В августе 2009-го президент России Дмитрий Медведев озвучил проблему алкоголизации общества на всю страну. Алкоголизм приобрел в России характер национального бедствия, заявил Дмитрий Медведев, открывая в Сочи расширенное совещание, посвященное этой проблеме. Президент привел данные, согласно которым на каждого человека, включая младенцев, приходится около восемнадцати литров чистого алкоголя в год. Эта цифра в два раза превышает уровень, который Всемирная организация здравоохранения считает опасным для жизни человека. Ежегодно в России от болезней, связанных с употреблением алкоголя, умирают до полумиллиона человек.
Медведев отметил, что принятые государством меры по уменьшению потребления алкоголя не смогли улучшить ситуацию. «За последние годы был уже предпринят ряд мер - ужесточены условия производства и оборота алкогольной продукции, достаточно серьезно ограничена реклама спиртного, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде, - но о качественных изменениях говорить пока не приходится, - признался глава государства. - Если говорить откровенно, я думаю, что вообще ни о каких изменениях говорить не приходится, ничего не помогло»..
Стоп алкоголизации общества.
Неужели ничего не поможет?
Районный наркологический кабинет, входящий в состав городской наркологической больницы, находится в Кронштадте на Восстания, 17. Здесь консультируют пациентов и их родственников, проводят амбулаторное лечение, выводят из состояния запоя и проводят профилактическое лечение. При необходимости больные направляются в стационары - в 40-ю больницу Сестрорецка или Городскую наркологическую больницу. В острых ситуациях (алкогольный психоз) - сантранспортом в психиатрическую больницу, известную в народе, как «Скворцово-Степаново». Именно из районного наркологического кабинета с помощью ответственного врача РНК Ирины Александровны ЗАХАРОВОЙ «КВ» взглянул на проблему алкоголизации кронштадтского общества.
Будущие мамы. С бутылкой и сигаретами...
- Действительно, в настоящее время алкоголизм, наркомания и табакокурение приобретают формы эпидемии. Хотя на протяжении четырех лет, что я здесь работаю, количество алкоголезависимых пациентов, которые у нас наблюдаются, находится приблизительно на одном уровне. Примерно 450 человек.
- Как Вы считаете, а велико ли количество людей, которые больны алкоголизмом, но не обращаются за помощью?
- Не могу об этом судить - можно говорить только о тех, кто обратился в кабинет. Иногда мы оказываем помощь анонимно, и тогда за лечение необходимо платить. Иногда люди приходят за консультацией к наркологу или психологу. Эту статистику мы не ведем.
- О чем они спрашивают, обращаясь за консультацией?
- Чаще всего это не сами пациенты, а их родственники. Спрашивают, как быть, если человек выпивает каждый день или выпивает только по выходным. Есть мужчины, которые пять дней работают, а в выходные пьют. А есть такие, что начинают пить и не могут остановиться неделю или две.
- Те, кто пьют по выходным, тоже больны?
- Это пациенты, злоупотребляющие алкоголем. Постепенно формируется зависимость и со временем возникают проблемы в семье, на работе. Снижается память, интеллект, возникают эмоционально-волевые нарушения, то есть наступает алкогольная деградация личности.
- И тогда. Конец? Или, когда это произойдет, можно взяться за ум и всё вернуть?
- Можно. Все зависит от личности человека и его окружения.
- Эффективно ли лечение, если следовать всем рекомендациям?
- Гарантию может дать только Господь Бог. Главное - желание пациента излечиться. Принудительно вылечить невозможно. Необходимо мотивировать пациента на лечение и отказ от алкоголя. При согласии пациента проводится антиалкогольное лечение, направленное на выработку отвращения к спиртным напиткам и стойкое подавление патологического влечения к алкоголю.
- Что еще может заставить человека выздороветь?
- Угроза потери работы, семьи и здоровья.
- Существует мнение, что женский алкоголизм неизлечим.
- Такое мнение возникло, скорее всего, потому, что женщины стараются скрывать свою алкоголизацию. Обращаются за помощью поздно.
- А правда, что женщины быстрее привыкают к алкоголю?
- Я бы не сказала. Быстрее привыкают подростки. Чем раньше начинают выпивать, тем быстрее вырабатывается зависимость. По статистике, пробовать алкоголь дети начинают с 13, 14, 15 лет. Подростки, задержанные РУВД в состоянии алкогольного опьянения или с банками пива, находятся у нас на профилактическом наблюдении. Они должны посещать кабинет раз в месяц. Некоторые приходят, некоторые - нет. За консультацией иногда обращаются и родители подростков, которые начали употреблять в компании алкоголь. С целью профилактики алкоголезависимости проводим беседы в школах. Как правило, это не только разговор о вреде употребления алкоголя, но и курения, и употребления наркотиков.
- Что Вы им говорите?
- По закону до 18 лет пить спиртные напитки нельзя. Организм подростка очень уязвим. Алкоголь негативно влияет прежде всего на интеллектуальную сферу: снижается память, снижается успеваемость в школе. Прекращается личностный рост, разрываются социальные связи. Интересно будет только выпить с друзьями.
- Что делать, чтобы молодое поколение не подвергалось алкоголизации?
- Показывать своим примером, что этого делать нельзя.
- Бывает ли, что родители не пьют, а дети подвергаются так называемому террору среды?
- Бывает. Предложили - не смогла отказаться - попробовала. Чтобы почувствовать опьянение, подростку достаточно несколько глотков. Особенно если это джин-тоник из баночек. Некоторые оказываются в состоянии алкогольной комы в токсикологическом центре Санкт-Петербурга. В течение года было несколько случаев. Был даже случай, когда подросток чуть не замерз на улице зимой в состоянии алкогольного опьянения.
- Как повысить эффективность борьбы?
- Надежнее всего ограничить продажу алкоголя. Сделать алкоголь менее доступным. Он должен быть достаточно дорогим и продаваться в определенных магазинах. Необходимо также строже наказывать продавцов, продающих детям алкоголь.
Сколько у нас пьющих семей?
В Центре социальной помощи семьям и детям пятый год работает отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, включающее в себя и службу сопровождения (патронаж семей). По информации заведующей отделением Натальи Васильевны БРЫНЗЮК, за четыре года на учете здесь состояли 168 семей, в которых воспитывались 264 ребенка. Из 168 в 47 семьях были алкоголезависимые родители. Родители из 19 семей прошли курс лечения в наркологическом кабинете Кронштадта, пять лечились анонимно. В восьми случаях из 47 помочь пьющим родителям не удалось, и они лишены родительских прав. Еще в 20 семьях родители продолжают пить, но пока еще заботятся о детях.
Проблема в том, считает Наталья Васильевна, что для многих кронштадтцев огромная пластиковая бутылка пива вечерком перед телевизором считается нормой. Как среди подростков пиво и красивые баночки с якобы энергетическими напитками - тоже обычное дело. И хотя сейчас следят за тем, чтобы подросткам не продавали алкоголь ни в бутылках, ни в баночках, всегда находятся «добрые» взрослые, которые эти напитки купят для детей.
В период кризиса подросткового возраста в 13, 14, 15 лет, когда ребенок начинает самоутверждаться, высока вероятность, что он попробует алкоголь в компании сверстников или молодежи постарше. Причем далеко не всегда это дети из пьющих семей.
Что делать, чтобы ребенка не затянула «плохая» компания?
Советует Наталья Васильевна БРЫНЗЮК, вырастившая троих сыновей (старшему 34, младшему - 17 лет):
- Ребёнок должен быть постоянно занят. Пороки у детей рождаются от наличия у них свободного времени. Мои сыновья имели обязанности по дому и серьезно занимались или спортом, или музыкой, или живописью - кому что было ближе. Несмотря на то, что мы с мужем много работали и мобильных телефонов раньше не было, я всегда знала, где и что делают мои дети. Учителя никогда не оставляли без внимания случаев прогула уроков.
Излечим ли алкоголизм?
Классический ответ любого специалиста - всё зависит от самого алкоголика. Конкретный кронштадтский пример - женщина перестала пить из страха потерять дочь.
Она оказалась в Кронштадте вместе с мужем-военнослужащим, который после сокращения уехал на заработки. Как оказалось, навсегда. Осталась одна с маленьким ребенком. Вскоре не стало и работы - предприятие ликвидировали. Девочка ходила в детский сад, а мама… Однажды она забыла забрать ребенка из садика. Именно в тот момент семьей и занялись социальные работники. Женщина очнулась только тогда, когда ей сказали, что будут готовить документы на лишение ее родительских прав. Она очень боялась идти к врачу. Но всё же пошла. С нею работали сразу несколько специалистов.
Когда исполнился год трезвой жизни, она поняла, что ей очень стыдно за свое прошлое и надо сменить место жительства. Семья переехала в другой город, и у них теперь всё хорошо. Женщина трудится в сфере ЖКХ и подрабатывает дома шитьем, девочка учится в школе. И хотя папа так и затерялся на каких-то заработках, мать и дочь счастливы вот уже три года. Перед Новым годом звонили и поздравляли с праздником кроншадтских социальных работников и врачей-наркологов, которые помогли победить болезнь.
Материалы полосы подготовила Надежда РЫБАКОВА
Фото с сайта trezvenie.com
|