Дорога жизни
Двадцать пятого апреля ветераны войны и труда отправились в поездку по Дороге жизни, захватив с собой и автора этих строк. День выдался солнечный, но не жаркий, очень подходящий для путешествия в автобусе. Не успели оглянуться, как автобус по кольцевой дороге домчал до той части Дороги жизни, которая проходила по окраине Ленинграда и называлась Ржевским коридором. Во время блокады это был прифронтовой район, который ожесточенно обстреливался. Это делало заключительный этап смертельной дороги особенно опасным. Отсюда по Рябовскому шоссе начинается отсчет километров мемориальными километровыми столбами.
Экскурсовод неспешно ведет повествование о том, как готовился Ленинград к встрече с фашистами. Как постепенно приближаясь к городу, вражеский фронт блокировал связь Ленинграда с внешним миром, и как несудоходная южная Ладога стала единственной надеждой на спасение миллионного города. Рассказы экскурсовода рисуют в воображении картины тех далеких лет: полуторки с гремящими котелками в кабине шофера (чтобы не уснуть), девушки-регулировщицы, стоящие на перекрестках извилистой дороги посреди лесной глуши, зенитные орудия, всматривающиеся в ночное небо, гул самолетов и глухие взрывы снарядов. В памяти всплывают старые фотографии ленинградцев-блокадников, их изможденные лица и проникновенные глаза, смотрящие прямо в душу, в самую глубину сердца.
На третьем километре нас встречает памятник «Цветок жизни» и каменный дневник Тани Савичевой. «Пусть всегда будет солнце» начертано на лепестках цветка. «Савичевы умерли. Осталась одна Таня» - на гранитных листах дневника. Я был здесь еще школьником. Поэтому мои детские воспоминания об этом памятнике причудливо переплелись с историей Тани Савичевой, выжившей в блокадном городе, но не убежавшей от смерти за его пределами. Красные галстуки, повязанные на березах, еще больше связывают воспоминания моего детства с историей погибших детей в блокадном Ленинграде, я ведь тоже носил такой же галстук, когда был на этом месте в последний раз.
Автобус мчится вперед, и мы уже на Румболовской горе во Всеволожске. Здесь находится красивый храм Спаса Нерукотворного Образа постройки 1901 года. На территории - мемориал, погибшим в Великой Отечественной войне железнодорожникам. Рядом с храмом, по другую сторону дороги несколько могил-памятников: погибшим и замученным в фашистских концлагерях, воинам-афганцам и воинам, погибшим в Чеченской республике. Здесь ветераны возложили первые цветы.
На 28-м километре после Ириновки стоит длинный мемориал в память всех, кто погиб на Дороге жизни. «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись. Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись», - написано на большом гранитном камне. Мемориал очень простой - каменная стена с досками, на которых написаны имена погибших и три больших гранитных камня со стихами. Один камень советским воинам, погибшим от ран в госпиталях, другой - девушкам-воинам инженерных и медицинских частей, а третий - ленинградцам, погибшим при эвакуации. Простая грубоватость форм памятника подчеркивает трогательность стихов, начертанных на гранитных камнях.
Сороковой километр встречает нас Вагановским спуском, в конце которого на берегу Ладоги стоит памятник «Разорванное кольцо». С этого места начиналась зимняя Дорога жизни, проходящая по льду Ладожского озера. Отсюда машины ночью с выключенными фарами и открытыми дверями уходили на коварный лед. Слева от памятника стоит зенитное орудие тех времен. У памятников множество венков и цветов. Кронштадтские ветераны низко до земли кланяются, чтобы положить цветы на плиты мемориала.
Далее дорога идет на север вдоль береговой линии. На 45 -м километре опять остановка, на этот раз конечная. На этом месте стоит высокий Осиновецкий маяк, а за ним на берегу озера музей Дороги жизни. Во время блокады рядом с этим местом были оборудованы пирсы, к которым швартовались баржи с продовольствием и необходимым оборудованием. Отсюда же вывозили женщин и детей. На территории музея находится много военной и транспортной техники: самолет ЛИ-2, немецкая десантная баржа с пулеметом, пара буксиров, несколько корабельных орудийных башен, зенитные орудия, кусок корабельной брони. Экспозиция музея размещается в небольшом уютном деревянном домике. Много макетов, фотографий, личных вещей, копий газет. Музей очень органично воспроизводит дух того времени. В одном из залов экскурсовод так увлекательно рассказывала младшим школьникам, что те слушали не шелохнувшись. Как бы и кронштадтских школьников привести сюда?
Перед обратной дорогой в автобусе ветераны помянули погибших чаркой вина, а в пути пели военные песни, вспоминали военные годы. Организовала эту поездку Нина Ивановна Гаврилова с помощью Муниципального совета и благотворителей, пожелавших остаться неизвестными. Помним мы о блокаде и войне, пока живы наши ветераны. Если бы не они, неизвестно, когда бы я еще побывал на Дороге Жизни, когда бы еще так близко соприкоснулся с подвигом защитников Ленинграда.
Александр ШЕИН
Фото автора
Победа, что она дала?
65-лет Великой Победе. Это уже давно или нет? Это свежо в памяти или уже успело потускнеть? Однозначного ответа, пожалуй, нет. Оно и понятно.
Одной категории людей - той, что приняла участие в войне, испытала на себе все тяготы и лишения военного лихолетья - этого не забыть. События того времени всегда свежи в памяти. Они снятся по ночам... Оживают в период знаменательных военных праздников и дат.
Другой категории людей, более молодой, Великая Отечественная война менее понятна, а подчас и менее интересна. Отчасти это зависит непосредственно от молодого человека, а иногда от издержек нашего воспитания в школах, где программы по теме войны скудны и неоднозначны по трактовке.
По историческим меркам времени война еще не ушла в прошлое. Она свежа в памяти населения старшего и среднего поколения. Поэтому мы снова говорим об итогах, о значимости нашей Победы.
Главный итог ее заключается в том, что в этой смертельной схватке был буквально разгромлен фашизм, олицетворяющий человеконенавистническую, отвратительную идеологию, расовую дискриминацию. Фашизм фактически стерт с лица земли. И если сегодня еще есть жалкие потуги оживить его, мир этого не допустит.
Победа дала возможность предотвратить очередную мировую бойню. Сегодня в мире нет официальной войны между государствами, есть только борьба за устранение внутригосударственных конфликтов.
Победа заставила нас позаботиться серьезно о нашей дальнейшей безопасности. Трудом и усилиями людей старшего поколения был создан надежный оборонный потенциал - реактивно-ядерный щит, который и сегодня надежно защищает Родину от любых посягательств на ее независимость.
Великая Победа заставила нас возродить ослабленную в последнее время военно-патриотическую работу. Возрождаются патриотические объединения, клубы, возрождается ДОСААФ - добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. В Кронштадте для этого существует наиболее благоприятная обстановка. Заслуга Кронштадта в войне 1941-1945 годов и в других войнах отмечена присвоением ему звания «Город воинской славы».
У нас есть герои войны еще не увековеченные. В том числе и женщины. Одна из них Петрова Нина Павловна - полный кавалер орденов Славы, добровольно ушедшая на фронт в возрасте 48 лет и уничтожившая почти 120 человек из снайперской винтовки. Среди нас есть участник знаменательного военного парада в Москве, проведенного в самое тяжёлое время: в ноябре 1941 года - Михаил Игнатьевич Пряхин, ныне проживающий в нашем городе.
Есть у нас активисты военно-патриотического воспитания участники войны: Г. Г. Бичуль, А. И. Гороховатский, И. И. Иванов, М. А. Морозов, П. М. Прокуденков, В. И. Прохоров, И. М. Саксин, И. П. Якимович, М. С. Назаренко. Все они по первому зову идут в коллективы и несут настоящую правду о войне.
Мы поздравляем кронштадтцев с Днем Великой Победы и желаем мирного неба над землей.
Михаил КОНОВАЛОВ,
председатель Совета втеранов войны и труда |
|