Правнучка снайпера Нины Петровой:
«Девятое мая - самый выстраданный праздник»
Анжелика Тулаинова была в Кронштадте дважды. В первый раз - в детстве, когда мама и бабушка привезли её сюда на экскурсию. А во второй - накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Девушка приехала в наш город, чтобы возложить цветы к открывшейся к юбилею Победы памятной доске с именем её прабабушки - прославленной снайперши Нины Петровой. Совсем недавно Анжелика выяснила, что её родственница родом из Кронштадта.
В одном из справочников правнучка героини войны нашла информацию о том, что отец Нины Павловны - Павел Семёнович Дешевов - в 1901 году жил в Кронштадте, в доме Щёголева на Петербургской улице (сейчас эта улица называется Ленинградской). И, скорее всего, Нина Петрова родилась в 1893 году именно в Кронштадте, потому что её родственники по мужской линии были связаны с морем, и были либо морскими офицерами, либо судостроителями, либо инженерами-механиками…
Вообще, о своей прабабушке - старшине Нине Петровой, которая в 48 лет ушла добровольцем на фронт и стала одной из четырёх советских женщин, удостоенных всех трёх степеней ордена Славы, - Анжелика знает по рассказам бабушки Ксении, дочки Нины Павловны, родившейся в 1917 году. А мама Анжелики Лариса, родившаяся в 1943 году, свою бабушку так ни разу и не видела.
- Прабабушка писала бабушке, что очень хочет увидеть внучку, но так и не смогла этого сделать, - говорит Анжелика. - А её внучка - моя мама, говорили, была очень похожа на Нину Павловну. И мне хочется верить, что кое-что от прабабушки унаследовала и я. Бабушка Ксения говорила мне в детстве: «Когда ты улыбаешься, у тебя такой хитрый, но целеустремлённый взгляд, что он напоминает мне мою маму». Но я не знаю, смогла бы я так, как Нина Павловна, - в 48 лет, вопреки всем запретам, пойти на передовую, оставив семью, дочь…
- Но ведь в книге В. М. Мизина «Снайпер Петрова» написано, что дочь Нины Павловны Ксения тоже воевала…
- Да, это так, но первой на фронт, насколько мне известно, ушла прабабушка. Кстати, ни моя бабушка, ни мой дед - зять Нины Павловны - не любили говорить о войне. Возможно, потому, что оба они были разведчиками. Всё, что я знаю, так это то, что бабушка Ксения в начале войны работала на строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом, потом добровольцем пошла в военный госпиталь, где, как когда-то и её мама, преподавала лечебную физкультуру. А потом Ксения отправилась к мужу Алексею на Волховский фронт, где полковник Василенко принял её в разведотдел. В нём она прослужила недолго. В августе 43-го родилась моя мама и бабушку демобилизовали. А вот дед Алексей дошёл до Берлина.
- Значит, можно сказать, что та страшная война затронула всю Вашу семью, и мужество проявила не только Ваша прабабушка, но и бабушка…
- Может, это прозвучит нескромно, но женщины по маминой линии отличались сильным характером. В книге Мизина, например, упомянута Марина, племянница Нины Павловны, дочка её старшей сестры (их у знаменитой снайперши было четыре), которая после революции эмигрировала с детьми и мужем-белогвардейцем в Бельгию. Когда началась Вторая мировая, Марина Шафрова-Марутаева участвовала в бельгийском движении Сопротивления и стала национальной героиней этой страны, а в 1978 году посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени. В декабре 41-го в Брюсселе она зарезала помощника военного коменданта - майора немецкой армии - и скрылась. От этого дерзкого поступка фашисты пришли в неистовство, они взяли в заложники 60 человек и объявили, что расстреляют их, если убийца немецкого офицера в течение недели не явится к ним с повинной. Допустить, чтобы погибли невинные люди, Марина не могла и сдалась немцам, успев до этого зарезать капитана немецкой армии. Политический трибунал гитлеровского рейха приговорил её к смертной казни посредством гильотинирования.
- Анжелика, а насколько правдива упомянутая нами книга? Всё ли в ней описано правильно?
- Мне судить трудно, но кое-какие неточности в ней всё-таки есть. Эта книга была бы более достоверной, если бы её редактировала моя бабушка, но, к сожалению, она умерла в 86-м, а книга вышла в 88-м году. Знаю, что на бабушкиных воспоминаниях основан рассказ о довоенной жизни Нины Павловны - и ему можно верить. Фронтовые годы описаны однополчанами. А готовый текст вычитывала моя мама, которая свою бабушку ни разу в жизни не видела и, возможно, какие-то моменты в книге могла упустить.
- Как относились и относятся к спорту потомки такой заслуженной и разносторонней спортсменки как Нина Павловна Петрова?
- Спорт в нашей семье был всегда. Моя бабушка Ксения окончила институт Лесгафта, она мастер спорта по спортивной гимнастике и всю жизнь отработала тренером. Мама занималась горными лыжами, я в детстве ходила на плавание, фигурное катание, танцы. А сейчас по мере возможности встаю на лыжи. И своим будущим детям буду прививать любовь к спорту…
- А ещё, наверное, уважение к своим корням, к истории и любовь к Родине… Ведь Ваши родственники были настоящими патриотами.
- Сколько себя помню, Девятое мая в нашей семье был самым главным, самым святым, самым выстраданным праздником. Каждый День Победы мы - сначала с бабушкой, потом с мамой, теперь с мужем - приходим в Артиллерийский музей, где в одном из залов висит фотография Нины Павловны, а в другом - стенд с одной из именных винтовок прабабушки, которой её наградили за победу во всесоюзных соревнованиях ещё до войны. Правда, в последний раз этот стенд я видела на 40-летие Победы, а после в том зале то ремонт, то не хватает служителей. Но я очень надеюсь, что на 65-летие Победы его всё-таки откроют. Своих детей я обязательно буду сюда приводить и рассказывать им о том, как их предки защищали нашу Родину. Ведь люди, незнающие и неуважающие своего прошлого, обречены на гибель.
- Анжелика, а Вы бывали на могиле своей прабабушки?
- Нина Павловна похоронена в братской могиле в городе Штеттин, где она погибла в автокатастрофе за восемь дней до Победы. До сих пор мне не удавалось там побывать, но, я надеюсь, когда-нибудь я сделаю это. А пока я прихожу почтить память прабабушки в Артиллерийский музей и на площадь Победы к мемориальному комплексу «Защитникам Ленинграда», где написано имя снайпера старшины Нины Петровой. Теперь вот и на кронштадтской Аллее Славы есть место, где подвиг моей прабабушки высечен в граните и куда в память о ней можно положить цветы.
Елизавета САДКОВА
Фото автора
|