает на «Ленфильме». Недавно режиссер Вера Глаголева закончила картину «Одна война», в небольшой актерский состав которой попал и наш герой. В 2010 году этот фильм, собравший уже достойную коллекцию наград на всевозможных кинофестивалях, обещают выпустить в широкий прокат. Совсем скоро на экраны выйдет еще одна лента - сериал «Одну тебя люблю». Своего актера кронштадтцы увидят там в роли некого Кузьмы. По собственному описанию Федора Васильевича (всегда краткому и меткому), это «смешной, одинокий, несчастный, но добрый человечек».
«Одна война» - история о пяти молодых женщинах, высланных на остров в Ладожском озере за то, что их дети рождены от немцев-оккупантов. Под надзором демобилизованного с фронта капитана, в роли которого снялся Александр Валуев, матери и дети ждут Победу, но боятся, что она разбросает их по лагерям и детским домам. Федор Копосов в фильме Веры Глаголевой сыграл роль Михалыча, что приплывает на лодке за рыбой, которую вялят для фронта эти женщины. Он - единственная их связь с Большой землей. Щупленький, заросший щетиной старичок в потертом ватнике и неизменной кепке, придвинутой на лукавые глаза.

Вне театра и кино

- Сейчас модно озвучивать мультфильмы. А у Вас своеобразный тембр голоса. Вы не хотели бы подарить свой голос рисованному персонажу?
- Нет, - серьезно отвечает Федор Васильевич, а потом измененным голосом добавляет, - если только режиссеру понадобится противный, гнусный голос. Тогда, пожалуйста, - смеется.
- В свободное время случайно стихов не пишите? - продолжаю я задавать полушуточные вопросы.
- Стихов и книг не пишу. А с писанием пьес закончил в 1984-м. Навсегда. Есть много драматургов и без меня. Каждый должен заниматься своим делом.
- Чем же занят актер Копосов дома?
- Книжки читаю и мою посуду.
- Знаете, кто первым 24 ноября поздравит Вас с юбилеем?
- Наверное, папа. Он живет в Великом Устюге. Встает рано, часиков в 6-7 утра. Ему 81 год.

Редакция «КВ» желает Федору Васильевичу Копосову такого же завидного долголетия, здоровья, творческих поисков и успехов. И надеется, что все кронштадтские театралы и поклонники актера к нам присоединяются.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива Театра Балтийского флота

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru