Перформанс non-stop, или Apocalypses сегодня
С 18 по 20 июня лабораторию экспериментальных искусств «Шум и шепот», превратившую развалины форта «Зверев» в неповторимые декорации, мог посетить любой желающий. Для прибывавшей на кораблике «Парадиз» публики поселившиеся на острове актеры, музыканты и художники подготовили нескончаемый перформанс.
Одно действие этого нетрадиционного спектакля разыгрывалось на берегу, другое проходило в казематах, третье - у котла с супом, в очередь за которым выстраивались босые, обмотанные полупрозрачной материей, отработавшие статуями актеры вперемешку с одетыми в цивильное платье художниками. В такой творческой обстановке даже бытовые моменты обрастали художественными смыслами.
Еще издали подплывающую публику встречала женщина в белом - живая статуя, выбравшая себе постаментом бетонный воинственный дот времен Второй Мировой. В арке главного входа на качелях, увешанных бубенчиками, раскачивалась еще одна полуобнаженная нимфа. В то время как в разрушенных галереях кто-то пел, а в подвале при свете свечей виднелись нечеловеческие силуэты и приглашали войти в созданное художниками пространство полусна.
Сам форт, с дамбы кажущийся заросшим островом, лишенным всяческих архитектурных объектов, тоже поражал воображение. Там шикарные гроздья сирени цветут на фоне взорванных некогда величественных сооружений, внутренние стены которых сплошь покрыты сосульками из расплавленного кирпича. Во дворе стоит безветрие, а в воздухе - пряный аромат разнотравья. Под ногами битый кирпич вперемешку с крапивой и тростником. Райские кущи, с одной стороны. И полный апокалипсис - с другой. Такие декорации, как нельзя лучше, подходят для создания пластических спектаклей в стилистике буто. Именно с этим современным искусством работает участвующий уже второй год в фестивале «Кронфест» театр «OddDance» и впервые прибывший в Кронштадт финский театр «Sysina».
Буто - искусство, родившееся в пережившей атомный взрыв Японии, - напрямую связано с природой. Причем и в смысле окружающего пейзажа, и в смыле человеческой природы чувств. «Танцор буто стремится к слиянию с природой, апеллируя не к рассудку, а к чувствам зрителя», - пишет на сайте «www.odddance.com» один из основателей этого творческого коллектива, куратор проекта «Шум и шепот» Наталья Жестовская. При встрече на форту она объяснила, что главное в буто - внутренняя экспрессия, которая зависит от того, что чувствует танцующий и как его образ раскодирует зритель.
- Это слишком медленный танец. Чтобы войти в атмосферу неспешного действа и настроиться на волну актера нужно время. Но современному зрителю, живущему в бешеном ритме больших городов, трудно остановиться, сделать паузу и услышать себя - поймать свой отклик на увиденное. Поэтому для многих зрителей буто - непонятное искусство. Оно не цепляет с первой секунды, не держит на крючке весь спектакль, наоборот, можно в любое время уйти, не досмотрев до конца…
И вот перед зрителями в одном из казематов появляется финская актриса. Она отделяется от стены и, словно слепая, начинает передвигаться по кромке каменного желоба, по дну которого течет вода. Подол ее длинного, местами порванного платья намокает в этой воде. Волосы спутываются от соприкосновения с неровностями облупившейся стены. Босые ноги ищут опору и роняют в желоб осколки кирпича. Шум камней, шорох ног, треск поленьев в еще сохранившемся камине - единственные звуки этого спектакля. Актриса молчит. Она одновременно похожа и на птицу, которая учится летать, и на переживший атомный взрыв человеческий призрак. Над ее головой топорщатся застывшие сосульки расплавленного кирпича. И ты острее чувствуешь, насколько жарко было на форту «Зверев» несколько десятилетий назад, когда здесь испытывали напалм.
- Зритель чувствует холод подземелья, видит струящийся свет, блеск огня, осыпающиеся стены, - комментирует спектакль финских коллег Наталья. - Артисты стараются быть трансляторами всех этих физических явлений и ощущений. Они создают некое пространство сна или воспоминания, в которое погружается каждый, когда остается один.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора и Евгения РОГОВА
Все актеры в основном предпочитали белые одежды и белый грим. Среди них выделялась финка, облаченная в черную майку. Она бродила по острову с большим, тоже черным полиэтиленовым мешком и собирала мусор, жестами объясняя всем, что обилие мусора - это проблема, касающееся каждого.
|