Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№ 17 от 7 мая 2010 года

Вернуться к главному  
 

Отцы и дети

Мой отец - сигнальщик с «Марата»

Светлана Фимовна Прусакова, в девичестве Гросман, к своему большому сожалению, не смогла побывать на презентации книги «Не как все» Михаила Андреевича Морозова среди других детей членов экипажа линкора «Марат». Но она обратилась в газету с желанием поделиться воспоминаниями о своем отце - Фиме Симховиче Гросмане, сигнальщике с легендарного линкора.

- Все пишут свои заметки, публикуют воспоминания. Я, как старшая дочь человека, служившего в войну на линкоре «Марат», решила тоже вспомнить и по крохам собрать то, что помню из рассказов отца, матери, по фотографиям из семейного альбома о военном времени, выпавшем на долю родителей, - Светлана Фимовна раскрыла уже упомянутый альбом, на обложке которого рукой ее сестры была сделана дарственная надпись: «Отцу-ветерану от детей-малолеток ко дню 25-летия Победы. 1970 год».
С фотографий смотрел крепкого сложения и невысокого роста молодой человек. Он родился в 1921 году в большой еврейской семье киевского портного. Был девятым ребенком из десяти. В 1939 году закончил семь классов, по комсомольскому набору в неполные восемнадцать ушел служить добровольцем и попал на флот - в Таллин, где стал сигнальщиком (наверное, сыграл свою роль небольшой рост паренька). После трагического таллиннского перехода, попал в Кронштадт и всю войну провел на «Марате».
- Со своего поста в бинокль ему было отлично видно, как входили немцы в Новый Петергоф. Как блестели их начищенные сапоги, как ритмично размахивали они затянутыми в белые перчатки руками, как вытягивали ноги, чеканя шаг. За точную корректировку огня по ним папа получил свой первый орден Красной звезды… А еще я запомнила такие его слова: «В 1941 году небо над Кронштадтом было черно от вражеских самолетов».
Утром 23 сентября более семидесяти немецких бомбардировщиков одновременно атаковали Кронштадт. Одной из главных целей у них был «Марат». В роковой для линкора миг сигнальщика Гросмана вызвал к себе командир. Фима покинул свой пост, и в это время раздался мощный взрыв - в носовую часть корабля попали сразу две бомбы, что вызвало детонацию боезапаса. Нос корабля ушел под воду, корма села на грунт. Сигнальщик Гросман чудом остался цел. Он вообще прошел всю войну без единой царапинки, как говорят, родился в рубашке.
- Зимой 1944-1945 мой отец познакомился с моей мамой. Она, родившаяся в 1928 году в деревне Кировской области, после прорыва блокады Ленинграда приехала восстанавливать город, но была отправлена в Кронштадт. Работала в воинской части. Однажды несла судочки с обедом мимо Парусной мастерской и у мостика встретилась с компанией военных моряков. «Ой, какая девочка с косичками!» - я почему-то запомнила именно эту фразу. Видимо, это был первый комплимент со стороны отца в адрес моей мамы.

Лида и Фима начали встречаться, когда еще шла война. А поженились, как положено, после Победы - 4 августа 1945 года. Лидии Васильевне было тогда семнадцать, Фиме Симховичу - двадцать четыре. Вместе они прожили тридцать лет - тридцать тяжелых и одновременно счастливых послевоенных лет в коммуналках Кронштадта. Ни он, ни она вернуться на родину не захотели. В этом городе они вырастили и воспитали двух дочерей, старшая из которых родилась летом 1946 года.
- Папа был очень энергичный, волевой, дисциплинированный, как все военные, и обязательный человек. Однако, во флотской самодеятельности пел, запевалой был и «Яблочко» лихо отплясывал. Нам с сестрой, если плохо себя вели, из воспитательных соображений всегда говорил: «А у нас вот так на Балтике…! А у нас вот так на флоте…!»
Своих боевых товарищей сигнальщик с «Марата» не забывал, однако в дом никого не приводил, поэтому ни одной фамилии Светлана Фимовна вспомнить не может. Знает только, что каждый год мама с папой ходили на Ленинградскую пристань встречать моряков, служивших в войну на линкоре «Марат». Вместе они ездили на кладбище, поминали погибших друзей у братского захоронения.
- С таких встреч отец всегда возвращался в подавленном настроении. С горечью говорил, что приезжает все меньше и меньше людей… Я знаю, что сразу после войны о «Марате» вышла книга, которую мой отец торжественно подарил своей маме. В архиве нашей семьи ее нет. А мне бы очень хотелось найти это издание. Чтобы, пусть даже в репринтном варианте, оно хранилось в семье, передавалось из поколения в поколение, - говорит Светлана Фимовна.


О моряке Фиме Гросмане
его дочь рассказывает своему внуку

В этой семье бережно хранят память о своем герое, прошедшем войну. В красной бархатной коробочке аккуратно приколоты ордена, медали и флотские знаки отличия. Но самое главное - здесь продолжается славная традиция флотской службы. В Кронштадте, где до 1958 года служил дед-фронтовик, служит сейчас его внук, младший сын Светланы Фимовны Прусаковой. А у него подрастает свой сын, который тоже с нескрываемым удовольствием примеряет кортик прадеда, которым гордится вся семья.

Записала Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора и из архива С. Ф. Прусаковой

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru