Обиженный, но Лучезарный
Как хотелось вместе с организаторами второго кинофестиваля «Свет Лучезарного ангела в Кронштадте» воскликнуть: «Он вернулся!». Но нет, праздника не случилось. И хотя отобранные для кронштадтцев фильмы «Одна война» Веры Глаголевой, «Георг» Пеэтера Симма и «Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук были достойны внимания, посмотреть их в той атмосфере, которую эти картины заслуживают, не удалось. Тому есть несколько организационных причин.
В кадре
Шестой Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», свет которого должен был коснуться Кронштадта в последние апрельские деньки, проходил в Москве с 1 по 8 ноября прошлого года. Организаторы шестого по счету события, направленного на возрождение доброго, нравственного, русского кинематографа предполагали, что главной темой творчества режиссеров и сценаристов (на этот раз проводился еще и конкурс сценариев) станет Великая Отечественная война. Но ошиблись. По словам приехавшей в Кронштадт Татьяны Шумовой, вице-президента Фонда социально-культурных инициатив и заместителя сопредседателей фестиваля «Лучезарный ангел», они ожидали большего внимания к военной теме. Возможно, это чистое совпадение, но три первых места в киномарафоне заняли картины, раскрывающие разные стороны сложной жизни военных лет. Гран-при фестиваля получила кинокартина Владимира Хотиненко «Поп» («КВ» писал о нем в № 15 от 23 апреля 2010). Вторую премию получил фильм Веры Глаголевой «Одна война». Третью - русско-эстонско-финский фильм «Георг» Пеэтера Симма. Последние две ленты да еще награжденную специальным призом «За создание образа выдающегося русского писателя Н. В. Гоголя» кинокартину Натальи Бондарчук и повезли в Кронштадт.
«Одна война - на всех. Война, которая прошлась по России, для всех одна. Для тех, кто воевал на фронте, на флоте. Для тех, кто не воевал, а восстанавливал разрушенные города. Для детей, в том числе родившихся в войну…».
Федор Копосов о смысле
названия фильма Веры Глаголевой |
За кадром
Первое, что сразу удивило: показ двух из трех привезенных на фестиваль фильмов был запланирован на три часа дня. В это время в будний день смотреть кино могут себе позволить только пенсионеры, школьники, кадеты да матросы. Именно они и заполнили зал «Бастиона».
Второе, что огорчило: досадная неразбериха с афишей. Связь между московским оргкомитетом фестиваля и кронштадтцами, ответственными за его проведение на месте, явно не была хорошо отлажена. Организаторы, видимо, долго не могли определиться, каким фильмом начать фестиваль. В итоге на афишах (в том числе и в прошлом номере «КВ») 28 числа был заявлен фильм «Георг», а пошла «Одна война». На следующий день пришедшие специально (не по приказу) на фильм Глаголевой уже в кинозале с удивлением обнаружили перемену. То есть долгожданный фильм (о котором мы уже неоднократно писали, говоря о творческой биографии нашего актера Федора Копосова) своих зрителей не дождался.
Третье и самое главное: ужасное качество всех трех представленных фильмов убило всю идею на корню. Смешно сказать, но на заявленном, как кинофестиваль (да еще под патронатом супруги президента), культурном мероприятии показывали DVD-версии кинофильмов! Странно приходить в зал и видеть на киноэкране заставку Windows. А потом еще долго ждать, пока справятся с зависанием картинки. Короче говоря, только один (!) фильм из трех прошел без технических накладок. Первый останавливался дважды (причем с включением света, что некоторые юные зрители принимали как сигнал окончания просмотра). Последний фильм публика даже не досмотрела до конца! После продолжительного ожидания самые верные, заинтересованные и воспитанные зрители так и ушли, не ведая, как прожил свои последние минуты русский мистик Николай Васильевич Гоголь по версии режиссера Натальи Бондарчук..
Вот такой кинофестиваль прошел за неделю до святого Дня Победы в славном городе Кронштадте. Начали за здравие: с патетических стихов о Родине, звона колоколов и ангелоподобных детишек. А кончили за упокой: «Уважаемые зрители, продолжения не будет. Приносим свои извинения», - и тихонько все разбежались, как будто фестиваля и не было. Только в памяти почему-то застряла фраза Татьяны Шумовой: «В золотом дожде я выступаю впервые», - по-моему, даже москвичи заметили перебор с золотом на церемонии открытия фестиваля.
Отец Святослав о поколении дедов:
«Мы думаем, что знаем больше, чем они, прошедшие войну. Мы даже в компьютерах разбираемся, а они до старости пишут с ошибками. Но, пережив время испытаний, они получили мудрость от Бога…». |
После кадров
Критику вдвойне обидно, когда идешь освещать культурное мероприятие (показ нового фильма) и хочешь написать о его художественных особенностях и сюжетных ходах, но после пишешь о недостатках организации, потому что оказывается, что именно эта сторона становится индикатором культурного уровня всех на мероприятии присутствовавших.
Когда на церемонии открытия на сцену поднялся настоятель кронштадтских храмов Святослав Мельник и сказал традиционное пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - из зала несколько нестройных голосов тихо ответили ему: «Воистину Воскресе!». Моментально обнаружилась та пропасть, которая разделяет все благостные картинки с колоколами на экране и сидящую в зале школьную аудиторию… Именно эти насильно приведенные на «доброе кино» и на нем в большинстве своем скучающие, жующие, шатающиеся по залу и болтающие в голос по телефону молодые зрители умудрились еще больше испортить встречу с прекрасным тем единицам, кто пришел смотреть фильмы по собственной воле.
Короче, второй кинофестиваль «Свет Лучезарного ангела в Кронштадте» - как раз то мероприятие, когда можно позавидовать знакомым, его пропустившим. С этими тремя фильмами мне пришлось знакомиться в невероятно неудачных условиях:
«Одна война» Веры Глаголевой. Фильм раскрывает малоизвестную страницу в истории Великой Отечественной войны: судьбу и положение женщин, по различным причинам оказавшихся в постели с врагом, режиссер вынесла на первый киноплан впервые. Действие фильма охватывает два дня: восьмое и девятое мая 1945 года. Место действия - остров в Ладожском озере, где под присмотром офицера живут пять женщин, чьи дети родились от немцев. Молодые и красивые, но одетые в затертые фуфайки и тяжелые сапоги, они вялят рыбу, живут в палатках на краю пропасти - на суровом каменном берегу строптивого озера под порывами ветра, низкими тучами и холодными дождями. Рядом с ними их дети: трое младенцев и двое трехлеток, существование которых в кадре не наигранное, а самое настоящее. Когда у одной девочки погибает мать, а камера показывает глаза маленькой актрисы и детские пальчики, переминающие тряпичную, единственную куклу, которую она положит на родную могилку - удержаться от слез невозможно. Этот фильм из категории «обрыдаться». Даже мужчины в зале смахивали слезы. Это кино трогает своей простотой и чистотой. Нет ничего лишнего: трое мужчин, пять женщин и настоящая красота суровой северной природы: волны, тучи, валуны. Нет ни выстрелов, ни крови и всего одна смерть - но попробуй, сыщи среди современных кинокартин о войне ленту трагичнее этой. И только фигура старика Михалыча (его-то и сыграл кронштадтский актер Копосов) привносит в этот не по-женски холодный, жесткий фильм комические нотки. С одной стороны, это шут с постоянными прибаутками, который по-стариковски обхаживает молодых женщин. С другой, этот лодочник из местных, как паромщик, связывает два мира, выступая посланником Бога. Его внешнее юродство и старость охраняет его от сурового приезжего офицера и позволяет открыто сочувствовать тем, кто в финале решится на опасное путешествие в неизвестность.
«Георг» Пэетера Симма. Зарубежная картина продолжает линию ЖЗЛ в кино. На этот раз приподымается завеса над личной жизнью любимейшего певца советского народа Георга Отса. Созданный на подобии легендарного «Большого вальса» о Штраусе, фильм о человеке, которого боготворило поколение наших бабушек и дедушек, тоже наполнен музыкой. Песни на русском, немецком, эстонском языке звучат в исполнении того голоса, который после войны помогал людям вернуться в мирную жизнь. Однако, глядя на Марко Матвере в главной роли - плотного, неповоротливого мужчину с широковатым лицом, лишенным благородства даже в самых изысканных сценах этой довольно красочной и лакированной картины, - трудно поверить, что у этого человека были толпы поклонниц, которые не давали покоя его законной жене. Повествование в фильме ведется от ее лица, которая должна бы смотреть на своего возлюбленного в розовом свете. Но нет. Романтизированный образ мистера Икса остается сам по себе, а на экране ходит другой герой, вокруг которого, непонятно почему, вьются дамы в вечерних туалетах. Жаль, но режиссеру, похоже, не удалось показать разгадку этой главной загадки Отса. Возможно, потому, что слишком много усилий затратил он на создание шикарных декораций, воспроизведение блестящих приемов, театральных премьер в послевоенном Таллине. Тому зрителю, который знает, как скромно жила страна победителей, неловко смотреть на шелковые платья и пенящееся шампанское. Сразу видно, что фильм снимал иностранец…и не про советского, а про эстонского певца.
«Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук. Главная идея режиссера этой картины отражена в названии - показать православного русского писателя-мистика в последние годы жизни. Ближайший ко Христу - как известно, именно Гоголь изображен на картине Иванова «Явление Христа народу». Процесс создания этой картины зритель и видит в первых кадрах фильма. Основное действие - воспоминания Гоголя, события различной давности: известие о смерти Пушкина, путешествие по Италии, паломничество в Оптину пустынь, возвращение в родной дом. Перед смертью писатель будто пытается определить поворотные моменты своей жизни. Главную роль играет Евгений Редько, похожий как на Гоголя, так и на молодого Михаила Боярского: широко расставленные большие и темные глаза, подвижное лицо, усы. Фильм в основном снят крупными планами, что еще больше сосредотачивает внимание зрителя на внутренних переживаниях заглавного героя и дорогих ему людей. На экране возникает образ слабого, изможденного постом, трудом и размышлениями, постоянно сомневающегося в себе человека, которого школьные учебники превратили в монумент, обвесив ярлыками, один из которых - сумасшедший.
Федор Копосов:
«По стойке смирно кино смотреть нельзя!»
Актер Театра Балтийского флота представлял картину Веры Глаголевой «Одна война» в первый день кинофестиваля «Свет Лучезарного ангела в Кронштадте». В последний же день он сам обратился в «КВ», чтобы прокомментировать отвратительное качество фестивального показа и извиниться перед приглашенными на настоящее кино кронштадтцами:
- Называть прошедший фестиваль «кинофестивалем» у меня не поворачивается язык. Слово «кино» здесь неуместно. Кронштадтцев обманули! Зритель пришел смотреть кино, а ему подсунули эрзац - видеокопию. Я разговаривал с продюсером картины Натальей Ивановой, и она сказала, что продюсерский центр был готов предоставить организаторам фестиваля кинокопию. Однако выбрали DVD-диск. Почему? Да потому что на пушки с золотым дождем в городе деньги есть, а на достойную зарплату киномеханику - нет. Вот он и ушел крутить кино в Питер. Если бы в Кронштадте по-настоящему хотели провести кинофестиваль, то на три дня нашли бы киномеханика, чтобы показать фильмы в достойном качестве. Даже мой сын, когда увидел, что пойдет видеоверсия, встал и со словами «Извини, папа, но я лучше в «Художественном» посмотрю» вышел из зала.
А кто в зале остался? «Пленный» зритель, зритель под конвоем. Я знаю, что все школы Кронштадта обязали прийти в кино. Сам видел, как учителя стояли в проходе и со словами «Стоять! На место!» не выпускали желающих выйти детей. Это пока в первом ряду сидели вип-персоны. А потом, когда гости ушли - кстати, почему никто из них не остался смотреть доброе кино, никто не пришел на второй, третий день кинофестиваля? - начался разброд и шатание по залу…
Почему надо было показывать фильмы в три часа дня? Ведь люди, которые по собственному желанию хотели бы посмотреть это кино, пришли бы и в семь, и в девять вечера на сеанс, если их заинтересовать по-настоящему. Я вам скажу, когда в Гатчине проводится кинофестиваль «Литература и кино», там растяжки висят на каждом шагу. Но зачем заниматься рекламой, если заранее известно, что показывать кино будут через ноутбук. В общем, за красивой упаковкой оказалось, сами понимаете, что… Мне стыдно, и я хотел бы через газету извиниться перед кронштадтскими зрителями.
Господа организаторы, поймите: не может быть кинофестиваля по разнорядке! Пора переходить к другой форме общения со зрителем. Пора уже избавиться от совковой традиции заполнять зал солдатами и школьниками. По стойке смирно кино смотреть нельзя!
Материалы полосы подготовила
Серафима БЕЛЕВИЧ
|