Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№ 18 от 14 мая 2010 года

Вернуться к главному  
 

Биография семьи - биография страны


Первое мирное фото

Страницы семейного альбома

Нина Михайловна Юринская (урожденная Соколова), ветеран Великой Отечественной войны, член Совета ветеранов 19-го микрорайона известна жителям нашего города как мастерица-рукодельница в области ставшего вновь популярным в последние годы виде декоративно-прикладного творчества - вязания крючком. Её работы многократно участвовали в различных творческих выставках. Она чудно поёт, проникновенно читает стихи о войне, активно участвует в жизни Совета ветеранов.


Родители Любовь Алексеевна и Михаил Александрович

Десять лет назад, в 2000 году, она стала победительницей Всероссийского конкурса «Салют Победы» в номинации «Декоративно-прикладное искусство», и мы по случайному совпадению встретились на церемонии награждения в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, где я получала награду в номинации «Сольное пение». До этого я не подозревала об этом таланте своей родственницы. В декабре прошлого года Нина Михайловна отметила 85-летний юбилей, но она и сейчас полна оптимизма и жизнелюбия. Вот уже целых пять лет она с дочерью Галиной живёт в новой однокомнатной квартире на улице Гидростроителей, которую она получила в год 60-летия Великой Победы. Её окружают заботливые дети, внуки и правнуки, последних у неё четверо: Георгий, Дарина, Карина и Борис. Летом бабушку и прабабушку вывозят на дачу в Кингисепп, где она с огромным удовольствием разводит цветы, выращивает овощи. Достойная старость, скажете вы. Чего ещё желать?
Так ведь нет. Нина Михайловна - дитя своего тревожного времени, о котором не даёт забыть память. Многое хочется передать потомкам так же, как в своё время бабушка Ольга Васильевна и тётя Лена (моя бабушка) рассказывали детям, повторяя много-много раз. И вовсе не потому, что были безграмотными. Время было такое! Любая ничего не значащая записочка могла стать вещественным доказательством. А эти хранительницы домашнего очага хорошо знали традиции устного народного творчества. (русские народные сказки передавались из уст в уста в течение нескольких столетий).
Желание поделиться воспоминаниями, рассказать о том далёком и не очень далёком времени послужило поводом для нашей встречи, и я с большим удовольствием записала некоторые страницы биографии нашей большой семьи.


Сетры отца Мария и Елена - «Соколовские», 1938 год

Взяла от родителей лучшее

Родители тёти Нины - ровесники прошлого века. Отец Михаил Александрович (Аненподистович) Соколов 1900 года рождения, мама Любовь Алексеевна (по иронии судьбы в девичестве тоже Соколова) 1903 года рождения. Отец, петербуржец, детство и юность которого прошли в Ораниенбауме. Вовлечённый в вихрь военных и политических событий первой четверти XX века, он оказался на Украине, и родные долгое время не слышали о нём. Мать, Ольга Васильевна, истово верила, что сын жив.
И однажды действительно пришло письмо с фотографией из действующей армии. А в 1925 году он вернулся с женой и годовалой дочерью Ниной в родной город. Совсем немного времени отделяло их от переезда в Кронштадт.
По традиции вся семья поселилась в одном доме и в одной квартире на улице Велещинского 19/40 на первом этаже. У Нины вскоре появились две младшие сестры Валя (1926 г. р.) и Люда (1929 г. р.). И Михаил Александрович, и Любовь Алексеевна обладали хорошими в окальными данными и составляли костяк «Соколовского хора» - семейного ансамбля Соколовых, востребованного в Кронштадте коллектива. Нина, старшая дочь, унаследовала от родителей музыкальность, любовь к поэзии, художественное видение окружающего мира. Вместе с младшими сёстрами она после школы с удовольствием посещала так называемую Детскую комнату (в здании нынешнего ДК имени Мартынова). Там девочки занимались пением и танцами. Любовь Алексеевна работала счетоводом на Морском заводе. Михаил Александрович работал кочегаром сначала в библиотеке, потом на пароходе «Металлист». Семья рано потеряла кормильца.


Фронтовая подруга Нина Астахова

«Повзрослели они до поры…»

В мае 1940 года сосед по дому, директор швейной фабрики Александров устроил Нину и её подруг Ольгу Николаеву и Катю Епифанову на работу в белошвейный цех. Девушки быстро освоили производственные машины. В те годы был необычайно популярен кинофильм «Чапаев». Стрекотание швейных машин вдохновляло девушек. Представляя себя Анками-пулемётчицами, они с лёгкостью перевыполняли план. А потом из обрезков шили одежду для своих кукол. Здесь их и застала война…
Когда не было электроэнергии, работниц откомандировывали в эвакогоспиталь (ныне здание 423-й школы), где они мыли стены, стирали бинты, дежурили на крыше.
Осенью старшие комсомольцы швейной фабрики уезжали на другой берег помогать собирать урожай овощей для кораблей ВМФ. Нина не была комсомолкой, но попросилась в трудовой отряд. Ей очень хотелось в тот роковой для нашей родины час быть полезной. Осень была дождливой, и обувь не успевала высохнуть к утру. Побыла там недолго, пришлось вернуться в Кронштадт из-за болезни. За работу выдали немного картошки и квашеной капусты. Когда пассажирский теплоход «Чапаев» был уже почти у берега, неожиданно появились самолёты вражеской авиации, сумевшие близко подойти под прикрытием низко нависших чёрных грозовых туч, и стали бомбить военные корабли. Пассажиры с «Чапаева» не пострадали. На фабрику тогда приходилось добираться чуть ли не по-пластунски, - в шутку говорит тётя Нина. Город обстреливался. А впереди была блокада. И это была уже совсем другая, взрослая жизнь.
На фабрике Нина получает рабочую карточку. А вот родным было нелегко. Зимой младшая сестра Люда с котелком ходила по льду на корабли, и матросы отдавали ей остатки пищи. Дома мать разводила всё принесённое водой и кормила этим варевом детей. Весной девочки собирали крапиву. От бабушки Ольги, уехавшей в эвакуацию ещё в сорок первом с младшей дочерью и тремя её маленькими детьми, остался самовар. Вся мебель пошла на отопление. Мама Любовь Алексеевна и младшая сестра Валя быстро теряют здоровье вследствие голода, в то время как Нина не бывает дома неделями. Идя домой, первая мысль о том, все ли живы. Участковая врач настаивает на эвакуации.
В 1942 году семья покидает Кронштадт. Погрузка в понтонные лодки происходила на Итальянском пруду. Соколовых перевозил родственник, дядя Дима Чижов, который всю войну прослужил в Кронштадте. Это вселяло надежду. Путь лежал до Лисьего носа. Там грузились в эшелоны, которые несли измученных холодом и голодом людей всё дальше и дальше от ужаса войны. Первый раз выдали хлеб на станции Борисова Грива. В эвакуации жили в Барабинском районе Новосибирской области. Теперь Нина работала на мясокомбинате. Там работали немцы с Поволжья и поляки. Забивали скот, готовили мясо для фронта. У неё появились новые подруги, которых вскоре призывают в армию, а Нине ещё нет полных восемнадцати. Она идёт на фронт добровольцем… Мать и сёстры в слезах. «Там ведь могут убить!», - говорят они. А для Нины война представляется героико-романтическим фильмом. Она просит родных не провожать её. Судьба состава из шести вагонов решалась так: три вагона на восстановление Сталинграда, три - на фронт. Нина оказалась в вагоне, идущем на фронт.


Всю войну мой родственник Д. Н. Чижов
служил в Кронштадте на понтонных лодках

Младший сержант Соколова

Потом был учебный отряд, где она освоила специальность связиста. Третий Украинский фронт, 93-я дивизия, 51-й полк пехоты, рота связи. Всего 1 год 8 месяцев в действующей армии. Прошла, как в песне, пол-Европы: Украина, Румыния, Югославия, Венгрия. Последним пунктом в войне стал город Мариацелль в горной Австрии. До Вены не дошли 50 километров.
Нина Михайловна вспоминает, как они с напарницей чудом спаслись при освобождении Будапешта, как выходили из окружения в Сехешфехерваре, когда немцы хотели столкнуть наши войска в озеро Балатон, о форсировании реки Рабы.
Рассказывая о войне, Нина Михайловна говорит больше о людях, окружавших её. Театр военных действий остаётся где-то «за кадром». Она вспоминает о дорогих подругах, с которыми свели её фронтовые дороги. Самой близкой стала Нина Астахова.
Но по поводу одного из эпизодов Нина Михайловна не скупится на слова. Был уже конец войны. Шли ожесточённые бои. Часто прекращалась связь. Мужчины уходили и не возвращались. Чтобы восстановить связь, искали добровольцев уже среди женщин. Желающих не было. Вызвалась «Нинка - Рыжий Чёрт», как называли её подруги. Предстояло пройти три километра ночью на открытой местности. Сопровождал радист Фёдор Марфин. Кукурузное поле находилось под круговым обстрелом. Нина Михайловна вспоминает, что свет от трассирующих пуль напоминал летающие звёздочки, но её пугала связанная в снопа кукуруза, казавшаяся в темноте людьми. Сзади упал снаряд, перебил кабель. Нине пришлось вернуться за новой катушкой «полёвки». Ещё незадача - в темноте потеряла ножик. Теперь приходилось зачищать концы зубами. Но 12 прорывов были благополучно устранены. Связь с командованием налажена. За успешно выполненное боевое задание младший сержант Соколова была представлена к награде - медаль «За отвагу».
Когда пришла радостная весть о безоговорочной капитуляции Германии и нашей Победе, объявили конкурс в ансамбль песни и пляски. Тут пригодились творческие способности Нины Михайловны. Она прошла отбор. Танцы ставил балетмейстер Иван Мальцев, а хормейстером был украинец Александр Иванович.
На земле расстилали брезент и освещали площадку фарами машин. Пели «Смуглянку», «Калинку», много украинских песен. Разучили матросский танец «Яблочко». Но никто точно не знал, как выглядит форма моряков. Выручила Нина Соколова - она ведь была из Кронштадта.
Так, возвещая всему миру о Великой Победе советского народа и освобождении Европы от фашистского ига, заканчивала фронтовой путь младший сержант Нина Михайловна Соколова, двоюродная сестра моей мамы.
Её помиловала смерть, её добровольческий путь увенчался медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За отвагу». Будучи человеком жизнелюбивым, Нина Михайловна не любит вспоминать ни о войне, ни о своих заслугах перед Родиной. Там едва ли находилось место для кинематографической романтики. Она, как миллионы советских граждан, выполняла свой долг.
Мне же было интересно, как война воспринималась и воспринимается одной отдельно взятой личностью. После объявления демобилизации победителям выдавали паёк - мешок сухарей, три метра ткани букле и мыло, которое в войну было роскошью.
Теперь, когда всё можно, пожилая участница уродливой войны может наконец открыто сказать, как прекрасны были Венгрия и Австрия той весной 1945 года.


Бабушка Нина - любимый ветеран

У ветерана войны - золотые руки

Людмила СИРИДЕНКО

Уважаемые читатели! Спустя время после окончания войны у Нины Михайловны взяли для выставки единственную фотографию военного времени, на которой она запечатлена в форме младшего сержанта, и не вернули. Если Вам что-либо известно о местонахождении семейной реликвии, убедительно просим известить нас через газету.

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru