|
Читатели обратились в газету |
Размышления у губернаторского дома
Парадный подъезд
Петровская улица, 16/2. Дом с метровыми стенами и высотой потолков 4,5 метра. Это губернский дом, в котором жили самые знаменитые губернаторы военно-морской крепости, а в квартире на третьем этаже останавливались члены императорской семьи. Парадный подъезд. Из этого подъезда в вечный путь отправился после своей кончины Ф. Ф. Беллинсгаузен, а С. О. Макаров ушел в тихоокеанский поход, где подорвался на мине. Отсюда навстречу своей героической гибели вышел и последний военный губернатор Кронштадта Р. Н. Вирен. Безоружный, в накинутой шинели скомандовал «смирно» разгулявшимся матросам, был поднят на смех, а потом и на штыки у оврага Якорной площади. В советские годы Губернаторский дом остается домом флотского военного командования. Именно в нем живут будущие адмиралы. В предвоенные годы в квартире № 7 жила семья А. И. Маринеско - подводника № 1, Героя Советского Союза.
Новый подъезд
Сегодня ни в одну из квартир через парадный подъезд не попадешь - упрешься в магазин, в котором продают сигареты, пиво, водку, жвачку и мороженое. Слева «Дом Книги», справа - «Сувениры». Лет семь назад жильцы дома сами захотели отделиться от магазинов, расположившихся на первом этаже. Именно тогда сделали кирпичную стену, поставили металлическую дверь и домофон. Двери и домофоны установили и жители других трех подъездов. «Мы вздохнули спокойно, - говорит одна из жительниц дома, - избавились от бомжей, бутылок и шприцев. Жилищники сделали в подъезде ремонт. Со двора исчезли коробки и разгружающиеся машины».
Сегодня на Петровской, 16/2 вновь тревожно. Это началось вскоре после того, как в квартире № 21 на первом этаже появился новый собственник, а остальные жильцы получили опросные листы под личную подпись. Новый сосед переводит жилое помещение в нежилое для организации магазина и хочет прорубить в свою квартиру отдельный вход.
Смесь французского с нижегородским?
Об этих обстоятельствах редакции «КВ» стало известно из письма, написанного Людмилой Фортунатовной Москаленко по просьбе ее соседей, давно живущих в этом доме.
«С момента постройки (1830 год) фасад здания по адресу: Петровская улица, 16/2 не изменялся. А сейчас владельцы маленькой квартиры хотят пробить из окна, выходящего на Макаровскую улицу, новую дверь, повесить на отремонтированном лицевом фасаде вывеску магазина, а на внутреннем фасаде разместить кондиционеры. Что будет представлять собой исторический дом - «смесь французского с нижегородским»?
Нам раздали листы для голосования, и сказали, что в квартире № 21 планируется магазин «Спортивные товары», но мы подозреваем, что это только предлог, так как по представленному плану предусмотрено объединение двух комнат, а также три туалета вместо ванной, что говорит, на наш взгляд, о желании сделать в доме магазин для любителей пива и прочих горячительных напитков. Благо летом на этом пятачке много туристов. А квартира граничит с квартирой № 22, в которой живет семья с маленьким ребенком.
Но главное - перепланировка: нарушая окно - нарушают целостность стены. На общем собрании было заявлено: «Мы не разрешаем портить фасады домов, заслуживающих памяти потомков. Что мы оставим своим детям, внукам? Стыдно, что приходится говорить об истории в таком контексте, напоминая об этом власти. Власть должна защищать и сохранять в неприкосновенности наследие, оставленное нам предками».
Кроме того, в нашем доме по улице Петровская, 16/2 есть уже три магазина: «Дом книги», «Сувениры» и магазин по продаже спиртных напитков. Последний и так доставляет нам немало беспокойства. Подвыпившие среди ночи шумят под окнами, так как винный магазин в нашем парадном подъезде работает до 23-х часов.
Сейчас дом и двор приведены в порядок. Мы следим за чистотой, благоустраиваем территорию, сажаем цветы, деревья.Двор небольшой, единственный въезд через арку заставлен машинами, что затрудняет проезд «скорой помощи» или пожарной службы...»
Дежавю
Читаю письмо Людмилы Фортунатовны, встречаюсь с ее соседями и понимаю: всё это уже было. Проспект Ленина, 21/2. Также КГИОПовский дом, также обеспокоенность соседей по поводу целостности здания, если будут из оконного проема делать входную дверь. Также бег по инстанциям - даже в КГИОП съездили. На трещинах установили маячки, чтобы наблюдать за состоянием стен. Также опасались открытия магазина.
Сегодня на первом этаже когда-то жилого фонда работает офис ООО «Стройконсалт». Удалось ли в итоге договориться с соседями? - поинтересовался «КВ» у руководителя предприятия Игоря Анатольевича Шитова:
- Живем мирно. Выполнили пожелания по благоустройству подъезда, рядом с которым дверь в офис - теперь почти с каждым жильцом за руку здороваюсь.
А что соседи? Как сообщила Надежда Хусаинова, предприниматели сделали в их подъезде ремонт и обновили остекление, и ей, живущей на третьем этаже, никакого особенного беспокойства не причиняют. Разве что машину трудно возле дома припарковать, так как постоянно подъезжают-отъезжают клиенты риэлторской фирмы и ее сотрудники. Да лампочка иногда горит, словно лучина тлеет, - не хватает электрической мощности. В общем, ничего драматического, хотя жителям второго этажа, вероятно, менее комфортно из-за шума автомобильных двигателей.
Жильё в нежильё
Может быть, и жильцы Губернаторского дома драматизируют ситуацию?
С этим вопросом «КВ» обратился в ГУ «ЖА» к ведущему инженеру отдела технического контроля за содержанием жилищного фонда Людмиле Александровне Ивановой.
- Согласно статье 290 Гражданского кодекса РФ, «собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами и внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры». Статья 44 Жилищного кодекса РФ четко предписывает относить решение о передаче общего имущества и его реконструкции к компетенции общего собрания собственников помещений. Приниматься такое решение должно не менее чем 2/3 голосов от общего количества голосов совладельцев общего имущества многоквартирного дома. Обычно это делается в форме заочного голосования, путем раздачи жильцам опросного листа, в котором совсем не обязательно указывать паспортные данные, хотя эта графа там имеется.
Людмила Александровна также рассказала о порядке перевода помещения из жилого в нежилое, в котором множество согласований: в КГА, КГИОП, в СЭС, в пожарной инспекции, в администрации района, в ГУ «ЖА», на районной МВК (межведомственной комиссии). Потом - экспертиза проекта в Жилищном комитете и разрешение на ремонтные работы в ГАТИ.
К сожалению, получается, что никого не интересует мнение граждан, проживающих в многоквартирных домах, нужен ли им магазин или офис в доме как таковой. Мнение жильцов спрашивается только в части устройства отдельного входа.
А что касается страхов по поводу вино-водочного магазина или кабака в губернском доме, Иванова ответила, что техническая документация дана именно на магазин промышленных товаров. Чтобы открыть продовольственный магазин, тем более, кафе, - нужны другие технические условия и другая проектная документация.
Что делать?
Ответ на этот вопрос «КВ» стал искать в Санкт-Петербурге в Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка у бизнесмена Алексея Николаевича Третьякова. Суть конфликта объяснять не пришлось - конфликт типичный и понятный каждому, кто живет в многоквартирном доме, на первом этаже которого расположены магазины или кафе.
- Первые этажи - изначально ущербная позиция для малого бизнеса. Обе стороны страдают по вине третьей. Как выкручиваться? Теоретически - расселить один дом за государственный счет, где сделать бизнес-начинку и кафе, а остальные многоквартирные дома вокруг пусть живут спокойно. Практически для Кронштадта, где застройка неплотная, - могу предложить павильонный вариант. В той же Европе, с которой принялись копировать магазины в первых этажах, забыв о нашем менталитете, полно павильонов. И красота культурной столицы здесь не при чем - город расчищался под интересы транснациональных сетевых компаний. Неслучайно Петербург называют мировой столицей ретейла. И это совсем не почетное звание. Сети занимают уже 80 процентов потребительского рынка, за что платить приходится нам. Почему домохозяйки из Северной столицы регулярно ездят в Финляндию за продуктами и товарами первой необходимости? Соотношение цены и качества там лучше.
Не навреди
Дом старый и знаменитый, тротуарчик перед будущим входом узенький, по соседству квартира № 22, в которой воспитывается ребёнок, сейчас совсем еще маленький. Подъездные пути для магазинов не предусмотрены, электрической мощности недостаточно. Это с одной стороны. С другой стороны, малый бизнес у нас, оказывается, тоже маленький, даже малюсенький - душат его крупным иностранным сетевым бизнесом. Губернский дом - привлекательное с точки зрения бизнеса место. Историческое и туристическое. Ведь вполне достойно, что здесь находятся «Дом Книги» и «Сувениры». Еще лет пять-шесть назад сетовали, что в нашем городе негде и нечего купить на память о Кронштадте. А уж как не навредить жильцам и дому - можно подумать. Например, владелец 21-й квартиры может сделать что-нибудь полезное для исторического здания. Например, организует установку мемориальной доски в память о выдающихся военачальниках, живших здесь в разные годы. Беллинсгаузен, все собственные средства вкладывавший в озеленение города, разве меньше сделал для Отечества нашего, чем подводник № 1 Маринеско? Командиру ПЛ «С-13» цветы возлагаем, а адмиралу Фабиану Готлибу Тадеусу фон Беллинсгаузену, оставившему бесприданницами родных дочерей из любви к русскому городу? Его именем названы море, подводная котловина, мыс, ледник и антарктическая станция, а имени на доме, в котором он жил, будучи военным губернатором, нет.
Может быть, это чересчур, и не под силу одному предпринимателю. Но знаменитый губернский дом должен надеть свои ордена - мемориальные доски, - чтобы помнили тех, кто жил в этом пространстве, и так любил Кронштадт, флот и Отечество.
Да помогут вам закон и здравый смысл
- Вы за кого? - спросили жители Петровской, 16/2 ведущего инженера отдела технического контроля за содержанием жилищного фонда ГУ «ЖА» Иванову. Она ответила им так:
- Я на стороне закона.
На «ТВ-100» показали сюжет о конфликте жителей с владельцем магазина, расположенного на первом этаже их дома, - претензии петербуржцев в адрес предпринимателей с первых этажей были те же, что и у кронштадтцев: покупают и идут во двор пить, петь, буянить, мусорить, пачкать стены. «Скорой помощи» не проехать - товар из автомашин разгружают…
- На чьей Вы стороне? - спросили председателя Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Третьякова.
- На стороне здравого смысла.
Надежда РЫБАКОВА
Фото автора
Идея наградить Губернаторский дом мемориальными досками, как орденами, принадлежит нашему постоянному автору Борису Николаевичу Брилю.
|