Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№67 от 31 декабря 2009 года

Вернуться к главному  
 

Несвяточный рассказ

Завтра он будет бездомным

Алексей Гусев может встретить Новый год на улице,
а также провести на этой улице и всю оставшуюся жизнь.

Комнату купили вместе с жильцом

Ему 53 года, но выглядит он старше своих лет. Не работает - получает пенсию как инвалид третьей группы. Почти 20 лет жил с родителями в трехкомнатной квартире на улице Восстания. Состоял на учете в психиатрическом кабинете Кронштадта и работал слесарем на Морском заводе. С детства страдал органическим заболеванием головного мозга. Пока за его здоровьем следила мать, регулярно ходил на прием к врачу. Потом Алексей перестал появляться в поликлинике. А Закон о психиатрической помощи, принятый в 1992 году, запретил навязывать медпомощь больному, если он этого не хочет и его состояние не представляет опасности ни для него самого, ни для окружающих. И в 1994 году Гусев был снят с учета.
Серьезные проблемы в жизни Алексея начались, когда все родственники умерли. Алексей Гусев остался один: и в жизни, и в трехкомнатной квартире.
Он продолжал работать на заводе, но сводить концы с концами не получалось. По совету сослуживцев решил поправить свое материальное положение при помощи родительской трехкомнатной квартиры. И поправил - в 2004 году. В обмен ему предоставили более чем скромное жилье - комнату менее 9 кв. м в двухкомнатной коммуналке - и 2,5 тысячи долларов. Других денег, как рассказал в редакции «КВ» Гусев, он не получал.
И вот через пять лет инвалид лишился и жилплощади в коммуналке.
Летом нынешнего года комнату купили соседи, участвовавшие в программе Жилищного комитета «Расселение коммунальных квартир». Купили у собственника вместе с жильцом, который даже не догадывался, что все эти годы жил в комнате на птичьих правах.
По словам Алексея, соседи обещают выселить его до наступления Нового года. Еще несколько дней - и Алексей Гусев станет бездомным.
Летом Гусев пришел в отдел социальной защиты населения, где ему посоветовали обратиться к юристу и оформили документы на получение бесплатной юридической помощи. Помощь человек получил - были составлены исковые заявления в Кронштадтский районный суд по поводу признания сделок недействительными. Однако суд принял решение не в пользу истца.
Сегодня Гусев и сам понимает, что люди, купившие квартиру на Восстания по объявлению в газете, не виноваты в его бедах. Но как можно выгонять из дома человека, если у него нет больше никакого жилья, - понять не может.

Интернат, прокуратура или улица?

За комментариями «КВ» обратился к начальнику отдела социальной защиты населения администрации Кронштадтского района Надежде Фёдоровне Шелгуновой, начальнику жилищного отдела Татьяне Ивановне Биндиной и адвокату Игорю Анатольевичу Рябчикову.
Надежда Шелгунова:
- Мы не можем вмешиваться в жизнь людей, если они нас об этом не просят. Принцип нашей работы - заявительный. Гусев обратился к нам летом. Чем мы можем помочь? Оформили документы на получение бесплатной юридической помощи и четвертый месяц даем талоны на питание в социальной столовой. В связи с трудной жизненной ситуацией, можем принять его на отделение временного проживания Центра социального обслуживания. Но только после новогодних каникул и всего на несколько месяцев! Решить его жилищную проблему мы не в силах. Как ему жить дальше? Я вижу два пути: первый - обратиться к прокурору; второй - обратиться к психиатру. Если он 25 лет состоял на учете по поводу органического заболевания головного мозга, то почему снят с учета в 1994 году? Неужели выздоровел? Не думаю. Психиатр назначит обследование в стационаре, после которого человек, возможно, будет определен в психоневрологический интернат.
Игорь Рябчиков:
- Есть люди, которые в силу своего возраста, здоровья или физического состояния не могут в полной мере осуществлять защиту своих прав и иногда не в полной мере отдают себе отчет по поводу того, какие действия они совершают, и каковы последствия этих действий.
На мой взгляд, Гусев относится именно к подобной категории граждан. В действиях покупателя его квартиры, выступавшего от имени ООО «Денинвест», содержатся признаки состава преступления, предусмотренные статьей 159 часть 4 Уголовного Кодекса Российской Федерации - мошенничество в особо крупном размере. Что касается решения Кронштадтского районного суда не в пользу истца - гражданский процесс формален по своей сути, и решения принимаются только на основе документов. Каждая сторона должна представить доказательства. Что-либо доказать Гусев не мог именно в силу того, что документов по сделке у него не было.
У Алексея Гусева только один выход - обращаться в правоохранительные органы, в частности, в прокуратуру, с заявлением о том, что в отношении него совершено мошенничество. Срок давности при тяжком составе преступления порядка десяти лет. Время не потеряно.

Начальник жилищного отдела администрации Кронштадта прислала в редакцию «КВ» ссылку на ст. 35 Жилищного кодекса, принятого в 2005 году, и следующий текст.
Татьяна Биндина:
- В случае прекращения права пользования жилым помещением у гражданина по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда, гражданин обязан освободить занимаемое жилое помещение.
Если такой гражданин отказывается добровольно освободить жилое помещение в установленный собственником жилого помещения срок, то такой гражданин может быть выселен в принудительном порядке только на основании решения суда.

Сколько бездомных в Петербурге?

Директор благотворительного фонда «Ночлежка» Зоя Соловьёва утверждает, что в Петербурге 28 000 бездомных (приблизительно). По статистике фонда «Ночлежка», около 36 процентов потеряли жилье в связи с конфликтом в семье, еще 14 процентов были обмануты при продаже или обмене жилья, остальные - экономические мигранты из близлежащих регионов, приехавшие в мегаполис в поисках работы. Далеко не все они ночуют на улице, большинство живет у друзей, знакомых. Но постоянной регистрации у них нет, и бездомными, по сути, являются все.

И в Кронштадте?

В нашем городе, по данным отдела социальной защиты населения, около ста бездомных. Большинство из них - жертвы «черных риэлтеров». Социально неустойчивых людей кормили, поили алкоголем, потом продавали их квартиры и выселяли в Новгородскую, Псковскую области. Оттуда они через некоторое время возвращались в привычную среду. Теперь таких случаев меньше, но все еще бывают.
Прихожане Владимирского собора каждый месяц кормят бездомных горячей пищей уже в течение четырех лет и отмечают, что количество приходящих за едой людей остается неизменным - порядка семидесяти человек. В зимнее время этим людям необходим пункт обогрева, подобный тем двум, которые созданы в Санкт-Петербурге с помощью Комитета по социальной политике. Ведь кронштадтский дом ночного пребывания может принять только 25 человек. А где же греться остальным бездомным людям?

Может ли быть хорошее окончание у этой истории? Только в одном случае - если правоохранительные органы привлекут к уголовной ответственности за мошенничество тех лиц, которые продали трехкомнатную квартиру Гусева в 2004 году, не предоставив ему взамен другого жилья на правах собственности.

Надежда РЫБАКОВА
Фото автора

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru