Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№ 17 от 7 мая 2010 года

Вернуться к главному  
 

Любовь и война

Военно-эпистолярный роман

Среди ветеранов Великой Отечественной, сидящих в малом зале ДК имени Мартынова, только лицо одного из них мне не знакомо. Подполковник Гороховатский. Боевой офицер-пехотинец, кадровый военный. Мне объясняют, что он несколько лет ухаживает за больной женой, поэтому практически не может отлучаться из дома. Похоже, и сегодня пришел на конференцию «Правда о войне» только потому, что не мог отказаться. Ему и еще двум ветеранам именно здесь вручали Книгу Памяти и собственный парадный портрет - знаки того, что вошли в историю.

65 лет спустя

- Приходите в полвторого - я как раз вернусь из магазина и приготовлюсь, - говорит мне Андрей Ильич и добавляет с вопросительной интонацией, - Не надолго? Жена очень больна.
На следующий день после Воскресения Христова прихожу в «хрущевку» на Мартынова, 13 с пасхальным яйцом в сумочке. Крошечная однокомнатная квартира на третьем этаже. Андрей Ильич встречает в пиджаке. Его жена Нина Ивановна сидит в кресле. Я уже знаю, что она не может ходить - в темном подъезде своего дома сломала сначала одну ногу, а через три года и другую. Перелом шейки бедра - распространенная травма у пожилых людей. Сколько слегло из-за хрупких костей? Вот и Нина Ивановна тоже. Однако специально для меня сидит в мягком кресле. Ясно, что бомонд дается ей с трудом, - поэтому времени у меня совсем не много.
- Христос Воскресе, - говорю, подавая освященное яйцо Нине Ивановне. Хозяйке подарок нравится, хотя уже несколько лет хозяйничает не она, а ее муж. Она чуть не плачет, интересуется, не замерзли ли у меня ноги, и извиняется за свое беспомощное положение. Андрей Ильич ставит по обеим сторонам кресла стулья, мы садимся, поворачиваемся к галерее фотографий за стеклом серванта.
- Это Ниночка, а это я, - объясняет Андрей Ильич. На больших портретах оба выглядят черноглазыми и черноволосыми. - Это Юра. Родился в Каунасе в 46-м. Это Наташа, через пять лет от Юры. Она рижанка.
Так открылось, что и сервант, и шкаф, и кровать - не стандартная мебель эпохи застоя. А мебель из рижского гарнитура, купленного в Прибалтике. Для советского человека - почти заграница. С этого момента я начинаю ощущать себя во времени и догадываюсь, что большая и лучшая часть жизни этой семьи прошла там, в Прибалтике. Стали понятны и сдержанность, и скромность.
- Где Вы закончили войну и встретили День Победы?
- Закончил войну капитаном. Весной 45-го был в Литве, служил в штабе 31-го стрелкового полка 6-й гвардейской армии, у меня был доступ к секретным документам, и каждый день я имел возможность знакомиться со свежей почтой. Победа была очевидной.
- За Победу пили, тосты произносили?
- Конечно. Водка входила в довольствие. Других алкогольных напитков не употребляли. Праздновали в штабе округа в Риге. На первом этаже шестиэтажного здания была столовая. Ничего выдающегося не припомню. Чокались гранеными стаканами, и самым главным тостом был «За Родину! За Сталина!».

Здравствуй, незнакомая девушка!

- На следующий год после Победы у вас уже сын появился. Где же Вы жену нашли?
- Под Сталинградом.
- ?
- Мы переписывались четыре года, встретились зимой 1946 года и сразу поженились. Пуся, какого числа была свадьба?
Тут я понимаю, что знаю эту историю. Четыре года назад, 20 февраля 2006 года, Андрей Ильич и Нина Ивановна отметили бриллиантовую свадьбу, по этому поводу к ним приходила корреспондент «КВ» Ирина Прасолова. Я прекрасно помню тот момент, когда она вернулась из квартиры, в которой я сейчас нахожусь.
- Представляете, они до сих пор называют друг друга «Пуся» и «Пусечка», - сказала тогда Ира, задумчиво улыбаясь. Четыре года назад из этой задумчивости получилось «Письмо незнакомой девушке». Очерк, как страница из романа.
Железная дорога. Мчащийся поезд. Молодой учитель из зеленого украинского городка, собирающийся стать офицером. Девушка из казачьей станицы Михайловка, мечтательно глядящая в сторону железнодорожной станции. Андрей проедет по этой дороге мимо станции Себряково, от которой Михайловка в двух километрах, трижды - в 41-м, потом в 43-м и, наконец, в 46-м. Потом еще не раз будет мчаться в поезде по просторам нашей огромной страны, но уже не один, а со своей ненаглядной Ниночкой.
Их любовный роман был эпистолярным. Начался случайно. На фронте девушка Валя дала адрес своей подруги Нины молодому лейтенанту, потому что ему никто не писал - родные остались на оккупированной немцами территории. Эти письма, пожелтевшие треугольнички и прямоугольнички, - главная семейная реликвия. Первое письмо начиналось так: «Незнакомая девушка! Простите за мое желание написать Вам несколько строк… Вас зовут Нина (я знаю). А меня Андрюша. Вот мы и знакомы».

Строчит пулеметчик за синий платочек…

Андрей Ильич Гороховатский хотел стать учителем, а стал кадровым военным. Судьбу перевернула война. Он родился 1 сентября 1923 года. Многие молодые люди этого года рождения, служившие в армии, полегли в первые же дни войны. У Андрея, как и у героев романа Бориса Васильева, «завтра была война». Выпускной вечер совпал с началом войны. Но ему повезло. Старобельский педагогический техникум Гороховатский закончил блестяще, ему до 18-ти оставалось два с небольшим месяца, и его отправили в глубокий тыл - в Кемеровское пехотное училище. Весной 42-го он уже командовал пулеметным взводом в 160-й бригаде на Западном фронте. Потом были Калининский и Воронежский фронты, Сталинград и Курская дуга. Командовал уже стрелковой ротой.
- Как же Вам удалось выжить в пехоте? - спрашиваю.
- Пулемёт помогал. Это ведь не одиночные выстрелы из винтовки.
- Когда били фашистов под Сталинградом, переживали за Нину, ведь она была неподалеку?
- Михайловка, хотя и находится в Сталинградской области, от города далеко. Я хорошо знал географию. Нина была в безопасности.
- А чем занималась во время войны Нина Ивановна?
- На почте работала. Пуся, что ты там делала?
- Да разве я теперь помню? Вот Наташенька, дочечка моя, сразу бы всё рассказала.
Нина Ивановна то и дело просит нас разговаривать громче. И всякий раз, когда мы говорим о Михайловке, повторяет:
- Как бы я хотела сейчас очутиться там. Так бы и полетела…

Самая дорогая награда

В серванте над семейными фотографиями стоят две коробочки - две юбилейные медали в честь 65-летия Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Одна медаль - Андрею Ильичу, участнику боевых действий; другая - Нине Ивановне, труженику тыла.
- Андрей Ильич, сколько у Вас наград, и какая из них самая дорогая?
- Да я и не считал никогда. Давайте посмотрим.
Мы достаем из шифоньера мундир с наградами. В морском городе Кронштадте привыкли к черным и белым кителям моряков - мундир офицера пехоты зеленого цвета. Андрей Ильич считает награды - их, оказывается, 28. Среди них - боевой орден Отечественной войны II степени и орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За взятие Сталинграда». Медаль в честь 65-летнего юбилея Победы - 29-я.
Чтобы уточнить, какая из них самая дорогая, Андрей Ильич открывает секретер и достает свой послужной список. Читает без очков и, когда доходит до строчки «преподаватель Военной академии», весело говорит:
- Хотел быть учителем и стал - преподавал в академии целый год. Зато учитель с большой буквы - наш сын - доктор физико-математических наук, учит учителей в университете имени Герцена. Не так давно вышел его учебник физики для школьников.

Закаленный войной

В Кронштадт семья переехала в 92-м, когда многие русские уезжали из Латвии. Переселились поближе к детям, которые со своими семьями давно уже жили и работали в Петербурге.
- Оставили в Риге хорошую трехкомнатную квартиру, которую получил через 33 года военной службы, - с улыбкой говорит Андрей Ильич, - а здесь сын помог купить «хрущевку». Нам хватает. Дети зовут к себе. Но мы привыкли и, пока вдвоем, хотим жить отдельно. К тому же Ниночка так часто плачет.
- Да ведь Вам, Андрей Ильич, трудно, наверное?
- Я закалён войной и тяжёлой военной службой. Да вот и Наташенька нам помогает.
Наташенькой зовут не только дочь Гороховатских, «рижанку», но и невестку, и социального работника, которая помогает Андрею Ильичу по хозяйству. В год 65-летия Победы в Петербурге реализуется правительственное постановление «Услуги сиделок по социально-медицинскому уходу на дому для ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны».
«Наташенька» к Гороховатским приходит три раза в неделю на несколько часов. Но есть и такие ветераны, с которыми сиделочки находятся круглосуточно.
В день первой нашей встречи Андрей Ильич не успел показать мне папку с письмами, и мы договорились встретиться еще раз. Но вторая встреча мало что добавила к первой. Мы сидим на маленькой кухоньке. Перед обеденным столом висит расписание приема лекарств на неделю. Перед завтраком, после завтрака; перед обедом, после обеда; перед ужином, после ужина… Пришла Наташенька, она утром постирала и повесила сушиться занавеску, теперь надо погладить, а потом помочь выполнить гигиенические процедуры Нине Ивановне. Я вижу, что Андрей Ильич беспокоится и не может ни на чем сосредоточиться. Из комнаты слышно, как Наташа разговаривает с Ниной Ивановной. Еще раз прошу показать мне их военно-эпистолярный роман, но Андрей Ильич нужную папку так и не находит. Принес открытки однополчан и поздравления от Президента России и главы администрации Кронштадта.

«Мы еще не встретились, но уже видим нашу жизнь»

Меня выручила Ира Прасолова - в ее компьютере оказались несколько писем Гороховатских в электронном виде. Содержание одного из них соответствовало тому, что мне хотелось найти в семейном архиве, и поскольку разрешение на публикацию было получено тогда, цитирую его и сегодня.
«Здравствуй, Нина! Сегодня получил твое письмо и сразу даю ответное тебе пожелание счастья в работе и жизни в связи с праздником Победы! Очень хорошо звучит, хочется несколько раз повторять. Война закончилась… Пройдет пять лет… Настанет 1950 год. Люди заживут богато, весело и счастливо. В том числе и мы с тобой, Нинуся! Будем жить да радоваться! Да разве нам не положено? Мы на фронте и в тылу параллельно получили колоссальную победу над немцами…
Нина! Как уже сообщал, приеду в отпуск с 15 декабря по 15 января сего года, т.е. одновременно и на встречу нового мирного 1946 года! Еще немножечко терпения, выдержанного так успешно тобою в течение четырех лет войны!
Нинок! Я не в меньшей мере волнуюсь... Ведь мы, хотя еще и не встретились, но уже... видим вон в зеркале нашу встречу, наши объятия, желания, нашу дружбу, клятву, нашу жизнь в целом! Правда же?
».
Свой первый отпуск Андрей Гороховатский получил немного позже, чем рассчитывал - в начале февраля 1946-го. Как и собирался, сразу же поехал в Михайловку на встречу с Ниной, которую видел только на маленькой фотографии размером 3 на 4, но очень хорошо знал по четырехлетней переписке. Встреча их не разочаровала.
Они были близко знакомы всего 10 дней, однако 65-й год живут вместе, и 9 Мая вместе отметят 65-летний юбилей Великой Победы. В последние годы все больше и больше фактов ускользает из их памяти, но все, что связано с молодостью и ожиданием счастья, - незабываемо, несмотря на то, что это самое ожидание счастья пришлось на жесточайшую в истории нашего Отечества войну.

Надежда РЫБАКОВА
Фото автора

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru